Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.

Содержание

Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская деятельность КУРС.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

        По различным вопросам были представлены разъяснения и оказана практическая помощь в написании бизнес-планов, представлены консультации по налогообложению и имущественной поддержке, даны разъяснения и практические советы по правовым вопросам  135 субъектам МСП.

        5. Поддержка в  области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

        Осуществляется поддержка  в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем создания условий для повышения  профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства. [13]

        Поддержка в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров осуществляется путем  проведения образовательных мероприятий: повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары; реализация образовательного проекта для молодежи «Бизнес-образование»; оказание методической и практической помощи субъектам по вопросам социально-трудовых отношений, охраны труда; привлечение руководителей субъектов и организаций для прохождения повышения квалификации. Всего за 2010 оказана поддержка в области образования  669 субъектам МСП.

        6. Информационная  поддержка

        Оказывается информационная поддержка путем  размещения на официальном  Интернет сайте Администрации города и в средствах массовой информации данных о  реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, о показателях деятельности малого и среднего предпринимательства города Сургута, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, мероприятий проводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства и другие.

              7. Имущественная  поддержка

        Осуществляется оказание имущественной поддержки  в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

     Реализация  мероприятий, предусмотренных Программой, позволяет повышать эффективность  муниципального управления в решении  вопросов социально-экономического развития города Сургута, создавать благоприятные условия  для  роста малого и среднего предпринимательства, обеспечивать занятость населения и создавать условия для увеличения доли среднего класса среди горожан.

     Малое и среднее предпринимательство  играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития города, повышении гибкости его экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. [13]

     Наличие в экономике города развитого  сектора малого и среднего предпринимательства  существенно дополняет перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечивает занятость населения, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Если крупные предприятия определяют техническую мощь города, то малое и среднее предпринимательство, в силу своей массовости и территориальной обособленности, в значительной мере является его социально-экономической основой.

     Реализация  мер по содействию развитию малого и среднего предпринимательства  в городе Сургуте имеет комплексный и последовательный подход, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам и  исполнителям.

     Необходимо  отметить, что в октябре 2010 года принята  новая целевая программа ХМАО - Югры от 09.10.2010 № 241-п «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 – 2013 и на период до 2015 года» в которой предусмотрено с 2011 года предоставление  более широкого спектра мероприятий и направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также расширение видов поддержки субъектов, с 7 до 16, по которым предоставляются на конкурсной основе субсидии муниципальным образованиям. Для реализации мероприятий и направлений, определенных в Программе ХМАО-Югры,  на территории города Сургута с 2011 года будут внесены изменения и дополнения в действующую долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010-2012 годы». [13]

     В настоящее время в действующую долгосрочную целевую Программу «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Сургута на 2010-2012 годы» вносятся соответствующие изменения и дополнения.

     Таким образом, в ХМАО в целом и г. Сургут в частности создана система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализация мер по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте имеет комплексный и последовательный подход, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям.

2. Оценка эффективности и пути совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства

2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО).

 

     Для оценки эффективности государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса необходимо рассмотреть динамику развития малого и среднего предпринимательства.

     Динамику количества малых предприятий представим в табл. 1 Прил. 1. По состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед.

     Рост  количества малых предприятий в  расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди  них Дальневосточный федеральный  округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых  предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

     В остальных федеральных округах  количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается  в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа) и  Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа).

     В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском  федеральном округе - на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе - на 0,2%.[11]

     По  итогам 2010 года среднесписочная численность  занятых на МП (без учета внешних  совместителей и работающих по договорам  гражданско- правового характера) в  целом по стране сократилась на 2,9% по сравнению с аналогичным показателем  прошлого года и составила 5 562,9 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,14 п.п. и составил 12,0%.

     Количество  занятых на малых предприятиях выросло  в трех федеральных округах, в  том числе в Северо-Западном федеральном округе (на 3,0%), Уральском федеральном округе (на 1,4%) и Дальневосточном федеральном округе (на 1,2%). При этом доля работников МП в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 0,57 п.п., на 0,16 п.п. и 0,25 п.п. соответственно.

     В остальных федеральных округах  среднесписочная численность занятых  на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в  Южном федеральном округе (на 11,8%).

     Далее проанализируем динамику и величину оборота малых предприятий в России по данным Прил. 2.

     Общий объем оборота МП в Российской Федерации в 2010 году составил 10 247,0 млрд. рублей, что на 16,4% выше показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских  цент рост показателя составил 7,0%).

     Рост  оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в 5 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 19,1%) и Центральном федеральном округе (на 18,8%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 7,4%, в Сибирском федеральном округе - 5,4%, в Северо-Западном федеральном округе - 3,9%.

     Снижение  показателя зафиксировано в Южном  федеральном округе (на 17,9%), в Уральском  федеральном округе (на 5,0%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 4,1%).

     В 2010 году объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года вырос  в 58 регионах. [11]

     Лидерами  по темпам роста показателя стали  г. Москва (показатель вырос на 55,2%) и  Костромская область (на 51,5%). Наибольшее сокращение объема оборота на МП произошло в Краснодарском кране (на 27,8%).

     Объем инвестиций в основной капитал на МП в 2010 г. в целом по РФ составил 258 431,2 млн. рублей, что на 2,2% выше показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 6,0%).

     Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с  учетом ИПЦ отмечена в Северо-Западном федеральном округе (показатель вырос  на 70,0%) и в Дальневосточном федеральном  округе (рост показателя составил 17,1%).

     В остальных федеральных округах  наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение зафиксировано в Уральском федеральном  округе - на 35,7%. [11]

     В целом, можно сделать следующие  выводы:

  1. По итогам 2010 года по сравнению с 2009 годом в целом по стране положительная динамика отмечается только по показателю объема оборота малых предприятий (без микропредприятий). По остальным рассматриваемым показателям (количество малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятий) зафиксирована отрицательная динамика.

     Динамика  основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в целом по Российской Федерации  за последние 3 года приведена на рисунке 1.

  1. На 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 января 2010 года на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п. Объем инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ снизился на 6,0%. Объем оборота малых предприятий за 2010 год превысил показатель 2009 года на 16,4% (с учетом ИПЦ рост показателя составил 7,0%).
  2. Итоги деятельности малых предприятий в 2010 году в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно позитивные. В 45 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 36 регионах, объемов оборота МП (с учетом ИПЦ) - в 58 регионах; инвестиций в основной капитал на МП (с учетом ИПЦ) - в 30 регионах.

     Далее проанализируем эффективность поддержки  малого и среднего предпринимательства  в г. Сургут.

     Анализ  показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства г. Сургута с 2007 по 2010 годы и прогноз развития на 2011-2012 годы представлен в Прил. 3.

     Проведенный анализ свидетельствует о том, что  по основным показателям деятельность данного сектора экономики отмечается положительный прирост и увеличение вклада в экономику муниципального образования.

     Наблюдается ежегодный прирост количества предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) и  количества малых предприятий на территории города Сургута. Наибольший прирост отмечается в 2009 году, совокупный показатель роста в сравнении с 2008 годом составил 5,8 %. Однако, прирост количественных показателей, произошедший в кризисный период для предпринимательства и экономики в целом, сложился в основном за счет перехода средних предприятий в разряд малых, и утраты статуса юридических лиц ряда малых предприятий, в связи с регистрацией их учредителей в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Несмотря  на имеющийся количественный рост субъектов предпринимательства в этом периоде наблюдается существенный спад доходов, поступивших в местный бюджет от предпринимательской деятельности. Не в полном объёме исполнены плановые назначения за 2009 год по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

Информация о работе Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления