Прогнозирование и планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования и прогнозирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

Содержание

I. Введение.

Основная часть.
1. Планирование и стратегия управления деятельностью фирмы.
А) Функции, задачи планирования.
Б) Планирование–предвидение и поэтапная организация деятельности предприятия.
2. Прогнозирование на предприятии.
А). Прогнозирование – начальный этап планирования.
Б). Функции прогнозирования.
В). Генетическое и целевое прогнозирование, содержание и виды планирования.
Г). Прогноз и оценка банкротства.
Финансовые стратегии, проблемы при планировании и прогнозировании.
А). Темпы развития.
Б). Рычаги управления доходностью.
В). Пожарный источник.
Г). Нормы накопления и дивиденды.
Д). Инновационные стратегии компаний на развивающихся рынках.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВ~1.DOC

— 483.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 

                                 Формула устойчивого роста.                             

Формализуем взаимосвязь финансовых ресурсов компании и скорость её развития, воспользовавшись формулой устойчивого роста. Это простое уравнение, основанное на ряде предложений.

  1. Предприятие развивается, т.е. его темпы роста больше 0.
  2. Руководство ничего не хочет менять в своей финансовой политике, что означает:

       а) структура капитала остаётся  неизменной (брать взаймы можно, но лишь в рамках установленных пропорций и заданного уровня финансового левериджа);

      б) эмиссия акций либо невозможна, либо нежелательна;

      в) политика в области дивидендов  стабильна, т.е. норма выплаты  дивидендов или норма накопления прибыли зафиксированы и не меняются.

    Трудности в финансировании возникают,  когда предприятие слишком быстро  или медленно развивается. Что  это значит? Слишком быстро –  выше устойчивых темпов роста,  слишком медленно – ниже устойчивых  темпов роста.

   Устойчивые темпы роста определяют скорость развития, которая может финансироваться в рамках устойчивой финансовой политики:

      - либо за счет нераспределенной  прибыли (структура накопления  неизменна);

            - либо за счет займов (структура  капитала неизменна).

     Мы обязательно вернемся к этим предположениям позднее и оценим их реалистичность. Сейчас же признаем, что все они достаточно типичны и свойственны политике большинства предприятий с одной лишь оговоркой: темпы роста предприятия при этих условиях устойчивы и не требуют радикальных финансовых решений.

   Трудности в финансировании возникают лишь тогда, когда предприятие слишком быстро или слишком медленно развивается. Что значит — слишком быстро или слишком медленно? Слишком быстро — выше устойчивых темпов роста, слишком медленно—ниже устойчивых темпов роста.

      Заметим, что, рассуждая о скорости  развития, по существу, говорим о темпах роста объема производства). Для роста продаж необходимо увеличение активов предприятия. В соответствии с концепцией устойчивого роста и структурой аналитического – баланса, это увеличение может покрываться лишь за счет роста нераспределенной прибыли и пропорционального приращения пассивов (в рамках заданной структуры капитала).

Устойчивые  темпы роста предприятия — это темпы роста собственного капитала предприятия, источником которого служит нераспределенная прибыль, при неизменном соотношении собственного заемного капитала.

 Если  в финансовом управлении не контролировать скорость развития, темпы роста могут оказаться чрезмерно высокими. Ведь далеко не всегда можно увеличить маржу и скорость оборота активов, тем более трудно сколько-нибудь радикально изменить Финансовую политику. Именно при этих обстоятельствах и возникает проблема чрезмерного роста.

  К сожалению, очень многие предприятия стремятся к ускоренному развитию, забывая при этом о финансовых проблемах. Оказывается, что, стремясь к высокому росту, они попадают в порочный круг вечного дефицита денег. Ведь ускоренный рост очень остро нуждается в финансировании. И все, что приятие зарабатывает в виде доходов, оно вынуждено инвестировать в собственное развитие. Им кажется, что вопрос можно решить за счет привлечения займов, но рано или поздно при определенном уровне маржи они достигнут критической отметки финансового левериджа, и кредитоспособность резко пойдет вниз. И самый вероятный исход при такой политике — банкротство.

  Можно ли исправить ситуацию? Оказывается  можно. Нужно уметь разрабатывать финансовые стратегии, умело управляя собственным развитием. И помогает в этом формула устойчивого роста. Попробуем, опираясь на это уравнение, понять, что профинансировать, пусть в неявном виде, более высокие темпы развития можно не только за счет кредиторов. Что делать руководству предприятия в том случае, когда общие стратегические и маркетинговые цели развития диктуют темпы роста, превышающие устойчивые? Мы рекомендуем следующую последовательность действий.

  Первое. Обязательно рассчитать темпы устойчивого роста.

  Второе. Определить реальные темпы роста  и зафиксировать стратегический разрыв между реальными и устойчивыми темпами роста.

  Третье. Приступить к формированию финансовых решений и выработке финансовой политики.

  Четвертое. Рассмотреть возможный перечень финансовых стратегий, выбрать лучшую и принять оптимальное решение.

  Однако  прежде, чем приступить к финансовым решениям, очень важно определить, сколь длительным окажется разрыв в реальных и устойчивых темпах роста. Если приращение темпов роста займет непродолжительное время и очень скоро предприятие попадет в стадию насыщения, то проблема решается просто. На этот короткий промежуток времени предприятию лучше всего взять взаймы. Попав в стадию насыщения и получив «избыток» денег, превышающий его инвестиционные потребности, предприятие сможет вернуть долги.

  Если  разрыв между реальными и устойчивыми темпами роста окажется долговременным, необходимо рассмотреть набор возможных решений, постараться выбрать наилучший и выработать финансовую стратегию.

  Вернемся  к формуле устойчивого роста  и рассмотрим четыре детерминанты устойчивого роста: норму прибыли, оборачиваемость активов, форму накопления, финансовый леверидж. На первый взгляд ответ очевиден. Предприятие может развиваться более высокими темпами, если увеличиваются: маржа, оборачиваемость активов, норма накопления, финансовый леверидж.

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение 2. 

    Практический  пример(1) 

  В декабре 2001 г. основатель и президент  успешно развивающегося крупнейшего российского мясоперерабатывающего холдинга АПК «Черкизовский» Игорь Бабаев {владеет до 70% акций компании) принял решение о дополнительной эмиссии акций головного предприятия холдинга — Черкизовского мясоперерабатывающего завода с целью передачи иx в счет погашение долга нескольких крупным кредиторам компании, пожелавшим стать ее акционерами. В результате этой сделки по 15%  акций Черкизовского МПЗ получили «Morgan Stanley Bank» и «Rоnald Chisholm International», и почти 20% -— банк «Возрождение». При этом Игорь Бабаев сохранил за собой право выкупить эти акции в течение определенного времени. По его словам, он рассматривает возможность дополнительной эмиссии акций всего холдинга с целью привлечения ресурсов для поддержания динамичного развития, примерно в 2003 г, когда, по его расчетам, оборот компании должен увеличиться до 1 млрд. (500 млн. в 2000 г) долл., а их стоимость многократно вырастет. При этом он подчеркивает свое желание сохранить за собой контрольный пакет холдинга на ближайшие несколько лет. В более отдаленной перспективе он не исключает возможность сокращения своего пакета до блокирующего, «если эмиссию будут готовы выкупить те, кто меня устраивает». Заслуживает внимания его представление о желательных для его компании внешних инвесторах: «Нас интересуют, безусловно, не просто инвесторы с мешками денег, a  тe, кто понимает в этом бизнесе. Например, эго может быть торговая или финансовая компания».

  В начале февраля 2002 г российская компания 
«Вимм-Билль-Данн-Продукты Питания» (ВБД) осуществила размещение своих американских депозитарных акций на Нью-йоркской фондовой бирже. Всего 
был продан блокирующий пакет акций. По мнению 
экспертов, основными покупателями стали стратегические инвесторы  крупные американские фонды и инвестиционные банки (около 150), и едва ли они будут активно торговать бумагами на вторичном рынке. Всего, о соответствии с планом IPO, компания намерена разместить среди зарубежных инвесторов 30% своих акций.
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение 3. 

  Практический  пример(2).

  В интервью Ведомостям, президент компании «ЮКОС» М. Ходорковский, являющийся крупным акционером компании, в частности заявил: «Инвестиционные консультанты сказали акционерам, что для повышения капитализации компании необходимо повысить ликвидность акций. Они убедили нас объявить пятилетнюю программу по сокращению пакета группы основных акционеров в течение 3—5 лет до уровня чуть больше 50%... Сказать, что мне это очень нравится, я не могу. Потому что и мои акции сейчас продаются по цене, которая, на мой взгляд, существенно ниже своего потенциала. Но инвестиционные аналитики убедили нас в том, что если мы хотим продать часть своего пакета по самой высокой цене, мы должны пойти на то, чтобы сначала часть пакета была продана по низкой цене».

    В начале февраля 2002 г. на фондовой бирже  РТС «ЮКОС» стал самой дорогой компанией России, опередив по уровню капитализации «Газпром». Как отмечали некоторые аналитики, по всей видимости, одним из факторов, оказавших влияние на рост стоимости компании, стало увеличение ее акций в свободном обороте до 20% и значительное повышение ликвидности ее акций: по итогам 2001 г. «ЮКОС» вышел на 3-е место по ликвидности в РТС — 13,2% от общего оборота биржи. Для сравнения, в 2000 г. этот показатель был равен лишь 3,5%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 4. 

    Практический  пример(3).

    В декабре 2001 г. компания «Сибал» в сотрудничестве с компанией «Иркутскэнерго» («Сибал» также является акционером этой компании) инициировали иск о банкротстве Братского лесоперерабатывающего комбината (БЛПК), 86% акций которого принадлежит российской компании «Илим Палп Энтерпрайз», а остальные — двум миноритарным акционерам, являющимися американскими компаниями. В рамках поданного иска альянс «Сибал» — «Иркутскэнерго» добился

смещения  руководства БЛПК, представлявшего «Илим Палп Энтерпрайз», и назначил генеральным директором человека, лояльного альянсу. Представители «Илим Палп Энтерпрайз» заявили, что иск инициирован с целью захвата БЛПК, и что «Иркутскэнерго» не принимает платежи БЛПК в счет погашения его задолженности перед энергокомпанией. Руководство «Илим Палп Энтерпрайз» заявило о том, что будет оспаривать в судах иск и смену руководства БЛПК, и что американские компании — миноритарные акционеры БЛПК, дружественные «Илим Палп Энтерпрайз», подадут иски в американский суд. Учитывая тот факт, что российские власти склонны прислушиваться к мнению американских инвесторов и судебным решениям в их поддержку, наличие зарубежных миноритарных акционеров может оказаться полезным средством защиты от враждебного захвата компании. В начале 2002 г. «Илим Палп Энтерпрайз» удалось отбить атаку «Сибала».

    Не  исключено, правда, что в приведенном  примере миноритарные акционеры — компании, зарегистрированные в США, являются аффилированными, то есть принадлежат владельцам «Илим Палп Энтерпрайз». Но и в этом случае их присутствие в составе акционеров служит контрольным акционерам средством страховки, так как американские органы правосудия и правительство очень ревностно относятся к нарушению прав американских компаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 5. 

Другие  практические примеры.

  ОАО «Трансстрой», созданное в ноябре 1991 г в результате преобразования Министерства транспортного строительства, контролирует около 40% генеральных подрядов крупных транспортных строек. Выручка компании в 2000 г. составила 58 млрд. руб., больше, чем у «АЛРОСА» или ГАЗа. Основными акционерами компании (около 300) являются работающие в отрасли, зачастую тесно связанные с ОАО, промышленные предприятия, строительные организации, НИИ, проектные организации. По словам президента компании, 70-летнего Владимира Брежнева, бывшего министра транспортного строительства СССР, «посторонние нашими акциями не владеют», а в привлечении новых акционеров «необходимости нет».

Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия