Прогнозирование и планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования и прогнозирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

Содержание

I. Введение.

Основная часть.
1. Планирование и стратегия управления деятельностью фирмы.
А) Функции, задачи планирования.
Б) Планирование–предвидение и поэтапная организация деятельности предприятия.
2. Прогнозирование на предприятии.
А). Прогнозирование – начальный этап планирования.
Б). Функции прогнозирования.
В). Генетическое и целевое прогнозирование, содержание и виды планирования.
Г). Прогноз и оценка банкротства.
Финансовые стратегии, проблемы при планировании и прогнозировании.
А). Темпы развития.
Б). Рычаги управления доходностью.
В). Пожарный источник.
Г). Нормы накопления и дивиденды.
Д). Инновационные стратегии компаний на развивающихся рынках.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВ~1.DOC

— 483.00 Кб (Скачать)
  • Зарубежные мелкие инвесторы (через АДР или АДА);
  • Российский стратегический партнер из числа членов финансово-промышленных групп (существенно реже).

  Можно отметить, что до настоящего времени  российские менеджеры-собственники проявляли явное нежелание размещать существенные объемы своих акций путем их публичного предложения на российском фондовом рынке. На наш взгляд, это связано не только с их низкой оценкой уровня платежеспособности внутренних инвесторов и емкости этого рынка, но и большими опасениями относительно того, что акции в будущем могут попасть в руки нежелательных акционеров, которые могут претендовать на активное участие в управлении или даже создать угрозу враждебного поглощения. В то же время наметились и определенные сдвиги в этом отношении в позиции некоторых собственников.

  В 2001 г. небольшое число крупных  менеджеров — собственников заявило о планах продать часть принадлежащих им акций для увеличения общего объема находящихся в свободном обороте акций их компаний с целью повышения их цены.(Приложение 3)

    Однако  эта группа пока представляет исключение из общей модели поведения крупных менеджеров-собственников.

    Еще одна группа менеджеров-собственников, действующих в рамках моделей  с высоко концентрированной собственностью менеджеров и промежуточных между ними, порой привлекает дружественных зарубежных миноритарных акционеров как специфический способ защиты против враждебных действий по захвату компании со стороны очень крупных агрессивно действующих российских компаний.(Приложение 4)9

    В целом необходимо отметить, что примеры добровольного ослабления, а тем более отказа менеджеров от контроля пока очень редки и характерны прежде всего для крупных, по российским масштабам, и быстрорастущих компаний.

    Проблематика  корпоративного управления в том ее смысле, который вкладывают зарубежные инвесторы, актуальна пока для сравнительного небольшого числа российских компаний. Однако если тенденция экономического роста получит дальнейшее закрепление и темпы его возрастут, можно ожидать существенного увеличения числа компаний, заинтересованных в привлечении новых инвестиций в форме акционерного капитала и готовых обсуждать с потенциальными новыми акционерами внедрение у себя таких форм корпоративного управления, которых эти инвесторы ожидают. 

    Д). Инновационные стратегии  компаний на развивающихся рынках. 

   Одной из характерных черт современности  является непрерывное возникновение  новых товарных рынков. Спонтанно  рождающиеся новые технологии и продукты приводят к формированию новых рынков, которые со временем разрушаются и заменяются другими рынками. В этих условиях инновационные стратегии предприятий, направленные на обновление производственных технологий и выпускаемых товаров, приобретают исключительную важность. Между тем сами решения о принятии или отклонении производителями инновации подчиняются определенным законам, которые порождают соответствующие закономерности функционирования товарных рынков. Рассмотрению теоретических и прикладных аспектов процесса реализации инновационных стратегий компаний и посвящена данная статья.

   Здесь и далее к классу инновационных компаний мы будем относить такие фирмы, которые улучшают какие-либо свои экономические параметры. Основная проблема для нас состоит в изучении закономерностей «превращения» обыкновенного предприятия в инновационное, а также побудительных причин таких метаморфоз и следующих за ними процессов реструктуризации всего товарного рынка.

   В настоящее время основой понимания  механизма реализации инновационных стратегий предприятиями и компаниями может служить так называемая теория технологических ловушек, на результаты которой мы будем опираться в дальнейших аналитических построениях.

   В настоящее время можно выделить два аспекта применения аппарата теории технологических ловушек - теоретико-идеологический и инструментально-прикладной. Причем оба направления предполагают дальнейшее развитие и совершенствование. Теоретико-идеологический аспект предполагает не только раскрытие законов перехода предприятия от одного технологического уклада к другому, более совершенному, но и выяснение закономерностей реструктуризации всего товарного рынка, на котором работает данное предприятие. Инструментально-прикладной аспект предполагает разработку методологии оценки эффективности инновационных стратегий компаний с учетом различных проявлений прогресса в сфере производства и реализации продукции. Ниже рассмотрим данные аспекты более подробно.

   В настоящее время технология расчетов эффективности инвестиций в инновации  базируется на учете потока предполагаемых доходов. При этом ключевыми параметрами системы расчетов выступают срок окупаемости инвестиций и внутренняя ставка рентабельности. Такой подход стал уже общепринятым, однако в ряде случаев его целесообразно модифицировать для проведения расчетов применительно к инновационным процессам с акцентом на факторе предполагаемой производственной и торговой активности предприятия. На сегодняшний день предполагаемые темпы роста производства в расчетах эффективности инноваций в явной форме, как правило, не фигурируют. Между тем из теории технологических ловушек следует, что данный фактор выступает в качестве чуть ли не главного при принятии решений о внедрении новых методов работы компаний. Восполним существующий методологический пробел и покажем его важность для понимания закономерностей функционирования экономики.

Начиная рассмотрение проблемы оценки эффективности  инноваций, заметим, что теория технологических ловушек, на которую мы будем опираться в своих построениях, дает нам лишь самую общую каноническую схему анализа. Данная теория оперирует старыми и новыми производственными технологиями, которые характеризуются неодинаковыми текущими производственными издержками. Однако такой подход нуждается в существенном расширении. Так, инновационная политика фирмы может реализовываться не только в сфере технологий, но и в сфере производимого продукта, когда старый, менее качественный и более дешевый товар заменяется новым с более высокой ценой. В этом случае выигрыш идет уже не за счет экономии издержек производства, а за счет увеличения дохода. Имеется и еще один интересный и важный вариант инновационной политики, когда старый продукт совершенствуется или модифицируется без изменения величины текущих производственных издержек и цены, а капитальные затраты на нововведение покрываются за счет увеличившегося объема продаж.

   Таким образом, на практике целесообразно  рассматривать три инновационных сценария:

  • когда инновация сказывается на величине текущих производственных издержек в сторону их уменьшения (остальные параметры остаются прежними). Этот сценарий в основном связан с чисто технологическими нововведениями;
  • когда инновация сказывается на цене производимого продукта в сторону ее увеличения (остальные параметры остаются прежними). Этот сценарий по своей сути является комплексным и базируется на всех разновидностях нововведений: технологических, продуктовых и организационно-управленческих. Иногда имеет место только один тип нововведения, иногда - все вместе;
  • когда инновация сказывается на объеме производимого продукта в сторону его увеличения (остальные параметры остаются прежними). Данный случай в основном связан с продуктовыми инновациями.

     Введенные в рассмотрение три сценария представляются довольно удачными, так как отражают все основные направления инновационных процессов на предприятиях. На практике все три вида инноваций могут проявляться одновременно. В этом случае речь идет либо о комбинации трех эффектов, либо об их интегральной оценке.

   Как было отмечено выше, основой моделирования  инновационных эффектов для нас служит теория технологических ловушек. Однако в ней моделируется процесс принятия принципиального решения о переходе на новые методы производственной деятельности - либо переход осуществляется, либо не осуществляется. Для нас же в рассматриваемом контексте имеет значение не только сам переход, но и величина эффекта, полученная в результате данного перехода и соответствующей реорганизации производства. Для учета указанного момента целесообразно ввести понятие экономического эффекта от внедрения инновации.

   Данное  понятие может быть адаптировано для всех трех инновационных сценариев, однако для иллюстрации методологии анализа воспользуемся наиболее показательным сценарием, когда технологическая инновация сказывается только на величине производственных издержек в сторону их уменьшения.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      III.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Планирование и прогнозирование являются важнейшей работой для успешного развития предприятия. Правильность и точность  при составлении планов – сложная задача. Необходимо учитывать информационные, финансовые, трудовые, природные ресурсы, состояние экономики страны, конкурентоспособность фирмы, условия рынка, потребности потребителя, научно-технический прогресс на будущее. В России всё это очень сложно, часто затрудняешься сказать, что будет завтра.

   Планирование как процесс составления  различных планов, стратегий по  своей сути и разнообразию  применяемых технологий и методов  его осуществления в реальной  жизни намного полнее, чем описывается  в литературе. Руководство фирмы находит индивидуальные решения  проблем, возникающих при производстве, сбыте. Приходиться учитывать и оценивать особенности, реальные условия для выбора наиболее подходящего плана. В своей работе я рассмотрела несколько примеров, которые демонстрируют разнообразие развития предприятий взависимости от плана и прогноза.

    Работа с материалом помогла  мне ближе познакомится с жизнью  предприятия в реальных ситуациях,  узнать сколько задач, проблем  фирма решает в своём развитии. Для себя уяснила, что процессы планирования и прогнозирования, выбор оптимальной стратегии являются основой успеха. К разработке планов нужно подходить очень серьёзно, иметь необходимые знания, богатый опыт, учитывать, насколько возможно, всё, что может произойти.

   Место и роль планирования нельзя недооценивать, нецелесообразно «пускать производство на самотёк», последствия будут самыми неблагоприятными. В развитии предприятия работа с планированием является основной формой, определяющей  магистральные пути ведения экономики фирмы. Успешность производителей страны обеспечивает стабильность её экономике, а также повышает уровень благосостояния населения, что очень важно. В любой стране необходимо решать три взаимосвязанные проблемы: что нужно производить, как производить, для кого производить. А главная задача экономики – выбор наилучшего решения среди необходимых вариантов между двумя взаимоисключающими возможностями, а это и есть планирование. Может показаться, что решить данные проблемы не составит труда, но если учитывать особенности ведения хозяйства, нестабильность, непредвиденность экономической ситуации в России, то можно окончательно запутаться. Вас может поджидать дефолт, глубокий кризис, некорректно составленные законы, слабая налоговая система, непредвиденные обстоятельства, обман партнёров по бизнесу. Это далеко не законченный список того, с чем можно столкнуться.

     Знание принципов, назначения  планирования и прогнозирования  деятельности предприятия, разумная  работа по ним поможет процветать  фирме и существовать долгое время, что благоприятно скажется на развитии экономики страны. Было интересно вникать в некоторые особенности, надеюсь, что мнение по уровню значимости планирования разделяют со мной люди, работающие в руководствах российских предприятий.        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 

    1. Балацкий  А. «Инновационные стратегии компаний» // «Общество и экономика», 2004г., №4, с.101-106.
    2. Беликов И. «Российские компании – выбор стратегии развития» // «Журнал для акционеров», 2003г., №4, с.5-10.
    3. Голембиовский Д. «Стратегии управления рисками» // «Вопросы экономики», 2003г., №8, с.67-80.
    4. Грибов В.Д., Грузинов В.П. «Экономика предприятия» // учебник, М: «Финансы и статистика», 2004г., с.333.
    5. Кох Р. «Стратегия», М: «Питер», 2003г., с.318.
    6. Кошкин В.И. «Антикризисное управление», М: «Инфра-М», 2000г., с.276.
    7. Крюков А. «Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций и использование финансовых индикаторов» // «Менеджмент в России и зарубежом», 2001г., №2, с.91-98.
    8. Курский В.А. «Подход к планированию эволюции развития предприятия в конкурентоспособной среде» // «Финансы и кредит», 2001г., №14, с.29-32.
    9. Лобанова Е. «Устойчивый рост и финансовые стратегии» // «Журнал для акционеров», 2002г., №10, с.33-40.
    10. Минцберг Г. «Стратегический процесс», М: «Питер», 2001г., с.687.
    11. Новицкий Н.Н. «Организация производства на предприятии», М: «Финансы и статистика», 2004г., с.392.
    12. Попов С.А. «Стратегическое управление», М: «Инфра-М», 1999г., с.322.
    13. Рей А. «Конкурентные стратегии государства и фирм в экспериментальном ориентировании развития» // «Вопросы экономики», 2004г., №8 с.46-65.
    14. Чупров С. «Прогнозирование кризисного развития предприятия» // «Проблемы прогнозирования», 2002г., №6, с.150-155.
    15. Швандар В.А. «Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации», М: «ЮНИТИ», 2004г., с.256.
    16. Шепеленко Г.И. «Экономика, организация и планирование производства на предприятии», Ростов-на-Дону: «МарТ», 2003г., с.590.
    17. «Экономика предприятия», М: «Экономист», 2003г., с.608.
    18. «Экономика фирмы», М: «Инфра-М», 2003г., с.603.

Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия