Особенности олигополии как рыночной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей олигополии как рыночной структуры и ее влияние на экономическую эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Раскрыть понятие олигополии и рассмотреть основные отличия от других рыночных структур.
2)Рассмотреть основные модели, описывающие поведение фирмы-олигополиста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА_____________________________________________________________________5
1.1. Понятие олигополии и ее характерные черты__________________5
1.2. Основные теории и модели олигополии _____________________ 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ В РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ _18
2.1 Основные олигополистические рынки России_________________18
2.2. Влияние олигополии на экономическую эффективность________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ___________________________________________________27

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

     Снижение  спроса и увеличение предложения  нефти не позволяло ОПЕК и далее  взвинчивать цену. Более того, поддержание прежней цены стало возможным лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами картеля. Это привело к падению доходов ОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторые из них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать цену ниже уровня, установленного картелем.

     Дальнейшее  падение спроса и рост предложения  нефти другими странами заставили ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего существования снизить цену с 34 до 29 долларов за баррель. В декабре 1985 года страны ОПЕК оказались не в состоянии достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно принимать решения об объемах производства. Это привело к дальнейшему падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти была ниже 9 долларов за баррель. Ее относительная цена (по отношению к среднему индексу цен всех других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов.17

     Рассмотрение  конкретного примера ОПЕК позволяет сделать более общие выводы о деятельности как картеля, так и олигополии в целом.

     1.Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии.

     Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.

     2.Сговор и ограничение предложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара (в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового предложения нефти)18; быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.

     3.Контролировать рынок со временем становится все труднее и труднее. Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.

     4.Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов. Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.

     5.Искусственное ограничение объема производства с помощью соглашения между несколькими фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода.

     Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и растущая конкуренция со стороны новых производителей ведут к падению доли рынка, принадлежащей участникам олигополии. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Олигополистические  отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и Модель Штакельберга, однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, не разработано.

     Негативная  оценка олигополий заключается, прежде всего, в том, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества

     Также можно  сделать  вывод,  что   хотя олигополия   и   не   удовлетворяет условиям эффективного использования и распределения  ресурсов,  в  реальной  действительности  она эффективна, так как  вносит  важный  вклад в экономический рост,  активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий,  а также внедряя эти изобретения в производство. Это объясняется тем, что участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со  стороны своих основных соперников, и у них, в отличие от  монополиста,  имеются явные основания активно   использовать   технический   прогресс   для   улучшения собственного положения на рынке.

        

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булатов А.С. Экономика. Учебник [Текст] ;  4-е издание, перераб. и доп. Изд. БЕК 1997 – 831 с.
  2. Бротская Т,Г, Экономическая теория . Учебник [Текст] ; Изд. «РИОР» 2008. – 208 с.
  3. Менкью Н. Грегори. Принципы экономикс [Текст] ; 2-е издание сокращ. – СПБ; Питер, 2001. -  496 с.: ил. -  (Серия «Учебники»).
  4. Петросян Л.А.,Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория Игр [Текст]  ; Изд. «РИОР» 1998. -  304 с.
  5. Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст] ;/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.– М.: ИТД «Кио Рус», 2000.– 544 с.
  6. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник.–М.: [Текст] ; Юристъ, 2000. – 861 с.
  7. Экономика: Учебник / [Текст] Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.:. Проспект, 1999. – 800 с.
  8. Т.А.Фролова Микроэкономика. [Текст] ; Таганрог: ТРТУ, 2006 – 320 с.
  9. Экономическая теория -Борисов Е. Ф.-Экономическая теория: Учеб. Пособие [Текст] - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,1999. - 384 с.
  10. ISBN 5-85294-086-0Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. [Текст] – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
  11. Журнал “Автомобильная промышленность” № 3 М -2006г
  12. Газета “Business Class” №3 (3) М - от 27.06.2007
  13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. [Текст] – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – 572 с.
  14. Экономический анализ рынка олигополии в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aknews.narod.ru/index.htm
  15. О ценах на нефтепродукты // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/
  16. Мир нефти [Электронный ресурс] – Режим доступа . http://www.mirnefti.ru/index.php?id=29

Информация о работе Особенности олигополии как рыночной структуры