Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.

Содержание

Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская деятельность КУРС.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     - Правительство Российской Федерации (Департамент экономики и управления собственностью);

     - Государственная Дума Российской Федерации Федерального собрания Российской Федерации (профильные комитеты);

     - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (профильные комитеты);

     - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России);

     - Министерства и ведомства Российской Федерации (Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минсельхозпрод России, Минтранс России, Минфин России, Минтруд России, Минобразования России, Госстрой России).

     Наиболее  действенным способом поддержки малого и среднего бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого и среднего бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого и среднего бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.

     Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.

     Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса. [4; с. 65-66]

     Таким образом, основными формами государственной поддержки малых предприятий являются: оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др. Из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

Система поддержки малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления в ХМАО 

     Практически во всех регионах России сегодня проектируются  и реализуются собственные программы  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако реализовать их мероприятия полностью, эффективно и с мощным целевым эффектом не удалось ни одному региону.

     Рассмотрим  как осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства в Сургут. В ХМАО в целом и г. Сургут в частности создана система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

     Согласно  Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (с изменениями  от 23.07.2008) к формам государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства относятся:

     - финансовая;

     - имущественная; 

     - информационная;

     - консультационная;

     - поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации  работников;

     - поддержка в области инноваций  и промышленного производства, ремесленничества;

     - поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

     - поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляющих  сельскохозяйственную деятельность. [13]

     В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства» и Законом ХМАО – Югры от 30.12.2003, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 № 241-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года», в городе Сургуте постановлением Администрации города от 22.09.2009 № 3673  утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства  в городе Сургуте на 2010-2012 годы»  (далее – Программа).

     Эффективность реализации Программы зависит от уровня финансирования мероприятий  Программы и их выполнения. В 2010 году плановый объем финансирования из местного и окружного  бюджетов составил 10 222, 076 тыс. руб.

     Объем бюджетных ассигнований по источникам финансирования долгосрочной целевой Программы в 2010 – 2012 годах из местного и окружного бюджетов представлен  в таблице 2. [13]

     Таблица 2

     Объем бюджетных ассигнований по источникам финансирования долгосрочной целевой  Программы в 2010 – 2012 годах

№ п/п Наименование Объем финансирования (тыс. руб.)
Всего расходов в том  числе по годам:
2010 год 2011 год 2012 год
1. Общий объем  бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочной целевой Программы  – всего, в том числе: 18 378,08 10 222,08 4 078,0 4 078,0
  - городской  бюджет  13 173,0 5 017,0 4 078,0 4 078,0
  - окружной бюджет (на условиях софинансирования) 5 205,08 5 205,08 0,00 0,00

     Средства  окружного бюджета ежегодно привлекаются на основании заявок муниципального образования городской округ  город Сургут на участие в конкурсах для получения субсидий муниципальным образованиям для софинансирования мероприятий муниципальных программ.

     В таблице 3 представлены данные о плановых ассигнованиях  и фактическом  исполнении  Программы  в 2009-2010 гг.

     Таблица 3

     Данные о плановых ассигнованиях  и фактическом исполнении  Программы  в 2009-2010 гг. [13]

Источник  средств 2009 год 2010 год
план факт план факт
1 Городской бюджет 4 950,0 4 926,2 5 017,0 5 016,688
2 Окружной бюджет (софинансирование) 6 857,122 5 250,6 5 205, 076 5 201,523
  ВСЕГО: 11 807,122 10 176,7 10 222, 076 10 218,211

        По итогу года исполнение Программы – 99,96%. Остаток  неизрасходованных средств 2010 года в сумме 3 865,39 тыс. руб. (городской бюджет 312,06 тыс. руб. и окружной бюджет 3 553,33 тыс. руб. в конце 2010 года возвращены в соответствующие бюджеты).

        Рассмотрим мероприятия  Программы по направлениям:

        1. Финансовая поддержка

        Осуществляется оказание финансовой поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства, для  оказания поддержки  субъектам  малого и среднего предпринимательства и субъектам, ведущим семейный бизнес,  в виде субсидий, в целях возмещения их затрат или недополученного дохода в размере фактически произведенных расходов, связанных:

        1) с предоставлением  субъектам компенсации части  затрат по уплате процентов  за пользование банковскими кредитами,  по уплате вознаграждений за  гарантии банков, страховых организаций,  по договорам поручительства, по  уплате лизинговых платежей.

        2) с предоставлением  организациями  обеспечения исполнения  обязательств субъектов перед  банками и другими кредитными  организациями  в форме поручительства, залога имущества. 

        3) с предоставлением  субъектам в аренду на льготных  условиях бизнес - инкубируемых  нежилых помещений.

        4) с предоставлением  субъектам  возмещения части   затрат по уплате арендных  платежей  по договорам аренды  нежилых  коммерческих помещений.

        5)  с предоставлением  субъектам возмещения части затрат  на обучение по профилю бизнеса. [13]

        Администрацией города Сургута в 2010 году приняты решения  об утверждении получателей субсидий Фонда поддержки предпринимательства  Югры Сургутский  филиал (1 593,459 тыс. руб.) и ООО «Окружной Бизнес инкубатор» (2 923,483 тыс. руб.) на общую сумму 4 516,942 тыс. руб.

        В результате оказания финансовой поддержки в виде субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки, в целях возмещения их затрат или недополученного дохода в размере фактически произведенных  расходов на предоставление компенсаций субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам, ведущим семейный бизнес в 2010 году оказана поддержка 42 субъектам.

        2. Формирование благоприятного  общественного мнения о малом  и среднем предпринимательстве.

        Создана телевизионная  программа «Персональный счет» для информирования населения о реализации мероприятий Программы. За 2010 (текущий период) вышло в эфир 16 выпусков.

        Создана тематическая рубрика в газете «Сургутская  Трибуна», характеризующая  положение  дел в сфере бизнеса, посвященных развитию предпринимательства и реализации долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» для освещения событий в сфере предпринимательства

        Осуществлялась  трансляция цикла радиопередач на «Радио 7». В выпусках были отражены: события в сфере бизнеса, проблемы малого и среднего предпринимательства и пути их решения в Сургуте.

              Организовано проведение 7 конкурсов профессионального мастерства,  проведены 5 мастер- классов для руководителей и работников предприятий торговли и общественного питания. [13]

        3. Организация мониторинга  развития субъектов малого и  среднего предпринимательства. 

        - проведен  сбор, обработка, систематизация и анализ данных о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства для оценки и прогноза развития субъектов малого и среднего предпринимательства для оценки и прогноза развития субъектов  малого и среднего предпринимательства на территории города Сургута, попавших в выборочное обследование по статистическим формам, утвержденным Росстатом;

        - проведен мониторинг, оценка и учет общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве и его роли в социально-экономическом развитии города – Аналитический доклад «Положение дел в сфере малого и среднего бизнеса»;

        - проведен экспертный опрос субъектов малого и среднего предпринимательства.

        4. Консультационная  поддержка

        Осуществляется предоставление консультационной поддержки субъектам  МСП по средствам  организации  работы консультационного пункта.

        В соответствии с  договором на оказание услуг от 10.02.2010  № 17-10-1144/10 исполнителем по организации работы консультационного пункта для оказания консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства является ООО «Югорский Бизнес Консалтинг».

Информация о работе Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления