Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 14:01, курсовая работа
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
данным российского статистического агентства, составила к началу августа
1999 г. 9,1 млн. человек, или 12,3% экономически активного населения.
Увеличение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы,
малая цена рабочей силы и, как следствие, низкий уровень жизни способствуют
расширению вторичной (временной) занятости.
В настоящее время
доходов населения. Однако ее доля в ВВП продолжает уменьшаться, значит,
"падает" и ее реальное содержание. В условиях продолжающегося сокращения
рабочих мест многие безработные готовы на любую работу, соглашаясь с низкой
оплатой, вредными условиями труда, отсутствием социальной защиты.
По оценкам, в 1999 г. вторую (третью) работу имели около 8,5 млн.
человек; численность занятых в неформальном секторе составила около 25
млн., в том числе 7,5 млн. человек, для которых такая деятельность является
единственным
источником дохода.
Формы временной занятости
Временная занятость, являясь одним из атрибутов рынка труда,
реализуется в различных формах: наем по контракту, совместительство,
аккордные и сезонные работы, надомный труд и т.д.
Гибкие формы временной
прерывистый или неполный рабочий день (неделю, месяц), сдвинутые по
сравнению с традиционным режимом начало и окончание работы, скользящий (в
течение суток, недели, месяца) график труда и отдыха, надомная занятость,
разделение рабочего места между двумя работниками и более и т.п.
Часто временная занятость
кадров на постоянную занятость.
Нормативно-правовая база
Согласно КЗоТу временными
двух месяцев, а для замещения временно отсутствующих работников, за
которыми сохраняется их место (должность), - до четырех месяцев. Временная
занятость регулируется ст. 253 КЗоТ "Особые условия труда сезонных,
временных и некоторых других категорий работников", в которой определено,
что законодательством могут устанавливаться особые условия труда для лиц,
занятых на временных работах, совместителей, надомников, а также работающих
по договорам.
Однако действующее трудовое
законодательство не в
мере регулировать нынешние трудовые отношения. Безусловно, это относится и
к сфере временной занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован на ситуацию,
когда государство в одном лице выступало и как собственник средств
производства, и как исполнитель законодательных актов, и как гарант
социальной защиты трудящихся. Сейчас все эти функции разделены между
работодателями и государственными структурами, в итоге интересы работника
оказываются незащищенными.
В проекте федерального закона "Трудовой кодекс Российской Федерации"
предусмотрены разделы, определяющие особенности регулирования рынка труда
работников, заключивших трудовой договор сроком до двух месяцев, а также
порядок найма (ст.257), оплаты отпуска (ст.259), расторжения трудового
договора (ст.260). В новом КЗоТе также определены особенности регулирования
труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих вахтовым методом
(ст.265-270), работников,
занятых у работодателей-
277).
С принятием нового КЗоТа
граждан, имеющих
временную и вторичную
Помимо КЗоТа, основными законами, регулирующими социально-трудовую
сферу, являются Конституция РФ и законодательство о занятости с изменениями
и дополнениями,
а также соответствующие
Развитие временной занятости
В условиях социально-экономической нестабильности и нарастания
негативных тенденций в сфере занятости особое значение приобретает выбор
государством приоритетных направлений политики, способных снизить
социальное
напряжение, в немалой степени определяемое
высокой безработицей.
Важным средством поддержания занятости является обеспечение
безработных временными рабочими местами, дающими возможность
круглогодичного и разнообразного трудоустройства. Реализация этой задачи
предполагает совершенствование механизма организации временной занятости:
повышение статуса временной работы; расширение ее видов; изменение условий
участия граждан в общественных и временных работах; создание нового
механизма финансирования с привлечением средств из различных источников.
В последнее время
уделять повышенное внимание организации временной занятости безработных.
Практикуются совместные плановые выезды специалистов территориальных
органов службы занятости и представителей органов местного самоуправления в
отдаленные населенные пункты в целях содействия созданию рабочих мест на
временные (сезонные) работы, проводятся встречи с работодателями на местах,
оказываются необходимые консультационные услуги. Следует отметить, что
добросовестные граждане, занятые на сезонных работах, впоследствии нередко
принимаются в штат этих организаций около 8%).
Спектр форм временной
прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным договорам, а также
замещение временно
отсутствующих штатных
В городах основные партнеры
служб занятости в
трудоустройства - акционерные общества, дорожно-эксплуатационные службы,
строительные и торговые организации.
Наряду с муниципальными работодателями заявки на временные работы
подают и частные предприниматели, использующие дополнительную рабочую силу
в летний период (например, летняя торговля с лотков).
Средняя продолжительность
составляет от десяти дней до шести месяцев. Одной из проблем остается
краткосрочность работ, поскольку по их окончании граждане вынуждены
возобновлять поиск и повторно обращаться в службу занятости.
Среди трудоустроенных на условиях временной занятости достаточно
высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи в возрасте до 29 лет -
около 40%, большинство из них не имеет опыта работы профессионального
образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, -
безработный, состоящий на учете в органах службы занятости более года,
каждый десятый участник - предпенсионного возраста.
Территориальные органы службы
занятости населения постоянно
банк данных по временным работам. Около 80% вакансий ориентированы на
рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные
работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10%
предназначены для работников средней квалификации на условиях почасовой
оплаты; для высококвалифицированных специалистов (преподавание,
консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по
рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.
Дополнительная временная занятость, как правило, - нерегулярная,
краткосрочная, но достаточно изнурительная и интенсивная. Для
работодателей, прибегающих к такой форме привлечения рабочей силы, это
реальный способ решения оперативных проблем.
Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить
взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах.
Большую часть вакансий предоставляют муниципальные предприятия, основным
видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных культур и
овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы в сельской
местности снижается на 0,5 п.п.
В Ленинградской области
являются добыча и отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на
период отопительного сезона, сельскохозяйственные работы, уход за
лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др.
К новым видам временной
можно отнести выполнение заявок от частных лиц на уход за огородами, уборку
урожая, выгул собак, уход за больными, выполнение других видов разовых
услуг. Для быстрого реагирования на подобные заявки в службе занятости
создаются
специальные картотеки
такую работу и готовых приступить к ней в любое время. Заработная плата на
Информация о работе Пути снижения безработицы и обеспечение занятости