Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей олигополии как рыночной структуры и ее влияние на экономическую эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Раскрыть понятие олигополии и рассмотреть основные отличия от других рыночных структур.
2)Рассмотреть основные модели, описывающие поведение фирмы-олигополиста.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА_____________________________________________________________________5
1.1. Понятие олигополии и ее характерные черты__________________5
1.2. Основные теории и модели олигополии _____________________ 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ В РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ _18
2.1 Основные олигополистические рынки России_________________18
2.2. Влияние олигополии на экономическую эффективность________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ___________________________________________________27
рис.1.1. Влияние входных барьеров на олигополистические фирмы3
Экономия от масштаба, основанная на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос (Dн - сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии ( ) (рисунок 2). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше ( )
Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже Рн , но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между Рн и Ро) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).
Во-вторых,
в некоторых отраслях решающую роль
играют технологии, защищенные патентами,
«ноу-хау», уникальное сырье и некоторые
другие факторы, делающие финансовые издержки
вступления в отрасль чрезвычайно
высокими и поэтому непреодолимыми
для мелких и средних фирм.
7. Рыночная власть фирм-олигополистов.
Большая
доля в выпуске продукции
1.2. Основные теории и модели олигополии
Большое разнообразие моделей, описывающих поведение олигополистических рынков, заключается в том, что только в условиях олигополии решение одной из немногочисленных фирм способно влиять на всех остальных его участниках и отрасль в целом.
Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигополистического рынка.
Условно принято разделять олигополистические рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.
При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.
При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.
В
качестве примера моделей
Модель Курно.
Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом Огюстеном Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:
В модели Курно обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема произва обеих фирм.
Главная особенность модели заключается в том, что каждая фирма принимает решение, считая объем выпуска своего конкурента постоянным в течение заданного периода. После некоторого взаимного приспособления между ними устанавливается равновесие, называемое равновесием Курно.
График,
отражающий объем производства фирмы
в зависимости от предполагаемого
объема производства ее конкурента, называется
кривой реакции. На рис. 1.2 кривая Х отражает
реакцию первой фирмы на изменения в производстве
второй фирмы, а кривая У — соответственно
наоборот. Равновесие наступает в точке
пересечения кривых реакций обеих фирм
в точке. В этой точке предположения фирм
совпадают с их реальными действиями.
В конечном счете прибыль, получаемая
каждой фирмой, оказывается выше, чем при
идеальной конкуренции.
рис.1.2. кривая реакция фирм Х и У на поведение друг друга5
Модель Штакельберга
Модель Курно при всех своих достоинствах, с момента своего появления вызвала немало критики. Данную модель обвиняли в чрезмерной упрощенности и нереалистичности ее исходных допущений, поскольку в модели Курно:
олигополисты не предполагают возможность изменения объемов выпуска своих конкурентов;
поведение фирм на рынке совершенно одинаково (симметрично). Между тем на практике олигополисты могут придерживаться различных типов поведения.
Модель асимметричной олигополии была предложена немецким экономистом Г. фон Штакельбергом. Эта модель развивает идеи Курно. Так же как и в модели Курно каждое предприятие выбирает оптимальный объем производства, но Штакельберг выдвигает новую гипотезу: на рынке могут существовать дуополист-лидер и дуополист-последователь.
Последователь придерживается предположения Курно, он принимает решения об оптимальном объеме выпуска в соответствии со своей кривой реакции, полагая объем выпуска конкурента заданным и приспосабливая свое производство к этому объему. Лидер, напротив, играет доминирующую роль на рынке. Он понимает, что другая фирма ведет себя как последователь, и зная кривую реакции этой фирмы, принимает свои решения об объеме выпуска по сути как монополист.
Сравнение равновесия Курно и равновесия Штакельберга показывает, что позиция фирмы-лидера более предпочтительна, чем в симметричной ситуации модели Курно, однако если обе фирмы стремятся стать лидерами, это ведет к агрессивной конкуренции и ценовой войне, которая может привести к снижению цен до конкурентного уровня и будет продолжаться до тех пор, пока одна из фирм не откажется от своих притязаний.
Теория игр
Теория игр была разработана Дж. фон Нейманном и О. Моргенштерном в 1944 г., ее дальнейшую разработку продолжил Дж. Нэш. Теория игр имеет большое значение в экономическом анализе.
Эта теория рассматривает поведение фирм на рынке как игру, причем имеются определенные правила игры, по результатам которой начисляются «призы» и «штрафы». Участники игры определенно не знают стратегию конкурента, поэтому их поведение основано лишь на прогнозах.
В модели олигополии фирма осуществляет оптимальную политику, ориентируясь на действия своих конкурентов, и предполагает, что конкуренты в отрасли будут поступать аналогичным образом. Данная концепция была сформулирована Нобелевским лауреатом Дж. Нэшем в 1951 г. и получила название «равновесие Нэша». Фирмы «играют», т. е. они принимают решение понизить или повысить цену, рекламировать свою продукцию или нет и т. д. Условием равновесия является то, что если дана стратегия первого игрока, второму остается только повторить его стратегию.
Например, рассмотрим стратегию фирм А и В (табл.2.1.) с понижением цены. Если обе фирмы не понижают цену, прибыль каждой составит, например, 60 млн усл. ед. Если одна из фирм понижает цену, она получает конкурентное преимущество и увеличивает прибыль до 85 млн усл. ед. В это время конкурент терпит убыток в размере 25 млн усл. ед. Если же обе фирмы в сговоре проводят политику снижения цены, прибыль каждого составит по 12,5 млн усл. ед.
Таблица 2.1
Стратегия фирмы В | |||
Без понижения цены | С понижением цены | ||
Стратегия фирмы А |
Без понижения цены | А:+60
В: +60 |
А:
-25
В:+85 |
С понижением цены | А: +85
В:-25 |
А: 12,5
В: 12,5 |
Стратегия фирм А и В6
Необходимо определить, как поступить фирмам А и В, чтобы не проиграть.
Аналогом данной ситуации на рынке служит другая игра - так называемая «дилемма заключенного». Суть этой игры в следующем: два узника содержатся в отдельных камерах и обвиняются по одному делу (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
«Дилемма заключенного»7
Выбор узника В | |||
не сознаваться | сознаваться | ||
Выбор узника А |
Не сознаваться |
А: 1 год
В: 1 год |
А: 20 лет
В: свободен |
Сознаваться |
А: свободен
В: 20 лет |
А: 8 лет
В: 8 лет |
У обвинения достаточно улик, чтобы осудить узников только на два года. Узникам сообщили (каждому отдельно), что если один соз-нается, а другой нет, то сознавшийся будет свободен, а несознавший-ся получит 20 лет. Если сознаются оба, то каждый получит по 10 лет. Необходимо определить, каким будет поведение заключенного, когда реакция другого неизвестна.
Различают две стратегии поведения, называемые maximin и maximax:
1. maximin - это стратегия пессимиста.
2. maximax - это стратегия оптимиста.
Пессимист будет искать наилучший вариант из наихудших результатов. Это ситуация, когда, например, узник А ждет, что узник В признается, и тогда А получит 20 лет заключения, при условии, что он не сознается. Чтобы обеспечить себе наименее плохой результат из всех плохих вариантов, узник А решает сознаться, поскольку это позволит ему получить 8 лет заключения, а не 20. Этот результат лучше, чем 20 лет заключения, если узник А не будет сознаваться.
Аналогично будет рассуждать и узник В. В результате, не сговариваясь, оба узника придут к решению сознаться и получат по 8 лет тюрьмы.
Оптимист надеется на самый лучший вариант решения вопроса. Узник А думает, что узник В не сознается, поэтому он решает сознаться. Но узник В также оптимист и поступает аналогичным образом. В результате, не сговариваясь, оба заключенных придут к решению сознаться и получат по 8 лет тюрьмы.
Стратегии maximin и maximax привели узников к одному результату - это и есть решение Нэша.
Подобного рода решение примут и фирмы А и В на конкурентном рынке. В обоих случаях фирмы А и В решают снижать цены, и стратеги maximin и maximax приведут их к решению Нэша, т. е. понижать цены, что даст им равные прибыли - по 12,5 млн усл. ед, каждой фирме.
Равновесие
Нэша - положение, при котором самостоятельные
стратегии продавцов не позволяют получить
результат лучший, чем результат конкурента.
Картели и сговоры
Картелем называют группу олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен и (или) распределения долей рынка, исходя из его географических или каких-либо иных характеристик.8 Так как картель - это группа фирм, то они сталкиваются с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует у чистой монополии. Основной проблемой картелей является проблема согласования решений между фирмами - членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.
Образование
картеля требует выработки
Информация о работе Особенности олигополии как рыночной структуры