Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение положительных эффектов.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия внешних эффектов;
Рассмотреть классификацию внешних эффектов;
Выявить проблемы внешних эффектов;
Рассмотреть положительные внешние эффекты;
Рассмотреть степень влияния правительства на положительные внешние эффекты;
Введение 3
Глава 1 Внешние эффекты 5
1.1. Основные понятия 5
1.2. Классификация внешних эффектов 8
Глава 2. Положительные внешние эффекты 17
2.1 Определение положительных внешних эффектов 17
2.2. Стимулирование внешних эффектов 20
Заключение 27
Список литературы
Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Qs отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь заштрихованного треугольника показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.[10]
Взаимодополняющие внешние эффекты – возникают в ситуации, когда при производстве или потреблении благ появляются внешние эффекты, дополняющие друг друга.
Примеры положительных взаимных внешних эффектов – это пасека и фруктовый сад. Производство меда дает внешний эффект в виде опыления цветов фруктовых деревьев и повышения урожайности сада. Производство фруктов дает внешний эффект в виде нектара, необходимого для пчел, и увеличения производства меда.
Внешний эффект является исчерпаемым, если его потребление каким-то третьим лицом означает, что он недоступен для потребления другими лицами.
Если, например, в процессе производства меда пчела опыляет в саду какое-то дерево, то она не может опылять другой дерево.
Внешний эффект является неисчерпаемым, если его потребление каким-то третьим лицом означает, что он также доступен для потребления другими лицами.
В случае с отрицательными внешними эффектами ущерб, наносимый какому-то лицу, не спасает других от такого же ущерба. Все страдают. Большинство проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, представляют собой примеры неисчерпаемых внешних эффектов.
В современной экономической литературе предпринимаются попытки выделить новые критерии анализа внешних эффектов.
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.
1) "Производство - производство". Экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей. Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
2) "Производство - потребление". Экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства. Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.
3) "Потребление - производство". Экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей. Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
4) "Потребление - потребление". Экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.
Как видно из вышеприведенных примеров, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.[1]
По степени воздействия на субъект:
предельные – эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта;
интрамаржинальные – эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.
По влиянию на благосостояние других лиц:
Парето-непротиворечивые – ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других;
Парето-противоречивые – ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.
Подытоживая вышесказанное, обозначим сущность проблемы внешних эффектов. Она заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек, либо частной и общественной выгоды. Таким образом, все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ.[12]
2
Глава 2 Положительные внешние эффекты
2.1 Определение положительных внешних эффектов
Положительные внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.
При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.
В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов является недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями, с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек, с тем чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.
Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.
Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.
Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара - это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.
Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.
Положительный внешний эффект изображен на рис. 1.2.
, где MSB - предельные общественные выгоды;
MPB - предельные частные выгоды;
МЕВ - предельные внешние выгоды.
Рис. 1.2. Последствия воздействия положительного внешнего эффекта.
Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.
Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площади заштрихованного треугольника.
Отсюда следует, что при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг.
Рис. 1.1 и 1.2 свидетельствует об отрицательном влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.[8]
2
2.2. Стимулирование положительных эффектов
Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC=MSB
Поскольку MSC = MPC + MEC, a MSB = MPB + MEB, то
MPC + MEC=MPB + MEB
При положительных внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:
MSC = MPB + MEB.
При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность ниже предельной общественной на величину предельной внешней полезности. Последняя представляет собой предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого товара.
Внешние эффекты трансформируются во внутренние, когда цены скорректированы так, что они общественную полезность.[12]
Хотя внешние эффекты имеют тенденцию делать рынок неэффективным, не всегда требуется вмешательство правительства для того, чтобы исправить положение. При некоторых обстоятельствах срабатывает и частные решения.
Иногда проблема внешних эффектов решается с помощью соблюдения нравственных норм и введения общественных санкций. К примеру, рассмотрим, почему большинство людей не мусорят. Хотя существуют законы против незаконного выброса мусора, они не слишком усердно насаждаются. Большинство людей не мусорят, поскольку это нехорошо.
Другим частным решением проблемы являются благотворительные фонды, многие из которых основываются для работы с внешними эффектами. Например, колледжи и университеты получают подарки от своих выпускников, корпораций и фондов частично благодаря тому, образование приводит к положительным внешним эффектам для общества. Правительство поощряет частные решения для внешних эффектов через систему налогообложения, позволяя сделать вычеты подоходного налога с сумм благотворительных пожертвований.
Рассмотрим фермера, выращивающего яблоки, и пчеловода, которые живут рядом. Каждый бизнес оказывает положительный внешний эффект на другой. Тем не менее, когда фермер решает, сколько деревьев посадить, а пчеловод решает, сколько пчел завести, они пренебрегают положительным внешним эффектом. В результате фермер сажает слишком мало деревьев, а пчеловод заводит слишком мало пчел. Эти внешние эффекты могут быть интернализованы, если пчеловод купит яблоневый сад или если фермер купит пасеку: тогда оба вида деятельности будут происходить в одной и той же фирме, а эта единственная фирма может выбрать оптимальное количество деревьев и пчел. Интернализация внешних эффектов – эта одна из причин того, почему некоторые фирмы занимаются одновременно разными видами бизнеса.
Несмотря на всё выше описанное, частным сторонам не удается самостоятельно разрешить проблемы, вызванные внешними воздействиями. Когда попытки частных сторон найти решение проваливаются, свою роль может сыграть правительство. Правительство – это институт, учрежденный для коллективных действий.[1]
Интернализация положительных внешних эффектов может осуществляться через введение правительством корректирующих субсидий. Корректирующие субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства.
Корректирующие субсидии - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня. По своей форме корректирующие субсидии - выплата из бюджета на пользу производителя (или потребителя) определенного блага, понижает рыночную цену данного блага во время потребления. Разумеется, фискальным источником субсидий являются налоговые поступления.
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:
В случае с образованием корректирующая субсидия, равная внешним выгодам ( S=MEB ), могла быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB=MSC.
Если не учитывать существование внешнего эффекта и заинтересованности третьих лиц, то рыночное равновесие достигается в точке пересечения предельной индивидуальной полезности (спроса) и предельных издержек (предложения). Однако равновесный объем (в нашем примере, контингент студентов) меньше эффективного. Увеличение контингента студентов увеличивает предельные издержки, и, следовательно, плату за обучение. Поэтому получатели внешней полезности должны взять на себя часть расходов на обучение. Это достигается путем введения субсидий В таком случае эффективный контингент студентов (новая точка равновесия) будет в точке пересечения предельной общественной полезности и предельных издержек Напоминаем, что предельная общественная полезность получается путем суммирования предельной индивидуальной полезности и предельной внешней полезности.[5]