Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа
Целью данной работы является на основе анализа состояния российского предпринимательства определить направления его развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;
2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;
3) выявить меры по поддержке предпринимательства в России.
Введение 3
Глава 1. Теория фирмы и предпринимательства 5
1.1. Сущность и основные черты предприятия 5
1.2. Классификация предприятия и вопросы его организации 8
1.3. Этапы развития, цели и виды предпринимательской деятельности 11
Глава 2. Особенности российского предпринимательства 17
2.1 Анализ состояния предпринимательских структур 17
2.2. Проблемы убыточности российских предприятий 22
2.3. Характеристика деятельности малых предприятий 27
Глава 3. Направления развития российского предпринимательства 33
3.1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 33
3.2. Стратегии выживания предприятия 36
3.3. Антикризисные меры правительства 41
Заключение 45
Список используемой литературы 47
проценты по ним.
Кроме того, на предприятии происходит единичное разделение труда. В зависимости от технологического процесса производства, размера предприятия на нем функционируют основные, вспомогательные цеха, участки, разные службы, отделы. Такое разделение труда осуществляется по профессиям, специальностям.
Среди основных черт предприятия можно выделить следующие2:
1. Организационное единство подразумевает прежде всего слаженный механизм деятельности, который позволяет эффективно функционировать в рамках рыночной экономики.
2. Любое предприятие должно иметь в наличии комплекс необходимых ресурсов, посредством которых будет осуществляться производство заданных товаров и услуг, это:
- природные ресурсы;
- материальные ресурсы
- трудовые ресурсы
- предпринимательский ресурс, или
способность к
3. Каждое предприятие имеет в своей собственности обособленное имущество.
Предприятие «само» определяет что производить, где и в каких количествах.
4. Экономическая ответственность предприятия – обязанность отвечать по всем обязательствам перед инвесторами, кредиторами и потребителями.
5. В хозяйственном обороте предприятие выступает от собственного имени, поскольку имеет собственный баланс, бизнес-план, а также счет в банке.
Задачи
предприятия:
- стабильное получение прибыли, что дает возможность дальнейшего развития и преобразования, внедрения технологий и использование новых методов производства;
- обеспечение потребителя качественной продукцией и в достаточном
количестве;
- обеспечение персонала своевременной и достойной заработной платой. Предприятие должно также обеспечить благоприятные условия труда для своих работников.
С точки зрения этичности организации любое предприятие должно нести ответственность за состояние окружающей среды и стремиться снизить уровень вредного воздействия.
Предприятия следует отличать от фирм, компаний. Фирма больше по масштабам и, как правило, включает несколько предприятий, каждое из которых имеет одно производство и изготавливает один вид продукции.
Таким образом, в научной и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» – общее понятие коммерческой организации.
Следует отметить, что понятие «фирма» зачастую используется как синоним понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие играет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хоздоговоров на товары, их упаковке,
позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность
фирмы
в отличие от других производителей
однородной продукции.
1.2. Классификация предприятия и вопросы его организации.
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу3.
1)
По формам собственности
- частные, которые могут
- государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.
2)
По размерам предприятия
По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них
приходится около ½ общего числа предприятий).
В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. В нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек – в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек – в оптовой торговле, 60 человек - в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек – на транспорте, в строительстве и промышленности.
3)
Классификация фирм по
4)
Классификация предприятий по
признаку доминирующего
5)
По правовому статусу (
- хозяйственные товарищества - полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество);
- хозяйственные общества — общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества;
-
производственные кооперативы (
-
государственные и
-
некоммерческие организации (
общественные
и религиозные организации/
-
индивидуальные
Порядок создания нового предприятия (вопросы организации).
При создании нового предприятия необходимо пройти ряд обязательных этапов (рис.1.1.).
На начальном этапе определяется состав учредителей, и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течении 30 дней после регистрации предприятия должно поступать не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти.
Рис.1.1. Порядок создания нового предприятия
Для государственной регистрации в компетентный орган представляются
следующие документы:
По завершении регистрации и получения свидетельства о регистрации все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения его в Государственный реестр. Здесь предприятиям присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций4.
На заключительном этапе создания нового предприятия участники его
полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации) и открывают постоянный расчетный счет в банке. Предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывают и получают круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.
Отечественный
экономист АП. Потемкин в своем
«Открытом письме» сравнивает процедуру
государственной регистрации
Автор
утверждает, что подобная процедура
характера для всех стран Европейского
сообщества. Он считает, что своему процветанию
ФРГ обязана в значительной степени подобной
простой разрешительной процедуре создания
новых предприятий.
1.3. Этапы
развития, цели и виды
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом
качестве
в установленном законом
С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию
получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.
Рассмотрим основные этапы зарождения предпринимательства в России.
I этап – появление предпринимательства в сфере ремесла и торговли (до XV в.).
II этап (XV в. – начало XIX в.) – образование сообщества предпринимателей, состоящего из ремесленников, купцов и др. В данное время появляется термин «предпринимательство», который относится ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода.
Информация о работе Предприятие (фирма) и предпринимательство