Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 05:34, реферат
Зарождение и основные этапы развития экономической теории. Истоки экономической науки. Древний Восток. Древняя Греция. Древний Рим. Христианство. Меркантилизм. Физиократы. Классическая политическая экономия. Социалисты-утописты. Марксизм. Математические и исторические школы. Понятия ”экономия”, ”экономика”, ”экономическая теория”, ”политическая экономия”, ”экономикс”. Политическая экономия национального богатства. Политическая экономия общества. Политическая экономия труда.
Введение
Глава 1. Общая характеристика экономической теории
1.1 Теория как система научных знаний
1.2 Проблема научности экономической теории
1.3 Процесс научного познания и научные методы исследования
1.4 Объект и предмет экономической теории
1.5 Структура современной экономической теории
1.6 Основные этапы развития экономической теории
Экономическая мысль Китая складывалась под воздействием идей Конфуция (551-479 г. до н.э.). Основные из них были изложены в политико-этическом трактате «Кун-цзы», где проповедовались нормы поведения в обществе, основанные на почтении старшим и подчинении правителям.
Одним из наиболее
ярких мыслителей Древнего мира по
праву считается царь Хаммурапи,
правивший в Вавилоне в 1792-50 гг. до
н.э. В 1901 г. французская экспедиция,
осуществлявшая раскопки в г. Сузы (к
востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый
столб, со всех сторон покрытый клинописью.
Находка содержала знаменитый свод
законов царя Хаммурапи. Законник Хаммурапи
состоял из 282 статей, из которых 247 полностью
сохранились. Ученые, изучив законы, пришли
к выводу, что царь Хаммурапи стремился
установить в Вавилоне жестко централизованную
власть. В своде законов подробным
образом регламентировались экономические
отношения, такие как продажа
земли и строений, аренда пахотного
поля и сада, быков для работы
в поле, заклад имущества при сделках
займа, а также устанавливалась
ответственность за порученную работу,
определялся уровень
Местом же, где
экономическая мысль стала
В зависимости от понимания древнегреческого термина «ойкос» в этой деятельности формируются различные направления. Если под «ойкос» понимался личный дом – то это направление развития микроэкономики. Если – полис (государство), то это направление политической экономии, которая в дальнейшем даст основы формирования макроэкономики и международной экономики. Если «ойкос» – это Земля (Космос), то мы имеем дело с мегаэкономикой (международной или мировой). Преобладание натурального хозяйства в античном мире ограничивало область «экономии».
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), в рамках учения о справедливости, в работе «Политика» предложил различать два вида хозяйственной деятельности: собственно экономию – ведение хозяйства ради самообеспечения и хрематистику – ведение хозяйства в целях «необоснованного» обогащения. Считая справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, Аристотель критично относился к хрематистике как к противоестественной деятельности.
Аристотель считал,
что семья является основой государственного
устройства, а сущность государства
видел в стремлении к всеобщему
благополучию, полагая, что критерием
последнего является наличие «среднего»
гражданина, коим, по его представлению,
являлся землевладелец –
Древнегреческий
философ Платон (428-347 гг. до н.э.) разработал
теорию идеального общественного устройства,
основанную на принципах справедливости,
которую изложил в
Таким образом, можно констатировать, что уже в Древнем мире происходило зарождение и формирование основ экономической теории в качестве политической экономии[35] – разработки рекомендаций государственного устройства для эффективного ведения хозяйства («ойкос»).
Первоначально,
в связи с государственной
обособленностью и со слабостью
мирохозяйственных связей, эта теория
занималась поиском внутренних для
государства источников накопления
богатств. Развиваясь в неотрывной
связи с другими знаниями, экономическая
теория сама по себе не носила собственно
самостоятельный характер, а была
интегрирована в этико-
Период средневековья[36] ознаменовался формированием «канонического»[37] экономического знания, воспринявшего, однако, основные идеи древнегреческих философов. Господство церкви и религиозных воззрений оказали значительное влияние на специфику определения предмета экономической теории в сравнении с предыдущим периодом. С точки зрения средневековых мыслителей предмет экономической теории – выбор хозяйствующими субъектами путей удовлетворения собственных потребностей в условиях ограниченных возможностей, определяемых особенностями существующей экономической системы и доступными методами освоения действительности. Данный выбор обусловливался божественным провидением, волей Господа. Именно Он ставит условия выбора в виде ограниченности ресурсов, т.е. ограничения возможностей его осуществления, а сам выбор – в руках человека, дело его свободы, свободы волеизъявления. Ограниченность же ресурсов (возможностей) толковалась как испытание, которое Господь налагает на людей для проверки их усердности, стойкости и крепости веры, то есть качеств, «угодных Богу».
Развитие науки,
по преимуществу, в монастырских стенах
делало невозможным отделение
Как в арабских
странах, так и в странах Европы,
проповедующей христианство, экономическая
мысль выступала против денежных,
а значит, рыночных отношений. Религиозные
воззрения осуждали развитие товарной
экономики и ростовщичества. Гипотезы
по поводу хозяйственной жизни, высказанные
такими видными теоретиками
В принципе эти
идеи средневековых мыслителей легли
потом в основу формирования одного
из течений «классической
Тем не менее, можно утверждать, что в эпоху средневековья экономическая теория так же, как и в Древнем мире, развивалась в качестве политической экономии. Однако интеграция с религией придала ей «нерыночный» характер.
Допарадигмальный период развития экономической мысли заканчивается с наступлением эпохи Нового времени, оставив после себя разрозненные идеи о принципах ведения хозяйствования, запечатленные в различных законах, книгах и Священных писаниях.
Поиск новых источников пополнения богатства сформировал эпоху Великих географических открытий, которая явилась стимулом внешней торговли. В экономической литературе данные явления нашли отражение в формировании первой экономической школы[38] – теории меркантилизма. Таким образом, экономическая наука отделилась от других теорий, а в истории экономической мысли впервые появилась и заняла прочное место парадигма рыночного хозяйства.
Политика протекционизма[39], лежащая в основе меркантилизма, т.е. являющаяся его важнейшей характеристикой или, иными словами, принципом, требовала активизации роли государства в регулировании экономики. В качестве объекта изучения меркантилисты рассматривали сферу обращения, причем в отрыве от проблематики сферы производства. Изучая выбор государственной внешнеторговой стратегии, направленной на эффективное использование ограниченных ресурсов, они использовали преимущественно метод эмпиризма. Данный метод вел к изучению экономических явлений в каузальном[40], то есть причинно – следственном варианте, на основе описания его внешнего проявления в действительности, исключающем возможность системного анализа всех сфер экономики.
Несмотря на то, что меркантилизм выступал как политика колониального господства, сама концепция меркантилизма была неплохо разработана именно теоретически и до сих пор используется (конечно, в преобразованном виде) в современной хозяйственной жизни и научных исследованиях. Это дает право на существование точки зрения, разделяемой многими современными экономистами: экономическая теория как самостоятельная ветвь человеческих знаний зародилась именно в меркантилизме.
В 1615г. в «Трактате политической экономии» французский представитель меркантилизма А. Монкретьен (1575-1621) предложил специальный термин для характеристики экономической теории в эпоху меркантилизма – «политическая экономия», который прочно укоренился в экономической науке и использовался весьма длительный период. Политическая экономия в представлении А. Монкретьена рассматривалась как средоточие правил хозяйственной деятельности государства для достижения денежного богатства.
Период накопления капитала[41], промышленных революций и формирования национальных рынков привел к кардинальному переустройству экономической системы. Развитие мануфактурного, а позже фабричного производства сопровождалось ростом имущественной дифференциации и обострением антагонизма в обществе. Шел процесс передела собственности, а вместе с тем пересмотра ценностных установок. Развивались товарно-денежные отношения, власть титула сменила властью «всеобщего эквивалента стоимости» - денег. Деньги стали надежным инструментом государственного управления. В то же время, активно развивался новый слой общества – предприниматели, который набирал силу как в хозяйственной, так и в политической жизни общества. Все это нашло отражение в создании новой парадигмы, изменившей содержание предмета политической экономии.
Во-первых, принцип протекционизма был заменен принципом экономического либерализма, а значит, была значительно снижена роль государства как основного регулятора экономических процессов.
Во-вторых, на смену
концепции активного
В-третьих, прежний объект внимания - сфера обращения - был заменен сферой производства.
В-четвертых, данная теория выражала интересы уже не торговой буржуазии, а промышленников, взяв на вооружение лозунг «Свободу предпринимательству!»[42].
Таким образом, можно констатировать, что новый этап развития экономической науки напрямую связан с развитием производства, способствующего достижению «богатства народов». Экономическая теория из «политического руководства к действию», превратилась в фундаментальную науку. Появилась новая экономическая школа - школа английской классической политической экономии, которая просуществовала с конца XVII века до начала XX века. Она заимствовала у предшественников эмпирический метод исследования, который предполагал изучение множества фактов экономической действительности. С точки зрения науковедения, впервые появилась возможность говорить о рождении на свет классической парадигмы экономической теории.
По нашему мнению[43], «классическая» парадигма экономики объединила самые невероятные, казалось бы, непригодные в принципе к объединению, воззрения. С точки зрения общности основополагающих принципов, объекта и схожести трактовки анализируемого предмета, а также методологии и наличия тождественных методов исследования в рамках классической политической экономии выделяют: физиократию, английскую классическую политэкономию[44] и марксизм. Однако с точки зрения исторических условий хозяйствования, а значит, конкретизации цели и выбора приоритетов исследования (разница в выборе основных экономических субъектов, факторов производства, видах деятельности, источниках богатства и т.п.), данные направления отличаются друг от друга.
Особенностью физиократического направления, охватывающего период с конца XVII в. до конца XVIII в., была идея поиска источника богатства в сельскохозяйственном производстве, которое было на тот момент времени наиболее развитым. Иными словами, основным фактором производства, а значит, обогащения выступали земельные ресурсы. Упоминая данное направление, принято говорить о «французской физиократической школе», так как представителями этой теории были в основном французские экономисты. Наиболее известны из них Ф. Кэне (1694—1774) Ж. Тюрго (1727-1781).
Информация о работе Общая характеристика экономической теории