Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.

Содержание

Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская деятельность КУРС.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     - упрощение процедуры регистрации;

     - введение налоговых льгот для банков, лизинговых и страховых компаний, обслуживающих малый бизнес;

     - перечисление на создание новых рабочих мест 40% бюджета Государственного фонда занятости (начиная с 1997 года);

     - создание гарантийного фонда, в который ежегодно будет отчисляться не менее 200 млн. долларов для инвестиций в российский малый бизнес со стороны иностранных кредитных организаций.

     Большие надежды возлагались и на Федеральный  закон «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства» от 29.12.1995 года № 222-ФЗ, принятого в развитии Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ».

     Однако  второй этап функционирования малого и среднего бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое и среднее производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого и среднего предпринимательства решаться. Во многом это - не его вина, а его беда. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.

     Третий  этап: 1999-2001

     События августа 1998 года стали этапной вехой  для развития отечественного малого и среднего бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3-5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.

     В эти годы правительство нашей  страны обратило пристальное внимание на малый бизнес, провозгласив целью  Федеральной программы государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

     Как считают рабочая группа по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, третий период становления малого и среднего бизнеса стал периодом изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого и среднего предпринимательства в посткризисный период. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого и среднего предпринимательства в целях поддержания этой стабильности - принимаются безусловно прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».

     За  последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого и среднего предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

     В период 2002 – 2004 гг. программы государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Программы Правительство РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. То же самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы. Основными целями проекта программы должно было стать обеспечение условий для интенсивного роста малого и среднего предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого и среднего предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

     Тем не менее, в отличие от федерального уровня, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и прежде, и в настоящее время разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако проведенные исследования эффективности программ поддержки малого и среднего предпринимательства показали, что эти программы в послекризисный период в большинстве своем реализовались слабо в связи с их четкой ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных объемах. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2005 году только 59 субъектов Российской Федерации приняли программы поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

     В связи с этим стоит признать, что  заявленные приоритеты государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса на тот период (1994-2005 годы) остались по большей части декларациями. Так уж получилось, что значительная часть важных положений была прописана в законе в виде отсылочных норм, обращенных к другим законам и подзаконным актам. [6]

     В 2005 году ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в связи с тем, что Председатель Правительства России М. Фрадков подписал Постановление от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства». В документе говорится, что Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства ликвидируется в связи с признанием утратившей силу статьи 8 Федерального закона «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

     Президентом РФ был подписан новый Федеральный  закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

     Основными институтами развития для малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

  • бизнес-инкубаторы;
  • региональные венчурные фонды;
  • фонды прямых инвестиций;
  • гарантийно-залоговые фонды;
  • промышленные парки;
  • технопарки.

     Бизнес-инкубаторы - специализированные структуры, которые предоставляют отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям (стаж работы не более 1 года) на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги на срок 3 года с последующим освобождением арендованных площадей для других начинающих компаний. [10]

     К 2007 г. создано 33 бизнес-инкубатора, а  к 2010 планируется создание не менее 500 бизнес-инкубаторов на территории Российской Федерации.

     Региональные  венчурные фонды создаются в  целях финансирования малых предприятий  в научно-технической сфере. Формирование венчурных фондов для малых компаний обеспечивается из трех источников:

  • средства региональных бюджетов - до 25%;
  • средства федерального бюджета - до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов);
  • средства частных инвесторов - не менее 50%.

     Гарантийные фонды создаются в целях расширения объема кредитования малых и средних  компаний (общая потребность в  кредитовании оценивается в 1 трлн. руб. и удовлетворяется сейчас лишь на 20%). Реализация гарантийно-залоговых механизмов осуществляется за счет предоставления субъектам Российской Федерации субвенции из федерального бюджета (31 субъекту на общую сумму 297 млн. рублей) для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на оплату стоимости договоров гарантии (поручительства) по банковским кредитам (договорам лизинга) в случае отсутствия у них достаточного собственного обеспечения. [3]

     Фонды прямых инвестиций работают с быстро растущими компаниями среднего бизнеса, насчитывающими до 250 работников, и финансируют их путем выкупа дополнительной эмиссии акций. Привлечение фондов прямых инвестиций позволяет обеспечить компании на долгосрочной основе стабильное финансирование, привлечь высокопрофессиональный менеджмент. Данные фонды позволят оказать поддержку проектам, которые не относятся к числу инновационных, но и не подпадают под финансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и Внешэкономбанка.

     Первые  фонды созданы в конце 2007 года. Промышленные парки создают условия для эффективной работы ряда небольших и средних производств. Основной услугой, оказываемой промышленными парками, является предоставление в аренду или для выкупа земельных участков и помещений, а также обеспечение необходимой транспортной, логистической и телекоммуникационной инфраструктуры. Создание промышленных парков позволяет интенсифицировать процесс привлечения прямых инвестиций в экономику регионов, а также является эффективным инструментом содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

     Технопарки  создаются в соответствии с государственной  программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере  высоких технологий", одобренной Правительством Российской Федерации. Предусмотрено создание в период с 2006 по 2010 год технопарков в сфере высоких технологий в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и г. Санкт-Петербурге (пилотные регионы).

     До 2008 г. количество малых предприятий  росло достаточно высокими темпами и деятельность большинства из них была эффективной. В кризис количество малых и средних предприятий несколько снизитлоась, а эффективность их деятельности сократилась. В настоящее время предприятия малого и среднего предпринимательства оправляются от кризиса.

     Ситуация с малым и средним бизнесом в РФ постоянно находится "на карандаше" у правительства. Более того, в период кризиса кабинет министров выработал пакет предложений по снижению фискальной нагрузки на малый бизнес, а также расширил объемы финансовой помощи малому бизнесу за счет программы льготного кредитования. Однако, как видим, меры правительства, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса, пока не работают.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  малое и среднее предпринимательство  в России развивается, однако не такими высокими темпами, как бы этого хотелось правительству. Причин этому несколько - сохраняющаяся забюрокраченность процедур, связанных с открытием малого и среднего бизнеса, рост тарифов как официальных, так и неофициальных, сохранение огромного количества проверок со стороны всевозможных проверяющих и контролирующих органов. На желание вести малый бизнес не в последней степени влияет также снижение потребительской активности россиян в период кризиса, что затрудняет реализацию продукции малого и среднего бизнеса на рынке.

1.2. Необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

 

     Необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства обусловлена проблемами функционирования и развития малого и среднего предпринимательства.

     Рассмотрим  основные проблемы функционирования и развития малого и среднего предпринимательства:

     1.Финансирование.

     Развитие  малого и среднего бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:

     • Профессиональные инвесторы не могут  финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого и среднего предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;

Информация о работе Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления