Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.

Содержание

Введение 6
1. Теоритические аспекты поддержки малого и среднего предпринимаельства 8
1.1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимаельства ……………………………………………………..………8
1.2. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 18
1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства .. 21
1.4.Объективная необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………….
1.5. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом………………………………………………..
2. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югра и предложения по улучшению 35
2.1. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в ХМАО) 35
2.2.
2.3. Предложения по усовершенствованию государственной поддержки в ХМАО 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская деятельность КУРС.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     Поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления

 

Содержание

 

Введение

     В условиях нестабильной экономической  политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое  распространение получает малый  и средний бизнес. Данный бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда заторможен.

     Экономически  это выгодно, потому что появление  большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это  принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке.

     Малый и средний бизнес выполняет важную функцию в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники.

       Неустойчивость предприятий малого и среднего бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.

     Таким образом, возникает необходимость  в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления и данная тема является в настоящее время достаточно актуальной.

     Целью данной курсовой работы является углубление, закрепление теоретических знаний и приобретение  практических навыков, компетенций  в  области системы поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ органами государственной власти и органами местного самоуправления.

     Задачами  курсовой работы являются:

     - изучение сущности и основных  этапов развития малого и среднего предпринимательства в РФ;

     - изучение необходимости и системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и органами местного самоуправления в г. Сургут;

     - оценить эффективность поддержки  малого и среднего предпринимательства  в России в целом и г. Сургут;

     - анализ путей совершенствования  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России.

     Объектом  курсовой работы является развитие поддержки  малого и среднего предпринимательства в России органами государственной власти и органами местного самоуправления.

     Предметом исследования является комплекс проблем, возникающих в процессе поддержки малого и среднего предпринимательства в России органами государственной власти и органами местного самоуправления и возможные пути их решения.

     Методологическую  основу исследования составили диалектический метод познания и системный подход. Диалектический метод реализован при помощи общенаучных методов: анализ и методы сравнения.

     Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие малое и среднее предпринимательство, монографии отечественных авторов, публикации в научной периодической печати.

 

1. Необходимость и сущность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

     1.1. Этапы развития малого и среднего предпринимательства в России

     Малое и среднее предприятие (МСП) — предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.

     Производными  целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др. Сектор частного малого и среднего бизнеса в России — ровесник рыночных реформ. Малое и среднее предпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблице (табл. 1).

Таблица 1

СВОТ-анализ малого и среднего бизнеса как модели экономической самодеятельности

Сильные стороны малого и среднего бизнеса  Слабые стороны  малого и среднего бизнеса  Возможности малого и среднего бизнеса  Угрозы существованию  малого и среднего бизнеса
1. Небольшой  стартовый капитал  Ограниченный (локально) рынок  Рост до уровня «большого» бизнеса  Быстрота  полного разорения
2. Высокая  эффективность  Ограниченные перспективы роста  Сбалансированное  развитие  Быстрое достижение «потолка» роста
3. Гибкость  Высокая зависимость  от превратностей конъюнктуры  Прочная ниша на «своем» рынке  Легкость  проникновения конкурента в эту  нишу
4. Самостоятельность  Отсутствие  влиятельной поддержки  Творческая  самореализация  Уязвимость  к попыткам силового давления «сильных мира сего»

     Из  табл. 1 явствует, что жизнь малого и среднего предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого и среднего бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.

     Однако  именно малый и средний бизнес может заполнить те ниши, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.). [5; с. 51-52]

     Становление малого и среднего предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:

     Первый  этап: 1992-1994 гг.

     Этот  этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических  проблем малого и среднего предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого и среднего предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого и среднего предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г. Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994--1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434.

       Во всех этих документах поддержка малого и среднего предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого и среднего предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов.

     Однако, как не печально, эти постановления  остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых и средних предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве - в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении - в 2,9 раза, в сфере образования - в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого и среднего предпринимательства резко сократилась. Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. - 560 тыс. малых предприятий, 1993 - 865 тыс., 1994 - 896,6 тыс. В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов - традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг. [9; с. 47-48]

     Необратимого  и эффективного перелома в развитии малого и среднего бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий - многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались.

     Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП).

     В 1993 году свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах. Например, в 1994 году Кузбассоцбанк через Томский филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов.

     Однако, характеризуя положительно в целом  этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого и среднего предпринимательства не было сделано.

     Второй  этап: 1995-1998 гг.

     На  этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

     В 1995 году образовывается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.

     Вводится  в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.

     В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. [9; с. 50]

     Направленность  деятельности государства в области малого и среднего предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256).

     После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий в феврале 1996 года выходит Программа «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого и среднего бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно для развития малого и среднего предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса законодательно гарантирует поступление государственных средств. Указ называл конкретные меры реальной поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить следующие:

Информация о работе Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления