Особенности олигополии как рыночной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей олигополии как рыночной структуры и ее влияние на экономическую эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Раскрыть понятие олигополии и рассмотреть основные отличия от других рыночных структур.
2)Рассмотреть основные модели, описывающие поведение фирмы-олигополиста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА_____________________________________________________________________5
1.1. Понятие олигополии и ее характерные черты__________________5
1.2. Основные теории и модели олигополии _____________________ 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ В РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ _18
2.1 Основные олигополистические рынки России_________________18
2.2. Влияние олигополии на экономическую эффективность________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ___________________________________________________27

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

     В результате у каждого участника  возникает соблазн получить двойной  выигрыш — продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода поведение станет всеобщим, то картель развалится.

     В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать  неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор. Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

     Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию. Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антимонопольное законодательство.

     Модель  ценового лидерства 

     Так как фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях, то стремясь к максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, олигополисты могут координировать свою деятельность так, как если бы соглашение существовало при помощи модели ценового лидерства

     Преимущество  ценового лидерства в отличие  от картелей заключается в том, что:

     1.данная форма не противоречит антимонопольному законодательству;

     2.фирмы-олигополисты сохраняют полную независимость и свободу в своей производственной и сбытовой деятельности.

     В условиях ценового лидерства одна из фирм отрасли получает признанный другими  статус ценового лидера, который регулирует цену продукции, повышая или понижая ее, а все остальные фирмы образуют его конкурентное окружение, являясь по сути ценополучателями (при том, что цена в отличие от совершенной конкуренции задается не рынком, а фирмой-лидером).

     Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск принятия первым решения обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания. 
 
 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ В РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1.Особенности  Российского рынка  олигополии.

     Рынок олигополии для РФ является очень важным, так как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%.9 Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

     Основные  олигополистические рынки России:

     Нефтяная  промышленность.

     В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть  и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.

     На  сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько  общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.

. Так  в 2004 году 11 крупнейших нефтяных  компаний добывали около 91,28% всей  нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При  этом "Лукойл" и "Юкос" занимали  по 20% рынка.10

     

рис. 2.1.Динамика добычи нефти российскими компаниями с 2003 по млн. бар в день11 

     Ситуация  изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке с 2004 и по сегодняшний день.

     Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются: ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов; наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты

     Черная  металлургия.

     Одна  из классических отраслей для рынка  олигополии. В России - стране одной  из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими.

     Таблица 2.1.

Крупнейшие  компании черной металлургии12

место Компания Объем реализации в млн. $
1 ММК 1928,4
2 Северсталь 1923,6
3 Новолипецкий  мет. Комбинат 1699,5
4 Евразхолдинг 1589,2
5 Трубная мет. Компания 959,5
6 Кузнецкий мет. комбинат 714,3
7 Мечел 593

 

     Автомобильная промышленность

     Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.

     Особенно  это касается "Автоваза", который  постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2006 год объем производства вырос на 1,4%. Но по итогам первого квартала 2006 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2005 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2007 году составил 4,2 млрд. $, для сравнения у "ГАЗа" – 1,6 млрд. $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль – был иномарка.13

     Лидерство в ценах

     На  примере рынка легковых автомобилей  можно проследить ситуацию ли-дерства  в ценах, когда один самый крупный  производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером.

                                                     Таблица 2.2.

     Доли  ОАО “ГАЗ” в различных сегментах  российского рынка по результатам 2006г14

     
Легковые  автомобили 19%
Грузовые  автомобили 50%
Автобусы 31%

 

        Рассмотрев некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную картину российского рынка олигополии. Во-первых, можно еще сказать, что он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано с слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.

     Также государство может оказывать  существенное влияние на поведение  олигополистов. Например, созданием  антитрестовского законодательства, суть которого заключается в запрещение создании картелей, так как они препятствуют конкуренции, что ведет к увеличению цен на рынке.

    1. Влияние олигополии на экономическую эффективность

      Олигополия является важной рыночной структурой современной экономики. Необходимо выяснить какие она имеет последствия для хозяйственного развития.

     Рассмотрим  конкретный пример - раздел и контроль нефтяного рынка странами ОПЕК. Он позволит нам не только проиллюстрировать важнейшие аспекты деятельности картелей, но и сделать более общие выводы о последствиях любого вида группового контроля над отраслью.

     В 1960 году крупнейшие нефтедобывающие  страны мира объединились в ОПЕК (Организацию стран - экспортеров нефти). Их целью являлось достижение соглашения о ценах и объемах производства нефти, то есть фактически - соглашения о создании картеля. Однако вплоть до 1973 года ОПЕК не могла действовать как картель, поскольку на нефтяном рынке существовало множество стран и компаний, добывающих нефть на арабской земле. Ослабление этих компаний стало важным шагом на пути создания эффективного картеля: с 1969 по 1973 гг. концессии на добычу нефти в арабских странах стали постепенно отменяться.15

     В 1973 году в связи с арабо-израильской  войной члены ОПЕК на несколько месяцев  ввели эмбарго (запрет) на экспорт ближневосточной нефти в США и другие симпатизировавшие Израилю страны, что привело к росту нефтяных цен.

     После окончания срока эмбарго члены  ОПЕК ограничили общий объем производства нефти, введя квоты на выпуск нефти для каждого участника. В результате этих действий ОПЕК произошел громадный скачок цен на нефть: с 2 долларов США за баррель накануне введения эмбарго до 11,25 долларов после него. Повышение цен повлекло за собой резкое увеличение прибыли стран ОПЕК и падение реальных доходов в странах-импортерах нефти.

     Вместе  с тем оно вызвало к жизни  и долгосрочные факторы, препятствующие дальнейшему росту богатства этих стран. Высокие цены и высокие прибыли, полученные картелем ОПЕК, привели к быстрому росту предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК. Если в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового производства нефти, то в 1979 году его доля была уже меньше 60%, а в 1985 году составляла всего 30%.16 Нефтяные поступления с Северного моря, из Мексики, Советского Союза, США и Канады постепенно заполнили тот “вакуум”, который образовался после ограничения производства странами ОПЕК. Высокие цены сделали рентабельной разработку многих ранее убыточных месторождений, и мировая добыча нефти стала возрастать.

     Одновременно  с ростом предложения произошло снижение спроса на нефть и нефтепродукты. Первоначально это выражалось в простой экономии энергоресурсов. Со временем снижение потребления энергии стало весьма ощутимым. Было введено в эксплуатацию новое, менее энергоемкое оборудование, а вместо нефтепродуктов стали использоваться другие виды энергоносителей. Потребители также стали покупать новые, более компактные и более экономичные автомобили. Домовладельцы начали переходить с мазута на более дешевые виды топлива - газ, например. Интенсифицировались исследования и разработки новых технологий, использующих солнечную энергию и энергию моря. Все это привело к значительному сокращению спроса на нефть.

Информация о работе Особенности олигополии как рыночной структуры