Предприятие (фирма) и предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является на основе анализа состояния российского предпринимательства определить направления его развития.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;

2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;

3) выявить меры по поддержке предпринимательства в России.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теория фирмы и предпринимательства 5

1.1. Сущность и основные черты предприятия 5

1.2. Классификация предприятия и вопросы его организации 8

1.3. Этапы развития, цели и виды предпринимательской деятельности 11

Глава 2. Особенности российского предпринимательства 17

2.1 Анализ состояния предпринимательских структур 17

2.2. Проблемы убыточности российских предприятий 22

2.3. Характеристика деятельности малых предприятий 27

Глава 3. Направления развития российского предпринимательства 33

3.1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 33

3.2. Стратегии выживания предприятия 36

3.3. Антикризисные меры правительства 41

Заключение 45

Список используемой литературы 47

Работа содержит 1 файл

Предприятие и предпринимательство.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

    3. Совершенствование управленческих  и производственных процессов  за

счет  внедрения прогрессивных технологий, использования новейших средств и методов контроля качества, профессиональное обучение персонала Компании по вопросам менеджмента качества, мотивация персонала в постоянном самосовершенствовании и максимальном раскрытии творческих способностей; 
       4. Руководство Компании проводит регулярную оценку системы обеспечения качества и гарантирует выполнение ежегодно разрабатываемой программы; 
       5. Руководство Компании берет на себя ответственность за реализацию Политики в области качества и призывает весь коллектив проникнуться ее пониманием как стратегии развития и процветания Компании в условиях рыночной экономики и объединить усилия для решения задач обеспечения высокого качества ремонта и строительства ж.д. путей. 

    Реализация  Политики и целей в области  качества достигается: 

  • систематическим изучением динамики потребностей и предупреждающим принятием мер, обеспечивающих готовность Компании к их выполнению;
  • установлением персональной ответственности в области качества руководителей всех уровней и каждого сотрудника на своем рабочем месте;
  • организацией всей работы по качеству в рамках стандартов МС ИСО серии 9000 и действующих нормативных документов;
  • оптимизацией распределения человеческих, материальных и финансовых ресурсов;
  • внедрением достижений науки в практику сооружения верхнего строения железнодорожного пути, постоянной работой по повышению научно –

технического  уровня и конкурентоспособности  СМР;

  • своевременным обучением и повышением квалификации персонала всех уровней;
  • постоянным мониторингом процессов управления и своевременным принятием корректирующих действий, направленных на постоянное соответствие требованиям и улучшение системы менеджмента качества;
  • высокая требовательность в плане качества в отношениях с поставщиками и субподрядчиками;
  • обеспечение безопасности, здоровых условий труда24.

    В 2008 году запланированы работы в Калининградском, Куйбышевском и Санкт-Петербург-Витебском отделениях ОАО «Российские железные дороги», примерный объём работ — 250 миллионов рублей.

    Сегодня компания занимает лидирующие позиции  по строительству вторых железнодорожных путей и капитальному ремонту объектов ж/д

инфраструктуры  на рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Направления развития российского  предпринимательства.

    3.1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

    В настоящее время резко активизировался  интерес всех структур государства, бизнеса и общества к поиску эффективных путей и методов выхода из кризиса. Мировой финансовый кризис выявил, что в этих условиях требуется активизация всего механизма экономической политики и ее инструментов, в том числе государственных регуляторов, и всех субъектов «экономического пространства» для скоординированного решения стоящих задач25.

    Поддержка предпринимательства является одной из важнейших проверенных жизнью составляющих государственного  регулирования экономики, приоритетными целями которого являются обеспечение необходимых условий для ее устойчивого роста и поступательного развития в результате эффективной деятельности бизнеса, конструктивного государственно-частного партнерства, создание инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности реального сектора, росту благосостояния граждан.

    Особое  место в комплексе мер государственного регулирования экономики занимает государственная поддержка предпринимательства. Необходимо признать, что до кризиса наше государство уделяло очень мало внимания поддержке бизнеса внутри страны и почти ничего не делало для стимулирования его участия во внешнеэкономической деятельности. В 90-е годы поддержка предпринимательства была сосредоточена в основном на финансово-промышленных группах. Она касалась сроков амортизации и государственных гарантий инвестиций и инвестиционных кредитов. Однако заявленные в соответствующем законе меры носили в основном декларативный характер.

    В новом веке были сделаны первые шаги в области стимулирования деятельности предпринимательства в целом. В частности, была значительно упрощена регистрация фирм и резко сократили число рецензируемых видов деятельности. Помимо этих мер средством стимулирования их деятельности является предоставление льгот и гарантий органами власти субъектов РФ.

    Большую роль в качестве  государственной  поддержки предпринимательства призвана сыграть антимонопольная политика. В развитых странах уже сложилась система антимонопольного регулирования и контроля, в то время как в России она еще только формируется и пока не очень эффективна. Свидетельством этого является то, что одной из главных (если не главной) причин высокой инфляции выступает монополизм.

    В принципе, подход к проведению антимонопольной  политики в России аналогичен западному. Она основана на запрете монополий, контроле и регулировании их деятельности. Правда, существенным отличием является то, что адекватное отношение к высококонцентрированным бизнес-структурам как опорным «конструкциям» современной рыночной экономики еще только утверждается в российском антимонопольном праве и экономическом менталитете.

    Когда грянул гром кризиса, власть начала срочно наверстывать упущенное. При этом государственная поддержка бизнеса приняла характер антикризисных мер. В рамках Программы антикризисных мер правительства предусмотрена поддержка системообразующих предприятий. Она включает в себя ускоренную амортизацию, применение амортизационной премии, снижение налога на прибыль с 24 до 20%, оптимизацию срока уплаты налога на добавленную стоимость, субсидирование процентных ставок по отдельным видам инвестиционных кредитов. Приняты меры по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Федерации.

    В области внешнеэкономической деятельности было принято постановление от 14 января 2009г. № 24  «О мерах государственной поддержки российских организаций-экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения». По этому постановлению на период 2010-2011 гг. было решено направить средства федерального бюджета на предоставление субсидий предприятиям. Кроме того, правительство приняло решение сократить сроки возврата НДС при экспорте, освободить от обложения налогом на добавленную стоимость импорт технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России26.

    Однако  принятых мер государственной поддержки  бизнеса внутри страны и во внешнеэкономической  деятельности далеко не достаточно. Если Россия всерьез намерена модернизировать реальный сектор экономики и участвовать в мировом хозяйстве, то необходимой составляющей экономической стратегии и политики должна стать единая система государственного стимулирования предпринимательской деятельности. Она должна включать в себя комплекс мер финансовой, денежно-кредитной, валютной, торговой и информационной политики, дипломатической деятельности. Зарубежный опыт убедительно показал, что без такой системы невозможно решить поставленные задачи внутри страны и на равных конкурировать на мировом рынке.

    Для стимулирования внешнеэкономической  деятельности и повышения конкурентоспособности  российских товаров, которая по словам Д.А. Медведева, «позорно низка»27, давно назрели такие меры , как средне- и долгосрочное кредитование экспорта и государственное страхование экспортных кредитов. Это позволит снизить коммерческие и политические риски, диверсифицировать структуру российского экспорта. Для этого потребуется создание соответствующих специализированных организаций.

    Одной из главных проблем в области  долгосрочного кредитования  экспорта является дефицит «длинных» денег в российской экономике. Одним из путей решения  этой проблемы является увеличение суммы застрахованных вкладов (в 2008 она была увеличена до 700тыс. руб.).

    Важную  роль призваны сыграть целевая поддержка  ориентированных на экспорт производств  в особых экономических зонах, международная  сертификация российской машиностроительной продукции, стимулирование внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.

    Очень важно создать систему выявления  и устранения торговых барьеров в

зарубежных  странах. В качестве основного инструмента  может служить реестр торговых и  инвестиционных барьеров в отношении  российских товаров, услуг и капиталовложений. В эту систему будет встроена деятельность торгпредств.

    Большое значение имеют консультационно-информационная, организационная и правовая поддержка бизнеса, оказание дипломатического содействия компаниям.

    Меры  в области укрепления кадрового  потенциала должны включать, в частности, совершенствование образовательных программ, изучение языков, подготовку и переподготовку сотрудников в сфере предпринимательской деятельности.

    В скорректированной социально-экономической  стратегии России в соответствии с новыми реалиями, связанными с вызовами глобального кризиса и его последствиями и решением системных задач после кризиса надлежащее место должна занять государственная поддержка предпринимательства как необходимый фактор экономического прогресса и достойного позиционирования России в мировой экономике. При этом основной стратегии и всех составляющих экономической политики должна стать новая парадигма взаимодействия государства и бизнеса, призванная обеспечить эффективное государственное регулирование экономики и управления государственным стимулированием предпринимательства. 
 

    3.2. Стратегии выживания предприятия.

    Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей.

    Оборонительная  стратегия, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная или у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии.

    Однако такой тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. Фирма может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как незамеченные вовремя изобретения конкурентов приведут к снижению их издержек производства и подорвут позиции обороняющей компании28.

    Мировой кризис ударил не только по российскому  финансовому рынку, но уже ощутимо  сказывается и на реальном секторе. "Мы въезжаем в спираль снижения загрузки производственных мощностей. Все экономики зависят от спроса, а он падает"29.

    Прежде  всего от "засыпания" мировой  экономики пострадают циклические  отрасли, к которым относятся  металлургия, машиностроение и инфраструктурные отрасли. Ситуация на российских металлургических производствах действительно меняется, причем очень быстро30.

    Сокращение  объемов производства.

    Первое, и, пожалуй, наиболее логичное последствие  снижения спроса на продукцию металлургов, – решения компаний о сокращении объемов выпуска продукции. Было принято решение сократить производство стали на 15 % в четвертом квартале.

    Среди российских металлургов первым о 15 % сокращении производства в 2008 году заявил Магнитогорский металлургический комбинат. Менеджмент компании приводит две причины сокращения производственной программы: снижение покупательной способности российских потребителей продукции

ММК вследствие разразившегося финансового кризиса  и убыточность

экспорта  на фоне резкого падения цен на сталь на международных рынках.

Производственная  программа Магнитки в октябре 2008 снижена до 850 000 т

проката (с 1 млн. т), а заказов получено менее  чем на 600 000 т31.

Информация о работе Предприятие (фирма) и предпринимательство