Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.

Содержание

Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская деятельность КУРС.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     • Масштабы малого и среднего бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;

     • Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;

     • Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования; Одним из распространенных источников финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donalds, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;

     • Основными источниками финансирования малых предприятии в других странах  являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого и среднего бизнеса; [7; с. 75]

     • Недоступность финансирования для  малых предприятий приводит к  криминализации малого и среднего бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.

     2.Способности и квалификация предпринимателей.

     Низкая  квалификация предпринимателей с точки  зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:

     • Многие предприниматели терпят неудачу  вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;

     • Некоторые люди, пытающиеся начать предпринимательскую деятельность, не имеют способностей к предпринимательству (предпринимателю недостаточно быть хорошим электриком, необходимо быть способным продать услуги электрика клиентам, брать на себя риски, а также терпеть лишения в надежде на развитие бизнеса в будущем);

     • Высокий уровень неудач в малом  бизнесе связан с тем, что многие предприниматели начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут  представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем;

     • Представители малого и среднего бизнеса, обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям;

     • Представители малого и среднего бизнеса не имеют возможности оплачивать услуги дорогостоящих консультантов по управлению или юридических советников, т.е. профессиональная консультационная поддержка для малого и среднего бизнеса практически недоступна;

     • Многие предприниматели не в состоянии  оплачивать услуги по предоставлению статистической информации, необходимой для эффективного построения и ведения бизнеса.

    3.Инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

     Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна:

     • Фонды поддержки предпринимательства (малого и среднего бизнеса) не стали реальными источниками финансирования малого и среднего бизнеса;

     • Одной из наиболее эффективных программ финансирования малого и среднего бизнеса была и остается программа кредитования через российские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока;

     • Система профессиональной переподготовки предпринимателей (представителей малого и среднего бизнеса) не создана, проводятся отдельные мероприятия, но не на регулярной основе;

     • Во многих регионах до сих пор существуют серьезные административные барьеры, создающие проблемы предпринимателям, как в процессе создания малого и среднего предприятия, так и в процессе его функционирования;

     • Практически ни в одном российском регионе предприниматели не имеют  бесплатного (или льготного) доступа  к справочной и статистической информации, которая стратегически важна для развития. [7; с. 78-79]

     Таким образом, необходимость государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства обусловлена проблемами функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, такими как: 1. Отсутствие источников финансирования ранних стадий развития бизнеса. 2. Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом. 3. Неэффективная инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса 

1.3. Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом. 

     Систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (рис. 1.) в настоящее время составляют:

     - государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства;

     - государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого и среднего предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

     - государственная инфраструктура  поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации.

     Формами государственной поддержки малых предприятий являются:

  • оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
  • финансирование федеральных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
  • предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
  • льготное кредитование и страхование субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др. [1]

     Из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

     Основой государственной нормативно-правовой базы в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства до недавнего времени являлся Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 мая 1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также федеральные и региональные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

 

     

     Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:

  • «субъекты малого и среднего предпринимательства»,
  • «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,
  • «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,
  • а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. [1]

     Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
  • малые предприятия - до 100 человек;
  • в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

     Вторым  критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки. [1]

     Теперь  отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной  власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

     Основным  инструментом реализации государственной  политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

     Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого и среднего предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

     Государственный аппарат системы поддержки малого и среднего предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

Информация о работе Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления