Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.
Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.
Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке.
Малый и средний бизнес выполняет важную функцию в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники.
Неустойчивость предприятий
Таким образом, возникает необходимость в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления и данная тема является в настоящее время достаточно актуальной.
Целью данной курсовой работы является углубление, закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков, компетенций в области системы поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение сущности и основных этапов развития малого и среднего предпринимательства в РФ;
- изучение необходимости и системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и органами местного самоуправления в г. Сургут;
-
оценить эффективность
-
анализ путей
Объектом курсовой работы является развитие поддержки малого и среднего предпринимательства в России органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Предметом исследования является комплекс проблем, возникающих в процессе поддержки малого и среднего предпринимательства в России органами государственной власти и органами местного самоуправления и возможные пути их решения.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания и системный подход. Диалектический метод реализован при помощи общенаучных методов: анализ и методы сравнения.
Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие малое и среднее предпринимательство, монографии отечественных авторов, публикации в научной периодической печати.
Малое и среднее предприятие (МСП) — предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.
Производными целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др. Сектор частного малого и среднего бизнеса в России — ровесник рыночных реформ. Малое и среднее предпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблице (табл. 1).
Таблица 1
СВОТ-анализ малого и среднего бизнеса как модели экономической самодеятельности
Сильные стороны малого и среднего бизнеса | Слабые стороны малого и среднего бизнеса | Возможности малого и среднего бизнеса | Угрозы существованию малого и среднего бизнеса |
1. Небольшой стартовый капитал | Ограниченный (локально) рынок | Рост до уровня «большого» бизнеса | Быстрота полного разорения |
2. Высокая эффективность | Ограниченные перспективы роста | Сбалансированное развитие | Быстрое достижение «потолка» роста |
3. Гибкость | Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры | Прочная ниша на «своем» рынке | Легкость проникновения конкурента в эту нишу |
4. Самостоятельность | Отсутствие влиятельной поддержки | Творческая самореализация | Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего» |
Из табл. 1 явствует, что жизнь малого и среднего предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого и среднего бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.
Однако именно малый и средний бизнес может заполнить те ниши, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.). [5; с. 51-52]
Становление малого и среднего предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого и среднего предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого и среднего предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого и среднего предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г. Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994--1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434.
Во всех этих документах поддержка малого и среднего предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого и среднего предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов.
Однако,
как не печально, эти постановления
остались только декларацией. И хотя
в начале этого этапа наблюдался
процесс массового
Необратимого и эффективного перелома в развитии малого и среднего бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий - многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались.
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП).
В 1993 году свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах. Например, в 1994 году Кузбассоцбанк через Томский филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов.
Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого и среднего предпринимательства не было сделано.
Второй этап: 1995-1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.
В
1995 году положение в малом
Направленность деятельности государства в области малого и среднего предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256).
После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий в феврале 1996 года выходит Программа «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого и среднего бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно для развития малого и среднего предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса законодательно гарантирует поступление государственных средств. Указ называл конкретные меры реальной поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить следующие: