Особенности олигополии как рыночной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей олигополии как рыночной структуры и ее влияние на экономическую эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Раскрыть понятие олигополии и рассмотреть основные отличия от других рыночных структур.
2)Рассмотреть основные модели, описывающие поведение фирмы-олигополиста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА_____________________________________________________________________5
1.1. Понятие олигополии и ее характерные черты__________________5
1.2. Основные теории и модели олигополии _____________________ 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ В РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ _18
2.1 Основные олигополистические рынки России_________________18
2.2. Влияние олигополии на экономическую эффективность________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ___________________________________________________27

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

                  Кафедра экономической теории 
                   
                   
                   
                   
                   

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ КАК РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

( по  дисциплине “Экономическая теория”) 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка ФБиЭ

                  гр. КМ-11

                  . 

                  Научный руководитель: ассистент кафедры экономической теории 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Астрахань 2011 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________ 3
  • ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА_____________________________________________________________________5

          1.1. Понятие олигополии и ее характерные черты__________________5

      1.2. Основные теории и модели олигополии _____________________ 10

  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ В РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ _18
  •       2.1 Основные олигополистические рынки России_________________18

          2.2. Влияние олигополии на экономическую эффективность________22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________________26

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ___________________________________________________27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

         Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода. Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые  существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

    Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:

          1.Всего  несколько фирм снабжают весь  рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.

          2.По  крайней мере, некоторые фирмы  в олигополистической отрасли  обладают крупными рыночными  долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

          3.Фирмы  в отрасли сознают свою взаимозависимость.

    Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый  ряд моделей.

         Актуальность  данной темы курсовой работы заключается  в том, что в настоящее время  одними из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же распространенной формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно исследованию олигополии и посвящена настоящая курсовая работа.

         Целью курсовой работы является выявление особенностей олигополии как рыночной структуры и ее влияние на экономическую эффективность.

         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

         1)Раскрыть  понятие олигополии и рассмотреть основные отличия от других рыночных структур.

         2)Рассмотреть  основные модели, описывающие поведение  фирмы-олигополиста.

         3) Проанализировать особенности олигополистических рынков России.

         4) Рассмотреть последствия олигополии.

         Даная курсовая состоит из двух глав. В первой главе, состоящей из 2 параграфов, были рассмотрены теоретические основы исследуемой темы, такие как: определение олигополии, ее основные отличия от других рыночных структур, поведение фирм в условиях олигополии. Во второй главе, состоящей также из двух параграфов, дана небольшая часть теории по данной теме, в которой рассмотрены особенности олигополистических рынков России, а также  некоторые последствия олигополии на примере ОПЕК.

         Источниками информации послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Поведение фирмы в условиях олигополии", справочная литература, прочие актуальные источники информации. 
     
     
     
     
     
     
     

    ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО  РЫНКА.

         1.1. Понятие олигополии  и ее характерные  черты

         Принято выделять четыре типа рыночных структур: свободная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. При этом два первых типа рыночной структуры обычно характеризуют как идеальные, а два остальных — как реальные. Рыночная структура определяется условиями конкуренции, количеством и размерами фирм, характером продукции, свободой выхода на рынок

          Основным  признаком, по которому отличаются друг от друга различные рыночные структуры, считается количество участников конкуренции. Чистая конкуренция предполагает, что участниками рынка является очень большое количество фирм, производящих и продающих один и тот же (идентичный) продукт. Любая новая фирма может включиться в данную структуру без каких-либо препятствий: нет ограничений на доступ к информации или ресурсам, необходимым для организации производства и реализации такого продукта. Такая структура считается идеальной потому, что на практике некоторые ограничения всегда существуют, а полная стандартизация продукта невозможна. Наиболее близкие реальные условия существуют в сельском хозяйстве и в некоторых отраслях, производящих услуги.

         Вторая  рыночная структура это монополия. Монополия предполагает одного-единственного производителя — продавца какого-либо товара. Такая фирма является для рынка целой отраслью. Барьеры на входе являются практически непреодолимыми , поэтому такая фирма имеет наибольшую свободу в  выборе объема производства и цены реализации продукции. Эта ситуация является также идеальной — в том смысле, что невозможно в условиях рынка абсолютно закрыть какую-либо отрасль для проникновения конкурентов (либо прямого, либо косвенного). Очень высокий уровень доходности производства и реализации монопольного продукта обязательно начинает привлекать другие фирмы, которые рано или поздно расшатывают монопольную ситуацию.

    Чистая  конкуренция и монополия представляют собой два полюса рынка, между  которыми располагаются реальные рыночные структуры.

          Монополистическая конкуренция как реальная рыночная структура предполагает достаточно большое количество продавцов, которые предлагают на рынке неодинаковые продукты. Дифференциация продукта дает возможность в отрасли иметь множество мелких фирм и обеспечивает легкость входа и выхода с рынка. При монополистической конкуренции каждая фирма продает особый тип товара, который отличается по качеству, оформлению, престижности. При этом фирма является монопольным производителем своей марки товара.

          Олигополия  — это рыночная структура с  незначительным количеством производителей, которые конкурируют между собой, и 'вступление на эти рынки новых фирм затруднено. В условиях олигополии наиболее крупные фирмы контролируют значительную долю рынка. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (производство автомобилей) и не дифференцирован (производство стали), главное значение имеет только то, что несколько фирм производят почти всю продукцию. Олигополистическими структурами являются многие отрасли обрабатывающей промышленности (производство нефтехимикатов, алюминия, сигарет).

          Монополистическая конкуренция и олигополия описывают реально существующие рынки. Однако, чрезвычайно сложно создать точную модель поведения фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции из-за огромного числа переменных в анализе принятия решений.

          Основные  особенности олигополии:

    1. Немногочисленность и крупный масштаб фирм.

       Самая главная особенность олигополии состоит в немногочисленности действующих  на рынке фирм. В олигополистической отрасли, также как и при монопольно конкуренции наряду с большими фирмами  на рынке действует множество  мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

         Формально к олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.1

    1. Распространенность олигополии.

       Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. В большинстве стран  почти все отрасли тяжелой  промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

         3. Взаимозависимость фирм на рынке.

         Фирма-олигополист, так же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.

         Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цен у компаний-конкурентов  и, таким образом, не дать желаемого  увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на цены конкурентов но привести к проведению последними мощной рекламной компании, направленной на преобразование своего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма-олигополист ничего не выиграет, а в ряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянута в разорительную рекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только в случае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены.

         Аналогичным образом непредсказуемы последствия  увеличения цены одним из участников олигополии.

         4. Жесткость цен и неценовая конкуренция.

         Эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции  в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.

         В условиях совершенной конкуренции  фирме нет смысла бороться за большую  долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка.

         5. Дифференцированная и недифференцированная олигополия.

         При монополистической конкуренции решающей причиной несовершенства рынка является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии).2 

         6. Барьеры при входе

         Причины, ограничивающие число фирм в отрасли, разнообразны. Во-первых, это эффект масштаба. Ограниченный рыночный спрос и заданная величина эффективного объема выпуска приводят к ситуации, когда фирмы, «не успевшие» набрать наиболее выгодные масштабы выпуска, начинают проигрывать в издержках и ценах, постепенно двигаясь к разорению. Таким образом, в отрасли остается несколько крупных фирм.

    Информация о работе Особенности олигополии как рыночной структуры