Пути снижения безработицы и обеспечение занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и

духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.

Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые

рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.

А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда

общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.

Содержание

1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3

1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3

1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на


рабочую силу. 4

1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7

1.4 Занятость и ее формы. 5

2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11

2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме

рабочих, и их реальное положение. 11

2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13

2.3 Распределение рабочей силы. 15

2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и

самостоятельность предприятий. 16

2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и

безработицей. 17

2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие

нарушения законодательства. 19

3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20

3.1 Закон о занятости населения 20

3.2 Предложения по реформированию закона 23

3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27

3.4 Временная занятость 31

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

безработица.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

      данным российского  статистического агентства, составила  к  началу  августа

      1999 г. 9,1 млн.  человек, или 12,3% экономически  активного населения.

            Увеличение неполной  занятости,  задержки  выплаты  заработной  платы,

      малая цена рабочей  силы и, как следствие, низкий уровень  жизни способствуют

      расширению  вторичной (временной) занятости.

            В  настоящее  время  заработная  плата  остается  основным  источником

      доходов населения. Однако ее доля в  ВВП  продолжает  уменьшаться,  значит,

      "падает" и ее реальное содержание. В   условиях  продолжающегося  сокращения

      рабочих мест многие безработные готовы на любую  работу, соглашаясь с низкой

      оплатой, вредными условиями труда, отсутствием социальной защиты.

            По оценкам, в 1999 г. вторую (третью)  работу  имели  около  8,5  млн.

      человек; численность  занятых в  неформальном  секторе  составила  около  25

      млн., в том  числе 7,5 млн. человек, для которых  такая деятельность является

      единственным  источником дохода. 

                                Формы временной занятости 

            Временная  занятость,  являясь   одним  из   атрибутов   рынка   труда,

      реализуется  в  различных  формах:  наем  по  контракту,   совместительство,

      аккордные и  сезонные работы, надомный труд и т.д.

            Гибкие формы временной занятости  охватывают такие режимы  работы,  как

      прерывистый  или  неполный  рабочий  день  (неделю,  месяц),  сдвинутые   по

      сравнению с  традиционным режимом начало и окончание  работы,  скользящий  (в

      течение суток, недели, месяца) график труда и  отдыха,  надомная  занятость,

      разделение  рабочего места между двумя работниками  и более и т.п.

            Часто временная занятость служит  своеобразным  полигоном  для   подбора

      кадров на постоянную занятость.

            Нормативно-правовая база временной  занятости

            Согласно КЗоТу временными признаются  работники, принятые  на  срок  до

      двух  месяцев,  а  для  замещения  временно  отсутствующих  работников,   за

      которыми сохраняется  их место (должность), - до четырех  месяцев.  Временная

      занятость  регулируется  ст.  253  КЗоТ  "Особые  условия  труда   сезонных,

      временных и  некоторых других категорий работников",  в  которой  определено,

      что законодательством  могут устанавливаться особые условия  труда  для  лиц,

      занятых на временных  работах, совместителей, надомников, а  также  работающих

      по договорам.

            Однако действующее трудовое  законодательство не в состоянии   в  полной

      мере регулировать нынешние трудовые отношения. Безусловно, это  относится  и

      к сфере временной  занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован на  ситуацию,

      когда  государство  в  одном  лице  выступало  и  как  собственник   средств

      производства,  и  как  исполнитель  законодательных  актов,  и  как   гарант

      социальной  защиты  трудящихся.  Сейчас  все  эти  функции  разделены  между

      работодателями  и государственными структурами, в  итоге  интересы  работника

      оказываются незащищенными.

            В проекте федерального закона "Трудовой кодекс  Российской  Федерации"

      предусмотрены разделы, определяющие особенности  регулирования  рынка  труда

      работников, заключивших  трудовой договор сроком до  двух  месяцев,  а  также

      порядок найма  (ст.257),  оплаты  отпуска  (ст.259),  расторжения  трудового

      договора (ст.260). В новом КЗоТе также определены особенности  регулирования

      труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих   вахтовым   методом

      (ст.265-270), работников, занятых у  работодателей-физических  лиц  (ст.271-

      277).

            С принятием нового КЗоТа усилятся  социальные гарантии  большого  числа

      граждан, имеющих  временную и вторичную занятость.

            Помимо КЗоТа,  основными  законами,  регулирующими  социально-трудовую

      сферу, являются Конституция РФ и законодательство о занятости с  изменениями

      и дополнениями, а также соответствующие подзаконные  акты и положения.

                                   Развитие временной занятости

            В условиях  социально-экономической   нестабильности   и   нарастания

      негативных  тенденций в сфере занятости  особое  значение  приобретает  выбор

      государством   приоритетных   направлений   политики,   способных    снизить

      социальное  напряжение, в немалой степени определяемое высокой  безработицей. 

            Важным   средством   поддержания   занятости   является    обеспечение

      безработных    временными    рабочими    местами,    дающими     возможность

      круглогодичного и разнообразного трудоустройства.  Реализация  этой  задачи

      предполагает  совершенствование механизма  организации  временной  занятости:

      повышение статуса  временной работы; расширение ее видов;  изменение  условий

      участия  граждан  в  общественных  и  временных  работах;  создание   нового

      механизма финансирования с привлечением средств из различных  источников.

            В  последнее  время  территориальные   органы  службы  занятости   стали

      уделять повышенное внимание  организации  временной  занятости  безработных.

      Практикуются  совместные  плановые   выезды   специалистов   территориальных

      органов службы занятости и представителей органов  местного самоуправления  в

      отдаленные  населенные пункты в целях содействия  созданию  рабочих  мест  на

      временные (сезонные) работы, проводятся встречи с работодателями на  местах,

      оказываются  необходимые  консультационные  услуги.  Следует  отметить,  что

      добросовестные  граждане, занятые на сезонных работах,  впоследствии  нередко

      принимаются в штат этих организаций  около 8%).

            Спектр форм временной занятости достаточно широк. Однако основными по-

      прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным  договорам,  а  также

      замещение временно отсутствующих штатных работников.

            В городах основные партнеры  служб занятости в  организации   временного

      трудоустройства -  акционерные  общества,  дорожно-эксплуатационные  службы,

      строительные  и торговые организации.

            Наряду с муниципальными  работодателями  заявки  на  временные  работы

      подают и  частные предприниматели, использующие дополнительную  рабочую  силу

      в летний период (например, летняя торговля с лотков).

            Средняя  продолжительность временных  работ по  регионам  колеблется  и

      составляет  от десяти дней  до  шести  месяцев.  Одной  из  проблем  остается

      краткосрочность  работ,  поскольку  по  их  окончании   граждане   вынуждены

      возобновлять  поиск и повторно обращаться в  службу занятости.

            Среди  трудоустроенных  на  условиях  временной  занятости   достаточно

      высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи  в  возрасте  до  29  лет  -

      около 40%, большинство  из  них  не  имеет  опыта  работы  профессионального

      образования.  Каждый  четвертый,  направленный  на   временную   работу,   -

      безработный, состоящий на учете  в  органах  службы  занятости  более  года,

      каждый десятый  участник - предпенсионного возраста.

            Территориальные органы службы  занятости населения постоянно   пополняют

      банк данных по  временным  работам.  Около  80%  вакансий  ориентированы  на

      рабочие  специальности  (погрузочно-разгрузочные,   дорожные,   строительные

      работы, ручной труд  в  сельском  хозяйстве  и  т.д.);  немногим  более  10%

      предназначены для работников  средней  квалификации  на  условиях  почасовой

      оплаты;    для    высококвалифицированных    специалистов     (преподавание,

      консультирование,  аудит,  разовые заказы   художникам,   специалистам   по

      рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.

            Дополнительная  временная  занятость,  как  правило,  -  нерегулярная,

      краткосрочная,   но   достаточно   изнурительная    и    интенсивная.    Для

      работодателей, прибегающих к  такой  форме  привлечения  рабочей  силы,  это

      реальный способ решения оперативных проблем.

            Органам   службы   занятости   Алтайского   края   удалось    наладить

      взаимодействие  с работодателями по сбору данных о временных рабочих  местах.

      Большую часть  вакансий  предоставляют  муниципальные  предприятия,  основным

      видом деятельности которых является выращивание  плодово-ягодных  культур  и

      овощей. В период проведения сезонных работ уровень  безработицы  в  сельской

      местности снижается на 0,5 п.п.

            В Ленинградской области основными   видами  временного  трудоустройства

      являются добыча и  отгрузка  нерудных  материалов,  работа  в  котельных  на

      период  отопительного   сезона,   сельскохозяйственные   работы,   уход   за

      лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др.

            К новым видам временной занятости,  которые  практикуются  в   области,

       можно отнести  выполнение заявок от частных  лиц на уход за огородами,  уборку

       урожая, выгул  собак, уход за  больными, выполнение  других  видов разовых

       услуг.  Для быстрого реагирования на  подобные  заявки  в  службе  занятости

       создаются  специальные картотеки безработных   граждан,  согласных  выполнять

       такую работу  и готовых приступить к ней  в любое время. Заработная плата на

Информация о работе Пути снижения безработицы и обеспечение занятости