Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа
Система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования и прогнозирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.
I. Введение.
Основная часть.
1. Планирование и стратегия управления деятельностью фирмы.
А) Функции, задачи планирования.
Б) Планирование–предвидение и поэтапная организация деятельности предприятия.
2. Прогнозирование на предприятии.
А). Прогнозирование – начальный этап планирования.
Б). Функции прогнозирования.
В). Генетическое и целевое прогнозирование, содержание и виды планирования.
Г). Прогноз и оценка банкротства.
Финансовые стратегии, проблемы при планировании и прогнозировании.
А). Темпы развития.
Б). Рычаги управления доходностью.
В). Пожарный источник.
Г). Нормы накопления и дивиденды.
Д). Инновационные стратегии компаний на развивающихся рынках.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложения.
мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции;
потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изменения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда; выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;
оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.
Разумеется,
по структуре и параметрам прогноз
должен соответствовать плану, т. е. давать
однозначную оценку ожидаемого результата
развития предприятия в течение всего
периода прогнозирования и планирования.
В).
Генетическое и целевое
прогнозирование.
В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: I) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный). Задачи генетического прогнозирования — выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.
Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему.
В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т. е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих, в том числе амбициозных задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия.
Предприятие как социально-производственная структура стало результатом длительного исторического развития специализации и кооперации труда, вызванного необходимостью повышения производства, материальных благ в условиях дефицита факторов производства.
Модель предприятия
Американские экономисты П.
Г). Прогноз и оценка
банкротства.
Целый ряд эмпирических исследований подтверждает общее положение о том, что различные финансовые коэффициенты, в первую очередь балансовые соотношения, отражают основополагающие события, оказывающие воздействие на платежеспособность предприятия, и потому могут быть использованы для оценки и предсказания банкротства (конечно, с определенной вероятностью).
Для оценки и прогноза банкротства уже на протяжении целого ряда лет (с 1977 г.) предлагается модель, названная именем ее создателя Альтмана, которая содержит семь финансовых соотношений. Во взаимодействии друг с другом совокупность этих коэффициентов, по утверждению авторов этой модели, может использоваться для оценки состояния предприятий, испытывающих финансовые затруднения.
В составе этих коэффициентов:
а) доходность активов (в числителе прибыль до уплаты процентов и налогов);
6) стабильность дохода, измеряемая стандартной (нормализованной) погрешностью оценки на основе десятилетнего тренда;
в) коэффициент покрытия, а точнее, коэффициент покрытия процентов;
г) кумулятивная доходность (представленная как отношение нераспределенной прибыли к совокупным активам);
д) ликвидность;
е) финансовый леверидж (отношение собственного капитала к долгосрочной задолженности);
ж) совокупные активы компании.7
3. ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ,
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
И ПРОГНОЗИРОВАНИИ.
А). Темпы развития.
Развитие и рост — это особые проблемы, которые требуют специальных механизмов финансового управления. Справедливости ради отметим, что руководители компаний в основном стремятся к ускорению темпов роста. Причина такого стремления проста: чем выше темпы роста, тем больше доля рынка, тем выше и больше прибыль.
Но с точки зрения финансового менеджмента этот вывод легко может быть опровергнут. Дело в том, что высокие темпы роста нуждаются в больших инвестициях, которых чаще всего не хватает. Руководство берет кредиты, но при отсутствии специального механизма управления и контроля за их использованием высокие темпы роста неизбежно приводят к банкротству.
С другой стороны, когда предприятие развивается низкими темпами, финансисты тоже нервничают. Если руководство медленно развивающегося или стагнирующего предприятия не может вовремя принять необходимые финансовые решения (то есть выработать схемы финансирования), оно подвергает предприятие и, прежде всего себя, риску поглощения, возникают проблемы перераспределения собственности.
Вывод: нужно уметь определять оптимальные темпы роста. 8
Многочисленные
исследования показывают, что темпы роста
вовсе не нужно всемерно повышать. Прежде
всего необходимо рассчитать оптимальные
или, иначе, устойчивые темпы роста, после
чего рассмотреть варианты финансовых
стратегий для двух ситуаций. Первая ситуация
связана с тем, что общие стратегические
цели компании требуют ускоренного (выше
оптимальных устойчивых темпов) развития.
Вторая ситуация — прямо противоположная,
когда внешние факторы вынуждают руководство
принимать решения о замедленном развитии.
Б).
Рычаги управления доходностью.
Последний крупный элемент активов - «фиксированные активы» — также требует анализа. Очевидно, что их стоимостной объем возрастает по мере ускорения развития. Этот вывод правомерен и для экстенсивного, и для интенсивного развития, основой которого является более производительное, модернизированное оборудование, но гораздо более дорогое по стоимости.
В итоге вопрос о том, можно ли использовать в управлении такой финансовый рычаг, как оборачиваемость активов, оказывающий в рамках формализованных взаимосвязей (с воздействие на доходность собственного капитала, остается открытыми.
Мы утверждаем, что такая возможность существует. Безусловно, можно отказаться от клиентов, которые не очень стремятся платить по обязательствам, и таким образом снизить дебиторскую задолженность. Можно также постараться сократить медленно оборачивающиеся запасы. Однако все эго имеет отношение к монопроизводству как одной из простейших форм проявления стратегии вертикальной интеграции. Уже не один десяток лет стратегию вертикальной интеграции принято относить к стратегическому управлению.
Мы утверждаем, что вертикальная интеграция — это важнейшая часть финансовой стратегии предприятия, результатом которой является высвобождение активов и, как следствие, ускорение их оборота. В простейшем случае высвобождение активов может происходить за счет расширения числа смежников или за счет развития фрэнчайзинговых отношений, то есть передачи не основных, периферийных видов деятельности своим партнерам. В своем новом качестве вертикальная интеграция как реальный способ повышения доходности и стоимости предприятия требует специального рассмотрения.
Существует еще одна реальная возможность повышения доходности — это принять решение о слиянии, кстати, вертикальная интеграция - одна из форм слияний. При этом речь идет не о поглощениях (враждебных слияниях), а о добровольном соглашении двух сторон, одна из которых испытывает денежный дефицит (развивающийся вид деятельности), у другой, наоборот, есть излишки денег, и она ищет объект для инвестиций, приносящих доход в эту же группу попадают и стратегические финансовые решения, связанные с отторжением неоднородных или убыточных видов деятельности. И в первом и во втором случаях руководство предприятия нуждается в специальных методах, позволяющих определять целесообразность слияний и эффективность продажи действующих производств.
Еще один реальный управленческий рычаг,
с помощью которого можно оказать воздействие
на доходность предприятия, — финансовый
леверидж, Следуя формуле Дюпона, становится
понятным, что повышение финансового левериджа,
а это есть не что иное, как увеличение
доли заемного капитала в общем объеме
совокупного капитала компании, приводит
к росту доходности. Однако, пользуясь
финансовым левериджем как рычагом управления,
необходимо помнить об объективных ограничениях
его применения. Увеличение доли заемного
капитала имеет свои естественные пределы,
которые можно охарактеризовать возрастанием
рисков и издержек. По мере увеличения
левериджа растут риски и издержки по
привлечению заемного капитала.
В). «Пожарный » источник.
Казалось бы, все просто: есть четыре финансовых рычага, с помощью которых можно оказывать влияние на деятельность предприятия, и, соответственно, четыре реальные возможности ускорить развитие. Однако задумаемся над тем, за счет чего конкретно может увеличиться, например, норма прибыли? Как можно ускорить оборачиваемость активов? Ложно ли увеличить норму накопления? Начнем свое следование с вопроса о том, является ли эмиссия реальной финансовой стратегией. И если нет, то на какие финансовые стратегии сегодня может реально опираться руководитель предприятия.
Вспомним, что для акционерной компании существует еще одна по сравнению с другими организационно-правовыми формами предприятия воз-ложность увеличить размер своего капитала — выпустить и продать новые акции. В этом случае предприятие решает все свои проблемы: продажа новых акций приводит к росту собственного капитала практически к неограниченным возможностям привлечения заемного капитала.
Однако
если все так хорошо, то почему эмиссию
акций в финансовом менеджменте
принято называть ”пожарным” источником
финансирования? Почему эмиссию как финансовый
ресурс опытные финансовые менеджеры
применяют, лишь, в крайнем случае. Потому
что, выбирая эту финансовую стратегию,
они неизбежно сталкиваются с решением
сразу нескольких очень сложных проблем.
В конечном итоге обнаружится, что-либо
эмиссия на самом деле недоступна, либо
финансисты ошиблись при выборе стратегии.
Постараемся дать разъяснения. Разделим
весь мир всего на две части: одна объединяет
страны с развивающимися рынками капитала,
вторая — страны с эффективными рынками
капитала. Если мы хотим воспользоваться
эмиссией акций, то следует помнить, что
фондовый рынок эффективен, продать акции
будет очень трудно. Свободной продажи
нет, и для реализации акций необходимо
организовать трудоемкий и дорогостоящий
процесс прямого поиска инвесторов. Задача
практически неразрешима: без активной
торговли акциями на фондовом рынке потенциальный
инвестор вряд ли соберется покупать неликвидные
акции, да еще по рыночной цене. Может,
он и сделает это, но лишь в том случае,
если получит гарантии и станет совладельцем
компании. Таким образом, круг инвесторов
весьма ограничен. В странах с хорошо развитыми
фондовыми рынками для привлечения нового
акционерного капитала необходим крупный
инвестиционный посредник (банк), который
помог бы продать акции, но найти его трудно.
Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия