Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.
Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
По различным вопросам были представлены разъяснения и оказана практическая помощь в написании бизнес-планов, представлены консультации по налогообложению и имущественной поддержке, даны разъяснения и практические советы по правовым вопросам 135 субъектам МСП.
5. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Осуществляется
Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется путем проведения образовательных мероприятий: повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары; реализация образовательного проекта для молодежи «Бизнес-образование»; оказание методической и практической помощи субъектам по вопросам социально-трудовых отношений, охраны труда; привлечение руководителей субъектов и организаций для прохождения повышения квалификации. Всего за 2010 оказана поддержка в области образования 669 субъектам МСП.
6. Информационная поддержка
Оказывается информационная поддержка путем размещения на официальном Интернет сайте Администрации города и в средствах массовой информации данных о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, о показателях деятельности малого и среднего предпринимательства города Сургута, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, мероприятий проводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства и другие.
7. Имущественная поддержка
Осуществляется
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволяет повышать эффективность муниципального управления в решении вопросов социально-экономического развития города Сургута, создавать благоприятные условия для роста малого и среднего предпринимательства, обеспечивать занятость населения и создавать условия для увеличения доли среднего класса среди горожан.
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития города, повышении гибкости его экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. [13]
Наличие в экономике города развитого сектора малого и среднего предпринимательства существенно дополняет перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечивает занятость населения, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Если крупные предприятия определяют техническую мощь города, то малое и среднее предпринимательство, в силу своей массовости и территориальной обособленности, в значительной мере является его социально-экономической основой.
Реализация мер по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте имеет комплексный и последовательный подход, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям.
Необходимо отметить, что в октябре 2010 года принята новая целевая программа ХМАО - Югры от 09.10.2010 № 241-п «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 – 2013 и на период до 2015 года» в которой предусмотрено с 2011 года предоставление более широкого спектра мероприятий и направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также расширение видов поддержки субъектов, с 7 до 16, по которым предоставляются на конкурсной основе субсидии муниципальным образованиям. Для реализации мероприятий и направлений, определенных в Программе ХМАО-Югры, на территории города Сургута с 2011 года будут внесены изменения и дополнения в действующую долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010-2012 годы». [13]
В настоящее время в действующую долгосрочную целевую Программу «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Сургута на 2010-2012 годы» вносятся соответствующие изменения и дополнения.
Таким образом, в ХМАО в целом и г. Сургут в частности создана система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализация мер по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте имеет комплексный и последовательный подход, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям.
Для оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса необходимо рассмотреть динамику развития малого и среднего предпринимательства.
Динамику количества малых предприятий представим в табл. 1 Прил. 1. По состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед.
Рост
количества малых предприятий в
расчете на 100 тыс. населения зафиксирован
в трех федеральных округах, среди
них Дальневосточный
В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа).
В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе - на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе - на 0,2%.[11]
По
итогам 2010 года среднесписочная численность
занятых на МП (без учета внешних
совместителей и работающих по договорам
гражданско- правового характера) в
целом по стране сократилась на 2,9%
по сравнению с аналогичным
Количество занятых на малых предприятиях выросло в трех федеральных округах, в том числе в Северо-Западном федеральном округе (на 3,0%), Уральском федеральном округе (на 1,4%) и Дальневосточном федеральном округе (на 1,2%). При этом доля работников МП в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 0,57 п.п., на 0,16 п.п. и 0,25 п.п. соответственно.
В
остальных федеральных округах
среднесписочная численность
Далее проанализируем динамику и величину оборота малых предприятий в России по данным Прил. 2.
Общий объем оборота МП в Российской Федерации в 2010 году составил 10 247,0 млрд. рублей, что на 16,4% выше показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских цент рост показателя составил 7,0%).
Рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в 5 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 19,1%) и Центральном федеральном округе (на 18,8%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 7,4%, в Сибирском федеральном округе - 5,4%, в Северо-Западном федеральном округе - 3,9%.
Снижение показателя зафиксировано в Южном федеральном округе (на 17,9%), в Уральском федеральном округе (на 5,0%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 4,1%).
В 2010 году объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 58 регионах. [11]
Лидерами по темпам роста показателя стали г. Москва (показатель вырос на 55,2%) и Костромская область (на 51,5%). Наибольшее сокращение объема оборота на МП произошло в Краснодарском кране (на 27,8%).
Объем инвестиций в основной капитал на МП в 2010 г. в целом по РФ составил 258 431,2 млн. рублей, что на 2,2% выше показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 6,0%).
Положительная
динамика объема инвестиций в основной
капитал на малых предприятиях с
учетом ИПЦ отмечена в Северо-Западном
федеральном округе (показатель вырос
на 70,0%) и в Дальневосточном
В
остальных федеральных округах
наблюдается отрицательная
В целом, можно сделать следующие выводы:
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в целом по Российской Федерации за последние 3 года приведена на рисунке 1.
Далее проанализируем эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Сургут.
Анализ показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства г. Сургута с 2007 по 2010 годы и прогноз развития на 2011-2012 годы представлен в Прил. 3.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что по основным показателям деятельность данного сектора экономики отмечается положительный прирост и увеличение вклада в экономику муниципального образования.
Наблюдается ежегодный прирост количества предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) и количества малых предприятий на территории города Сургута. Наибольший прирост отмечается в 2009 году, совокупный показатель роста в сравнении с 2008 годом составил 5,8 %. Однако, прирост количественных показателей, произошедший в кризисный период для предпринимательства и экономики в целом, сложился в основном за счет перехода средних предприятий в разряд малых, и утраты статуса юридических лиц ряда малых предприятий, в связи с регистрацией их учредителей в качестве индивидуальных предпринимателей.
Несмотря на имеющийся количественный рост субъектов предпринимательства в этом периоде наблюдается существенный спад доходов, поступивших в местный бюджет от предпринимательской деятельности. Не в полном объёме исполнены плановые назначения за 2009 год по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности.