Прогнозирование и планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования и прогнозирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

Содержание

I. Введение.

Основная часть.
1. Планирование и стратегия управления деятельностью фирмы.
А) Функции, задачи планирования.
Б) Планирование–предвидение и поэтапная организация деятельности предприятия.
2. Прогнозирование на предприятии.
А). Прогнозирование – начальный этап планирования.
Б). Функции прогнозирования.
В). Генетическое и целевое прогнозирование, содержание и виды планирования.
Г). Прогноз и оценка банкротства.
Финансовые стратегии, проблемы при планировании и прогнозировании.
А). Темпы развития.
Б). Рычаги управления доходностью.
В). Пожарный источник.
Г). Нормы накопления и дивиденды.
Д). Инновационные стратегии компаний на развивающихся рынках.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВ~1.DOC

— 483.00 Кб (Скачать)

       - планирование следует осуществлять  по принципу, согласно которому  функционирование предприятия должно  быть рентабельным  и обеспечивать  денежные поступления и прибыль   в объёме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.д.).

      - в силу различий в характере  проявления факторов производства  и задач, вытекающих из отдельных  направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта, требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьём и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период.

      Реализация этих требований предполагает, что оно в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам:

  1. Гибкость предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Соблюдение этого принципа требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды.
  2. Непрерывность предполагает скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчётного месяца, квартала, года).
  3. Коммуникативность, под которой понимают координацию и интеграцию усилий: всё должно быть взаимоувязано и взаимозависимо (принцип холизма по Р. Акофу)
  4. Участие предполагает важность вовлечения в него всех возможных участков процесса функционирования предприятия.
  5. Адекватность, т. е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования, предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия.
  6. Комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  7. Многовариантность позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.
  8. Итеративность предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов планов (итерации), это обуславливает творческий характер самого процесса планирования.

   На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчёта показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки – «Прогнозирование и планирование экономической деятельности». В данном случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары и услуги, производимые им, реализация принятой стратегии.2

    Понятие «стратегическое планирование» по своему содержанию и функциям во многих трудах не имеет чёткого определения. Его часто называют долгосрочным планированием, стратегией развития предприятия. К нему относят: разработку общефирменной стратегии; установление основных целей предприятия; управление стратегически важными факторами деятельности; определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров; выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и многое другое.

     Такое расширенное толкование  приводит к затруднениям при  его практическом применении. Здесь  следует исходить прежде всего из сущности словосочетания «стратегическое планирование». Базовым словом является «планирование», под которым понимается совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению плановых показателей работы предприятия в области изготовления и реализации продукции и в их увязке с необходимыми для этого ресурсами, а также определение путей и средств их эффективного достижения – развитие техники, новые технологии, организация производства и труда.

    Слово «стратегическое» в данном  словосочетании определяет направленность самого планирования, способ его использования. В данном случае речь идёт о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанный на длительный период времени. Из изложенного следует, что стратегическое планирование – организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. В отличие от долгосрочного планирования, имевшего место в бывшем СССР, оно характеризуется, во-первых, по сроку своего действия носит «обозримый» характер, во-вторых, предметом планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала. Обозримый характер стратегического планирования обуславливается развитием как внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые существенно меняют стратегическую обстановку переориентированию деятельности предприятия. Эти обстоятельства наполняют новым содержанием слово «планирование». Последнее представляет собой не просто установление показателей, о которых говорилось выше, а способ реализации стратегии, принятой хозяйствующим субъектом.

     Если стратегия предприятия представляет собой некое видение хозяйствующим субъектом своего места  и роли на рынке товаров, реализуемым им, то стратегическое планирование – этот конкретное указание на способ достижения данного состояния. Стратегическое планирование – это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития.

    Поскольку стратегия развития  определяется каждым предприятием, то принимаемый стратегический план в ходе стратегического планирования придаёт предприятию определённость и в тоже время индивидуальность. При этом определённость не может быть неизменной, поскольку вытекает из стратегической установки. Она может быть скорректирована в связи с изменениями в хозяйственной среде.

     функционирования предприятия. Стратегическое  планирование – порождение чисто  рыночной системы хозяйствования, т. к. оно обусловлено  многими  обстоятельствами.

     Во-первых, конкуренция, присущая  рыночной системе хозяйствования, обуславливает необходимость выработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это достигается путём принятия стратегических установок развития предприятия, само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими установками и определение путей их реализации. Последнее позволяет предприятию не только избежать рисков или по крайней мере избежать их негативные последствия, но и обеспечить их дальнейший рост.

    Во-вторых, динамичное развитие научно-технического прогресса, приводящие к коренным преобразованиям производства и способствующее усилению его влияния на конкурентоспособность  предприятия, требует предвидеть его результаты  и заблаговременно осуществлять мероприятия по его использованию или Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства фирмы. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет 10-15 лет. Такая длительность обуславливается рядом причин, в этот период обычно происходят обычно сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, обращение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг.

    На базе стратегического планирования  осуществляется долгосрочное планирование  на ближайшие 3-5 лет. В нем установки получают своё экономическое обоснование и уточнение с учётом тенденций развития хозяйственной ситуации.3

   На основе этих планов производится  краткосрочное планирование. Его  конкретным выражением являются  планы развития с периодом от 1-3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего года – каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде (экономика, политика, техника, конкуренция) и в результате повышалась бы действенность составляемых планов.

      В силу динамичности процессов,  происходящих в деятельности  предприятия и страны, необходимо  осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы с учётом текущих тенденций  развития спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие девять месяцев их корректируют по мере изменения ситуации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства. По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия. Но более тесная координация различных служб предприятия имеет место в календарном планировании, период действия которого составляет 10 дней. Это программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности

    В условиях рынка важнейшими  разделами плана развития предприятия  являются следующее: производство, снабжение, инвестиции, сбыт, финансовый  и итоговый.

    Организация работ по планированию  зависит от многих обстоятельств:  размеров предприятия, разнообразия  выпускаемой продукции, вида планирования (стратегическое, долгосрочное, краткосрочное,  текущее), традиций и особенностей  развития предприятия.

    На крупных предприятиях составление  планов развития осуществляется  децентрализовано, что обусловлено  масштабами производства и его  многообразием, которые не позволяют  руководителю охватить все нюансы. Этим занимаются специалисты,  обладающие большей информацией и знаниями по конкретным вопросам развития подразделений или отдельным видам деятельности. Поэтому в данных подразделениях выдвигаются и разрабатываются предложения относительно тех действий, которые целесообразно предпринимать в будущем. Во избежание нестыковки планов проводится согласование производственных частных планов на основе различных методов, в том числе сбалансированного планирования и последовательного планирования.

    Суть первого метода заключается  в том, что в процессе согласования один из частных планов становится «узким местом», на который должны быть ориентированы и другие частные планы, а второго – в последовательных попытках сбалансировать различия в интересах отдельных подразделений путем компромиссов, чтобы все частные планы свести в общий. Но из всех возможных вариантов общего плана выбирается тот, который в наибольшей степени соответствует целям развития предприятия.

    Планирование в силу взаимозависимости  различных разделов «плана технико-экономического  развития предприятия» осуществляется интерактивный процесс, в котором обычно принимают участие все службы предприятия. Исходным моментом является  установления соответствия возможностей предприятия пот выпуску продукции и оказанию услуг спросу и   предложению на рынке. Примерный ход составления  плана, степени участия в нем различных служб можно представить следующим образом.4

    Служба маркетинга на каждый  продукт, который следует поставить  на рынок, составляет спецификацию  требований покупателя и направляет  ее руководству предприятия для предварительного одобрения. Затем спецификация передается в производственный отдел для определения возможностей по выпуску запрашиваемой продукции исходя из существующих производственных мощностей, наличия оборудования, квалификации и опыта рабочих, а также для определения потребностей в сырьё и материалах. Заключение производственной службы направляется в плановый, финансовый и маркетинговый отделы, где рассчитываются издержки производства, цены, расходы на проведение рекламы, стимулирование продаж, а также на транспорт. Конечным итогом работы является составление плана выпуска продукции и обеспечения производства материальными и другими ресурсами. Кроме того, в случае необходимости составляется план исследований по созданию новых или модификации  существующих изделий, утверждаются планы и программы разработки новой или совершенствования выпускаемой продукции.

     Исходными данными для расчетов  служат:

- объемы  продаж по номенклатуре и ассортименту, подготовленные службой маркетинга;

- производные мощности предприятия по технологическим пределам;

- цены, действующие в плановом периоде;

- остатки  незавершенного производства на  начало периода;

Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия