Рыночные структуры и особенности их развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

Дать понятие рыночных структур и рассмотреть их типы.
Показать сущность каждой рыночной структуры.
3. Раскрыть особенности развития рыночных структур в переходной экономике России в процессе её демонополизации и эволюции системы собственности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и типы рыночных структур 5
2. Характеристика основных типов рыночных структур 7
2.1 Совершенная (свободная) конкуренция 7
2.2 Чистая монополия 10
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.3. Олигополия 18
3. Особенности развития рыночных структур в переходной экономике России 21
3.1 Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции 21
3.2 Изменение системы собственности — основная движущая сила эволюции рыночной структуры 27
Заключение 32
Библиографический список литературы 34
35

Работа содержит 1 файл

Рыночные структуры и особенности их развития в России.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

 

       Введение

 

      Из  всех известных истории способов регулирования производства общества только рыночный механизм оказался работоспособным.

      Рынок – это, прежде всего форма связи  между производителями и потребителями  продукции, в которой совокупность отношений осуществляется в товарно-денежной форме, посредством обмена продуктами труда, для удовлетворения личных и производственных потребностей; при этом производителей и потребителей должно быть столько, чтобы между ними возникла конкуренция.

      В рыночной экономике имеют место  четыре рыночных структуры:

  1. совершенная конкуренция;
  2. чистая монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

      Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения.

      Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

      Проблемы, связанные с развитием различных  форм конкуренции неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок.

      Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная структура «лучше» позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро-, но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

      Актуальность темы курсовой работы заключается в том, наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.

      Развитие  рыночной экономики и обеспечение  равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы.

      Повышение эффективности хозяйственной системы  в современных условиях связано  с преодолением противоречия между  необходимостью, с одной стороны, государственной поддержки национальных монополистов на мировых рынках и развитием конкурентной среды для участников внутреннего рынка, с другой.

      Основная  цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России.

      В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Дать понятие рыночных структур и рассмотреть их типы.
  2. Показать сущность каждой рыночной структуры.

      3. Раскрыть особенности развития  рыночных структур в переходной  экономике России в процессе её демонополизации и эволюции системы собственности.

 

       1. Понятие и типы  рыночных структур 

      Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации. По сути дела понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.

      Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Существует множество ее определений и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция - это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке.

      Конкуренция является важнейшим условием эффективного функционирования рыночной экономики, её главной движущей силой.

      Именно  конкуренция способствует прогрессу  рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, и надо стремиться делать ее совершенной. В этой связи возникает настоятельная необходимость в ее изучении, знании сил и рыночных наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных ранках.

      Конкуренция – это экономическое соперничество  хозяйствующих субъектов (участников экономики) за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция позволяет обеспечить наиболее эффективное распределение экономических ресурсов, количество которых в любом обществе ограничено.

      Конкуренция стимулирует деятельность участников экономики, побуждая их к уменьшению издержек производства, улучшению качества выпускаемой продукции, расширению ее ассортимента, снижению цен. Другими словами, конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихийный метод выбора оптимального хозяйственного решения.

Многообразие видов конкуренций отражено на рис. 1.1 

      Рис. 1.1 Виды конкуренции 

      Обычно выделяют следующие четыре типа рыночных структур (модели рынка): совершенная (свободная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия (см. Приложение 1). Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

      Характеристика типов рыночных структур при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.

 

       2. Характеристика основных типов рыночных структур

      2.1 Совершенная (свободная)  конкуренция

 

      Конкуренция бывает двух видов: рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция может быть совершенной и несовершенной.

      Совершенной или свободной конкуренция является тогда, когда ни один из продавцов или покупателей на рынке не может существенно влиять на цену товара. В настоящее время свободной конкуренции практически не существует.

      Несовершенной называется конкуренция, при которой отдельные продавцы или покупатели способны существенно влиять на цену товара.

      Совершенная конкуренция была господствующей в  прошлом. Она предполагает соблюдение ряда обязательных условий:

      1 Невозможность продавца или покупателя влиять на цену.

      2 Возможность свободного перелива  труда и капитала между отраслями.

      3 Устойчивость денежного обращения.

      4 Стандартность производимой продукции.

      5 Свободное вступление и выход  из отрасли.

      6 Открытость экономики мировому  рынку.

      7 Доступность необходимой информации  для каждого участника рынка.

      Строго  говоря, все эти условия в полной мере никогда не соблюдались, и свободная конкуренция это скорее теоретическая модель, чем реально существующий тип рынка.

      Тем не менее, у свободной конкуренции  существует много достоинств и мало недостатков, что делает её наиболее желательной для общества (рис. 2.1).  

 

      Рис. 2.1 Основные признаки совершенной конкуренции 

      В условиях совершенной конкуренции  рынок без помех выполняет  свои регулирующие функции. Поэтому  складывается оптимальная система  пропорций. Совершенная конкуренция обеспечивает максимальное использование производственных возможностей. Поскольку предприятия не могут при этой форме повышать цены, их стратегия состоит в наращивании объёма и снижении издержек. А поскольку свободная конкуренция всегда ценовая, то она обеспечивает самые низкие цены из всех возможных типов конкуренции. При свободной конкуренции не тормозится технический прогресс, происходит интенсивное о6новление участников.

      Есть  у совершенной конкуренции и  недостатки: так как преобладает  мелкий капитал, он не всегда может браться за крупные инвестиционные проекты. Ещё серьёзнее следующий недостаток - свободная конкуренция имеет тенденцию порождать концентрацию производства и монополии. Отсюда нео6ходимость постоянно следить за негативными явлениями. Но поскольку совершенная конкуренция предполагает очень 6ольшое число участников, практически это требование довольно сложно реализовать.

      Структура данного вида конкуренции может  быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:

      1) Большое число фирм, производящих  однородную продукцию, и малость  субъектов рынка. Малость субъектов  рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

      2. Однородность продукции разных  предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.

      3) Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового  производителя и возможности свободного выхода из него.

      4) Равный доступ ко всем видам  информации «информационная прозрачность рынка». Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

      5) Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат.1

      6) Рациональное поведение всех  участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

      7) Затраты фирм на изготовление  товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы.

      8) Транспортные затраты не играют  большой роли в формировании  предложения, то есть нет опасности,  что многие производители окажутся  неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).2

 

       2.2 Чистая монополия

 

      На  противоположном полюсе по отношению  к совершенной конкуренции находится монополия. Монополия3 – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

      Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. У чистой монополии нет продавцов-соперников, поэтому фирма монополист имеет возможность повлиять на цену. Доступ других фирм на монополизированный рынок не возможен из-за наличия барьеров. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, исключительные права, полученные от правительства, большие размеры капитала и т. д.

Информация о работе Рыночные структуры и особенности их развития в России