Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.
Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
• Масштабы малого и среднего бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;
• Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;
• Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования; Одним из распространенных источников финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donalds, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;
•
Основными источниками
• Недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого и среднего бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.
2.Способности и квалификация предпринимателей.
Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:
• Многие предприниматели терпят неудачу вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;
•
Некоторые люди, пытающиеся начать
предпринимательскую
• Высокий уровень неудач в малом бизнесе связан с тем, что многие предприниматели начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем;
• Представители малого и среднего бизнеса, обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям;
• Представители малого и среднего бизнеса не имеют возможности оплачивать услуги дорогостоящих консультантов по управлению или юридических советников, т.е. профессиональная консультационная поддержка для малого и среднего бизнеса практически недоступна;
• Многие предприниматели не в состоянии оплачивать услуги по предоставлению статистической информации, необходимой для эффективного построения и ведения бизнеса.
3.Инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна:
•
Фонды поддержки
• Одной из наиболее эффективных программ финансирования малого и среднего бизнеса была и остается программа кредитования через российские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока;
• Система профессиональной переподготовки предпринимателей (представителей малого и среднего бизнеса) не создана, проводятся отдельные мероприятия, но не на регулярной основе;
• Во многих регионах до сих пор существуют серьезные административные барьеры, создающие проблемы предпринимателям, как в процессе создания малого и среднего предприятия, так и в процессе его функционирования;
• Практически ни в одном российском регионе предприниматели не имеют бесплатного (или льготного) доступа к справочной и статистической информации, которая стратегически важна для развития. [7; с. 78-79]
Таким
образом, необходимость государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства
обусловлена проблемами функционирования
и развития малого и среднего предпринимательства,
такими как: 1. Отсутствие источников финансирования
ранних стадий развития бизнеса. 2. Низкая
квалификация предпринимателей с точки
зрения организации и управления бизнесом.
3. Неэффективная инфраструктура для поддержки
и развития малого и среднего бизнеса
1.3.
Система государственной
поддержки малого и
среднего предпринимательства
в Российской Федерации
и за рубежом.
Систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (рис. 1.) в настоящее время составляют:
-
государственные нормативно-
- государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого и среднего предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
-
государственная
Формами государственной поддержки малых предприятий являются:
Из-за
сложившейся экономической
Основой государственной нормативно-правовой базы в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства до недавнего времени являлся Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 мая 1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также федеральные и региональные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Рис. 1.
Государственная поддержка
Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:
Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:
Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки. [1]
Теперь отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:
Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Руководство
реализацией государственной
Государственный аппарат системы поддержки малого и среднего предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят: