Приемы и методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы квартальных и годовых отчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа 5
1.1. Предмет и объекты экономического анализа 5
1.2. Цели и задачи экономического анализа. 9
Глава 2. Приемы экономического анализа 12
2.1 Способы и приемы экономического анализа 12
2.2. Виды экономического анализа 20
Глава 3. Роль и методы экономического анализа 29
3.1 Метод экономического анализа 29
3.2 Экономическая сущность метода анализа хозяйственной деятельности 33
Заключение 38
Список литературы. 39

Работа содержит 1 файл

курсовая эк анализ.docx

— 71.17 Кб (Скачать)

В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться  малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость  адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и  прогнозирования поведения предприятия  таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные  оценки, которые в настоящее время  приобретают все большую распространенность.

Рассмотрим особенности методики экономического анализа применительно  к изучению спроса на товар.

Прогнозирование спроса может осуществляться различными методами, в частности  можно выделить три основные группы: методы экономико-математического  моделирования (экстрополяционные методы), нормативные методы, методы экспертных оценок.

Методы простой (формальной) экстраполяции  заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих  тенденций в развитии товарно-групповой  структуры спроса на базе анализа  динамического ряда. [25]

Для экстраполяции информацию о  динамике рынка представляют в той  или иной форме - графической, статистической, математической, логической. В любом  случае считают, что экономическим процессам присуща «инерция» или обязательное продолжение направления их течения в ближайшем будущем. Экстраполяции требуют от исследователя рынка крайней осмотрительности. Мало изучить прошлые тенденции рынка - необходимо принять в расчет новые условия и факторы, которые не были характерны для прошлого, но возможно появятся в будущем. Одновременно необходимо избавляться от учета факторов и обстоятельств, которые потеряли свою актуальность и уже не оказывают влияния на ход развития событий на данном рынке.

Данный метод достаточно прост  и доступен, однако использование  его целесообразно только на такой  период, в котором маловероятно изменение  тенденций, то есть на краткосрочный, и  для укрупненных товарных групп.

К методам простой экстраполяции  относятся и расчеты эластичности спроса в зависимости от изменения  какого-либо фактора.

Экономико-математические методы основаны на использовании корреляционного  и регрессионного анализа, позволяющего устанавливать тесноту связи  и вид зависимости среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от нескольких величин. В нашем случае - это установление зависимости развития спроса от влияния наиболее главных факторов. в практике прогнозирования товарно-групповой структуры спроса чаще всего применяются трендовые и регрессионные модели:

Трендовые модели прогнозирования  спроса представляют собой уравнения, формализующие устойчивые процессы его развития. Они применяются  для прогнозирования наиболее стабильных закономерностей по крупным товарным подотраслям (например, соотношение спроса на продовольственные и непродовольственные товары). Основной параметр трендовых моделей - время, то есть по существу речь также идет об экстраполяции на прогнозируемый период тенденций и закономерностей базисного периода.

Регрессионные (факторные) модели отражают количественную связь одного показателя с другим или с группой других (множественная регрессия). В качестве переменных выступают факторы, определяющие динамику спроса. Математическую основу построения моделей составляют важнейшие положения теории вероятности, математической статистики и высшей математики. Процесс построения подобных моделей состоит из нескольких последовательных этапов.

Первым и важнейшим этапом моделирования  развития товарно-групповой структуры  спроса населения является отбор  факторов. Они должны отражать объективные  процессы изучаемого явления, быть количественно  измеримыми и независимыми друг от друга.

На втором этапе рассчитывается сила влияния или теснота связи  между факторами и спросом  в базисном периоде. Она определяется с помощью коэффициентов корреляции и критериев согласия.

На третьем этапе выявляется математическая форма связи или  вид зависимости спроса от факторов, подбираются функции, наиболее точно  описывается процесс развития спроса.

Четвертый этап: расчет параметров уравнения. Параметры уравнений выражают степень  и направление воздействия каждого  фактора на спрос и рассчитываются методом наименьших квадратов.

Пятый этап: оценка прогностической  ценности модели на основе ретроспективных  расчетов.

Экономико-математические методы эффективно используется при краткосрочном  прогнозировании. Так как объективная  реальность нашей экономики состоит  в том, что довольно трудно выявить  и определить количественно более менее стабильные факторы, влияющие на прогнозируемый процесс. Поэтому составление среднесрочных и, тем более, долгосрочных прогнозов представляется довольно затруднительным в современных условиях. И как правило, преобладает прогнозирование на краткосрочные периоды. Экономико-математическое моделирование является основой экономической прогностики. Оно позволяет на строго количественной основе выявить характер связей между отдельными элементами рынка и теми факторами, которые влияют на его развитие. Что особенно важно - математические модели дают возможность наблюдать, как станут развиваться события при тех или иных начальных допущениях

При экономико-математическом моделировании  спроса может также использоваться группа методов - экспоненциальное сглаживание  и прогнозирование, основанные на использовании  уже сделанных прогнозов тенденций  развития спроса и самых последних  данных о продаже товаров.

Математические методы помогают вскрыть  количественные явления и взаимосвязи. Но они лишь продолжение экономического анализа, конечный результат в первую очередь зависит от выбора базисного  периода, отбора факторов, от того, правильно  ли определена степень устойчивости явления.

Нормативный метод основан на использовании  показателей рекомендуемого уровня потребления материальных благ и  применяется как основной инструмент среднесрочного и долгосрочного  прогнозирования товарно-групповой  структуры спроса в целом по стране. С помощью данного метода рассчитывают либо сроки достижения норм рационального  потребления (исходя из фактически сложившихся  среднегодовых темпов потребления  этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и  потребления, необходимых для достижения к намеченному сроку нормативных  показателей рационального потребления. Обычно расчеты проводятся параллельно. Первый имеет большое значение для  среднесрочных, а второй для долгосрочных прогнозов, являясь целевой установкой.

Сложность заключается в разработке самих нормативных показателей. Рекомендуемые нормы потребления  продуктов питания основаны на физиологических  потребностях организма в белках, жирах, углеводах, витаминах.

Рекомендуемые уровни потребления  непродовольственных товаров могут  разрабатываться, например, на основе опросов представительных групп  потребителей.

При применений метода экспертных оценок ставится задача выяснить мнение специалистов торговли, промышленности или покупателей о тех или иных товарах и на основе этого выявить тенденции развития спроса на товары народного потребления. Использование метода экспертных оценок позволяет осуществить расчеты объемов и структуры спроса, потребностей в товарах по широкому кругу позиций ассортимента в условиях, когда другие методы не могут быть применены из-за отсутствия необходимой информации. С помощью экспертных оценок можно получать информацию о состоянии и перспективах развития спроса в форме, наиболее удобной для коммерческих работников.

Методы экспертных оценок - это  комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных  с деятельностью экспертов по переработке необходимой для  анализа и принятия решений информации. В практической деятельности по изучению и прогнозированию спроса метод  экспертных оценок может быть использован  для решения следующих задач:

1) Разработка средне- и долгосрочных  прогнозов групповой структуры  спроса на товары народного  потребления.

2) Прогнозирование внутригрупповой  (в развернутом ассортименте) структуры  спроса на предстоящий хозяйственный  год. 

3) Определение групп потенциальных  потребителей.

4) Оценка величины неудовлетворенного  спроса по группам, видам и  разновидностям товаров. [1], [24]

 

Заключение

 

Экономический анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической  работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности  и улучшение качества работы.

Анализ финансового состояния  показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность  выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения  финансового состояния конкретного  предприятия в конкретный период его деятельности.

Анализ финансовой деятельности предприятия  проводится по различным направлениям. К ним относится выявление  финансовой устойчивости предприятия, определение показателей кредитоспособности и инвестиционной привлекательности  и др. В ходе финансового анализа  определяется, насколько эффективно - используются средства предприятия.

Основой для проведения анализа  служат бухгалтерские документы, в  том числе бухгалтерский баланс. Очевидно, что финансовый анализ является одним из основных методов, определяющих работу предприятия, поэтому его разработка особенно актуальна. [2]

 

Список литературы.

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2007 – 416 с.
  2. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Уч. пос. - М: ИНФРА-М, 2008 – 224 с.
  3. Бердникова Т.Б., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2007. - 215 с.
  4. Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности  – М.: Проспект, 2008 – 360 с.
  5. Грузинов А.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2007 – 208 с.
  6. Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Экономический анализ деятельности предприятия: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2009 – 188 с.
  7. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчётности: Уч. пос. - М: Омега-Л, 2006 – 499 с.
  8. Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2009 – 208 с.
  9. Канке А.А., Кощевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2007. - 288 с.
  10. Кондратова И.Г. Роль комплексного экономического анализа в управлении деятельностью коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 23. - С. 47-51.
  11. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - М.: Новое знание, 2009 – 512 с.
  12. Маркин Ю.П. Экономический анализ: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2009 – 450 с.
  13. Мельник М.В., Герасимова Е. Б.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - М.: НФРА-М, 2008. - 192 с.
  14. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008 – 256 с.
  15. Орлова Т.М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2009 – 256 с.
  16. Просветов Г.И. Экономический анализ: Задачи и решения. - М.: Альфа-Пресс, 2008 – 320 с.
  17. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия - Пер.с фр., под ред. Л.П. Белых. - М.: Аудит, 2007. - 376 с.
  18. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия -  Учеб. Пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям.- 2-е изд., перераб., доп. - М.; Минск: ИП "Экоперспектива", 2009. - 536 с.
  19. Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Новое знание, 2007. - 651 с.
  20. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2009 – 296 с.
  21. Сосненко Л.С., Свиридова Е.Н., Кивелиус И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2009 – 252 с.
  22. Титов В.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: РГИИС, НИИ школьных технологий, 2009 – 532 с.
  23. Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий (на примере предприятий сферы услуг). - М.: Дело и Сервис, 2007 – 240 с.
  24. Чиркова М.Б., Коновалова Е.М., Малицкая В.Б. Анализ хозяйственной деятельности организации: Сборник заданий и тестов. - М.: Эксмо, 2008 – 48 с.
  25. Чуев И.Н., Чуева Л.Н., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и К, 2006. - 368 с.
  26. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Инфра-М, 2007 – 415с.

 


Информация о работе Приемы и методы экономического анализа