Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.

Содержание

Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская деятельность КУРС.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     Снижение  поступлений объясняется вступлением  в силу с 01.01.2009 года изменений  в  Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым по системе налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых она может применяться. [13]

     В 2010 году ситуация стабилизируется, отмечен  положительный прирост количественных показателей субъектов малого предпринимательства  в сравнении с 2009 годом, предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) на 0,8 %, малых предприятий на 1,7 %. 

     Оборот (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства по состоянию  на 01.01.2010 увеличился в сравнении с показателем на 01.01.2009 на  4 % или на 1 922  млн. рублей и составил 50 103 млн. рублей.

     Число граждан, занятых в области малого предпринимательства по состоянию  на 01.01.2010  в сравнении с показателем 2009 года увеличилось на    1,3 % и составило – 26 342 чел., это 15,1 % от общего количества экономически активного населения города. Наблюдается рост доли субъектов малого предпринимательства в экономически активном населении муниципального образования.

     Налоговые поступления в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего  предпринимательства в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения  за 2010 год  составили 763,5  млн. рублей, что в общем объеме налоговых поступлений в доходную часть бюджета города составило 9,6 %, в сравнении с предыдущим годом общее поступление увеличилось. 

     В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Федеральным  законом от 19.07.2009 № 204-ФЗ, начиная с 2010 года, сроком на 3 года, превышен порог предельной величины доходов, позволяющей предпринимателям без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателям) применять упрощенную систему налогообложения с 20 до 60 млн. рублей в год. Что, как и ожидалось, привело к увеличению количества налогоплательщиков применяющих данный режим налогообложения,                    а следовательно к росту поступлений средств в местный бюджет.

     С учетом данных изменений поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2010 году составили 380,3 млн. рублей, что на 33,5 % больше поступлений 2009 года. Плановые назначения налогов на совокупный доход на 2011- 2013 годы предусмотрены в бюджете города с превышением показателей 2010 года с учётом позитивной динамики основных показателей прогноза социально- экономического развития города, характеризующих деятельность малого предпринимательства, а также с учётом увеличения с 01 января 2011 года процентов зачисления в бюджет города.

     По  итогам 2010 года наблюдаются положительные  тенденции в развитии малого и  среднего предпринимательства на территории города. На территории муниципального образования созданы позитивные условия для предпринимательской  деятельности. Органами местного самоуправления заложены основы территориальной финансовой, информационной, консультационной, образовательной и других элементов системы инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства. [13]

     В целом, можно сделать вывод, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Сургут достаточно эффективна, а в целом по России недостаточно действенна.

     Нередко часть принимаемых на федеральном  уровне решений и нормативных  правовых актов отрицательно отражается на состоянии малого и среднего предпринимательства в стране и в значительной степени сокращает стимулы к занятию предпринимательской деятельностью у активной части населения. Наиболее яркими примерами таких действий федеральных властей могут служить: поправки к Налоговому кодексу, которые практически не снизили налоговую нагрузку на малый бизнес; новая система регистрации юридических лиц, не позволившая в полной мере реализовать принцип «одного окна» и сократить финансовые и временные затраты на регистрацию; принятие Административного кодекса, увеличившего количество контролирующих органов и узаконившего огромный разброс штрафных санкций.

  • По-прежнему сохраняется напряженная ситуация по всем основным проблемам, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства:

     - в области нормативного правового обеспечения деятельности малых и средних предприятий до сих пор не разработаны объективные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым, что в значительной степени сдерживает разработку специальных законодательных актов. Отсутствуют специальные законодательные акты, направленные на обеспечение финансовой и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;

    • давление налогового «пресса» на малый бизнес возрастает, а нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что предприниматели не могут уверенно планировать развитие своего бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Анализ практики применения Федерального закона и законодательных актов субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения, прежде всего по единому налогу на вмененный доход, свидетельствует о наличии серьезных несоответствий и нечеткости понятийного аппарата;
    • средства, выделяемые на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, меньше бюджетов многих региональных программ, что не позволяет говорить о реализации серьезных мероприятий на федеральном уровне;
    • на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не создана действенная система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого и среднего предпринимательства. Действия контролирующих органов на местах, как правило, не скоординированы. Меры, предусмотренные пакетом законов по дебюрократизации экономики («О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности»), не дали ожидаемого результата. Напротив, предприниматели столкнулись с дополнительными административными барьерами. [10]

2.2. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО.

     Основные  направления совершенствования  государственной политики поддержки  и развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

     1. Развитие системы финансово-кредитной  поддержки 

     Отсутствие  бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства является серьезным политическим сигналом, способным разрушить единую систему государственной поддержки предпринимательства. Для развития инновационной деятельности в стране необходимо создание особых схем работы кредитно-гарантийных механизмов, ориентированных на поддержку высокорисковых проектов, связанных с внедрением новых технологий для выпуска конкурентоспособной продукции.

     В области структурной политики необходимо перейти к комплексной поддержке малого и среднего предпринимательства в отраслях с ускоренным оборотом капитала. Для привлечения и аккумулирования внебюджетных финансовых ресурсов необходимо инициировать массовое «создание снизу» кредитных кооперативов, обществ и союзов взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес на местах с одновременным обеспечением «сверху» условий для централизованной закупки кредитных ресурсов на рынке с последующим их распределением по умеренным ставкам между этими кредитными кооперативами, союзами и т.п.

     Расширить инфраструктуру финансовых институтов, предоставляющих микрофинансовые  услуги для субъектов малого и среднего предпринимательства. [12]

     Необходимо  ускорить решение вопросов, связанных  со стимулированием вовлечения излишнего  и неиспользуемого оборудования, в том числе находящегося на таможенных складах в хозяйственную деятельность малых предприятий. Основными направлениями задействования потенциала малых предприятий здесь должны стать: использование лизинга; использование механизмов отсрочки и (или) рассрочки платежей по выкупаемому оборудованию; привлечение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне с обязательным участием системы региональных фондов.

     2. Совершенствование системы налогообложения малого и среднего бизнеса.

     В Основных направлениях налоговой политики в отношении специальных режимов  налогообложения сказано, что специальные  режимы налогообложения предназначены  исключительно только для малого и среднего бизнеса. Будет создан перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться эти режимы. [2]

     В плане совершенствования налогообложения  в отношении ЕНВД будет подготовлен  перечень видов предпринимательской  деятельности, которые смогут применять  данный режим налогообложения, но применение данного режима будет ограничено сферой относящейся к микробизнесу. Правительство планирует систематически (раз в три года) пересматривать максимальный размер базовой доходности, который будет основываться на системе отраслевых исследований базовой доходности. Для налога ЕНВД как и для УСН будет отменен установленный и применяемый на каждый календарный год корректирующий коэффициент К1.

     3. Содействие развитию инновационного  предпринимательств;

       Будущее российского предпринимательства, в том числе и малого и среднего бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что необходимо форсировать сотрудничество малых и крупных предприятий и в нашей стране как магистральное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МСП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики. [12]

     МСП должны стать частью производственной структуры крупных предприятий, которые могут использовать рыночную и структурную гибкость МСП, к инновационные возможности. Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с малыми предприятиями уже потому, что такое сотрудничество компенсирует их неповоротливость в нахождении и реализации новых технических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, передовых инноваций. Кооперирование МСП между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать недостатки государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса.  

     Важнейшим фактором обеспечения экономического роста в посткризисный период является увеличение числа предприятий малого и среднего бизнеса. В этих целях на 2011 год скорректирована государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса и расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет.

     При этом в рамках поддержки малого и среднего бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности компаний.

     В 2011 году должна в полном объеме заработать программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса.

     Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд рублей.

     Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий. Будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого и среднего бизнеса. Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела. [12]

     Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости.

 

Заключение

     Малое и среднее предпринимательство в России развивается, однако не такими высокими темпами, как бы этого хотелось правительству. Причин этому несколько - сохраняющаяся забюрокраченность процедур, связанных с открытием малого и среднего бизнеса, рост тарифов как официальных, так и неофициальных, сохранение огромного количества проверок со стороны всевозможных проверяющих и контролирующих органов. На желание вести малый бизнес не в последней степени влияет также снижение потребительской активности россиян в период кризиса, что затрудняет реализацию продукции малого и среднего бизнеса на рынке.

     Необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства обусловлена проблемами функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, такими как: 1. Отсутствие источников финансирования ранних стадий развития бизнеса. 2. Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом. 3. Неэффективная инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

     Основными формами государственной поддержки малых предприятий являются: оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др. Из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

Информация о работе Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления