Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей олигополии как рыночной структуры и ее влияние на экономическую эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Раскрыть понятие олигополии и рассмотреть основные отличия от других рыночных структур.
2)Рассмотреть основные модели, описывающие поведение фирмы-олигополиста.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА_____________________________________________________________________5
1.1. Понятие олигополии и ее характерные черты__________________5
1.2. Основные теории и модели олигополии _____________________ 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ В РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ _18
2.1 Основные олигополистические рынки России_________________18
2.2. Влияние олигополии на экономическую эффективность________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ___________________________________________________27
Снижение спроса и увеличение предложения нефти не позволяло ОПЕК и далее взвинчивать цену. Более того, поддержание прежней цены стало возможным лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами картеля. Это привело к падению доходов ОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторые из них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать цену ниже уровня, установленного картелем.
Дальнейшее падение спроса и рост предложения нефти другими странами заставили ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего существования снизить цену с 34 до 29 долларов за баррель. В декабре 1985 года страны ОПЕК оказались не в состоянии достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно принимать решения об объемах производства. Это привело к дальнейшему падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти была ниже 9 долларов за баррель. Ее относительная цена (по отношению к среднему индексу цен всех других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов.17
Рассмотрение конкретного примера ОПЕК позволяет сделать более общие выводы о деятельности как картеля, так и олигополии в целом.
1.Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии.
Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.
2.Сговор и ограничение предложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара (в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового предложения нефти)18; быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.
3.Контролировать рынок со временем становится все труднее и труднее. Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.
4.Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов. Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.
5.Искусственное ограничение объема производства с помощью соглашения между несколькими фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода.
Это
особенно верно в тех случаях,
когда снижающийся спрос и растущая
конкуренция со стороны новых производителей
ведут к падению доли рынка, принадлежащей
участникам олигополии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и Модель Штакельберга, однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, не разработано.
Негативная оценка олигополий заключается, прежде всего, в том, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества
Также можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство. Это объясняется тем, что участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, и у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Особенности олигополии как рыночной структуры