Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Высокие
темпы роста доходов
В последние годы повышение денежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности.
В 2010 году денежные доходы населения республики возросли на 29,4% при росте потребительских цен на товары и услуги на 14,8%. В результате реальные доходы граждан (т. е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 11,9%.
В 2010 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли: в Азербайджане – на 17,5%, России – на 2,7%, в Украине – на 10,3%.
Снижение темпов роста денежных доходов населения, в том числе и заработной платы, является общемировой тенденцией. Так, по данным Международной организации труда, в мире в период с 2001 по 2010 год увеличение реальной средней заработной платы составляло не более 2 % в год. При этом в развитых странах заработная плата возрастала в среднем на 0,9% в год, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна – на 0,3%, Азии – на 1,7%.
В политике
денежных доходов населения государство
руководствуется двумя
Главная составляющая доходов населения – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Исходя
из критерия социальной справедливости,
важнейшим принципом
При этом
предприятия могут
Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.
Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.
Отличительной
особенностью государственного регулирования
оплаты труда в нашей стране является
ее прогнозирование путем
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-августе 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 17,4 процента, и составила - 1149,6 тыс. руб., в том числе в августе - 1286,9 тыс. руб.
В августе 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1422,2 тыс. руб., строительства – 1786,9, транспорта – 1551,9, связи – 1463,3, сельского хозяйства – 925,5 тыс. руб. (рис. Б.1).
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 14,8 процента и составила 882,7 тыс. руб., в том числе в августе - 947,8 тыс. руб.
В августе 2010 г. заработная плата врачей
составила 1614,4 тыс. руб., учителей – 896,6
тыс. руб., профессорско-
Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-августе 2010 г. на 10,0 процентов.[15]
Важным
механизмом социальной защиты трудящихся
является минимальная заработная плата,
представляющая собой законодательно
устанавливаемый предельно
Следует
отметить, что в республике в 2000-е
годы рост минимальной заработной платы
значительно опережал рост средней
заработной платы. Это преследовало
цель максимально подтянуть
Заработная
плата работников Республики Беларусь
защищена от инфляции. При росте
потребительских цен на 5% и более
она в установленном
Среднемесячная заработная плата по Могилевской области за 2010 год составила 958,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 6,0 процента. (таблица Б.1)
Задание по росту заработной платы, доведенное области на 2010 год в размере 958,7 тыс. рублей выполнено на 106,0.
Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).
В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.
На выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.
В области на учете состоит 351,0 тыс. получателей пенсий и пособий, из них пенсионеров – 344,2 тыс. чел.
В Беларуси
повышение уровня пенсий осуществляется
путем пересмотра их размеров с учетом
роста средней заработной платы
и изменения бюджета
Так, в 2010 году в связи с ростом средней заработной платы дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.
В результате в августе 2010 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 12,6% и составил 555 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции) увеличился на 12,5%.
В августе 2010 года размеры пенсий составили:
С 1 февраля
2010 г. в связи с изменением бюджета
прожиточного минимума произведены
перерасчеты минимальных
Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.
В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:
Так, с введением в 2003 году системы персонифицированного учета в пенсионном обеспечении началось формирование комплексной электронной базы данных на будущих пенсионеров. Новацией явился учет фактически уплачиваемых страховых отчислений в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, что позволяет исчислять пенсию в более тесной увязке с суммой уплаченных взносов. [15]
Реализация Закона о профессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2010 года, обеспечит снижение затратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительных страховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будет стимулировать нанимателей улучшать условия труда.
В Беларуси обеспечивается своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий.
В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми:
Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).
В 2010 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет составляет 100 % бюджета прожиточного минимума. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет составляет 18%.
С 1 февраля 2010 г. среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 274 тыс. руб. Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 82 тыс. руб.
Значительное внимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.
В 2010 году этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.
В 2010 г. право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).
Материальная поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий. В течение 2010 года их размеры пересматривались дважды.
В настоящее время в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 113,8 тыс. до 182,1 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования – от 95,5 тыс. до 152,8 тыс. руб.
Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан.
Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-марте 2010 г. составила 1038,3 тыс. рублей, в том числе в марте – 1095,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с февралем 2010 г. на 7,8%, или на 78,9 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г. увеличилась на 5,1%, в марте 2010 г. по сравнению с февралем 2010 г. – увеличилась на 6,6%.
На промышленных предприятиях
средняя заработная плата в марте
2010 г. составила 1239,7 тыс. рублей, в строительных
организациях – 1470,9 тыс., в организациях
транспорта – 1274,5 тыс., сельского хозяйства
– 693,8 тыс., торговли и общественного питания
– 1007,2 тыс., здравоохранения – 820,4 тыс. рублей,
в том числе врачей – 1404,8 тыс., среднего
медицинского персонала – 799,7 тыс., в учреждениях
образования – 755,9 тыс. рублей, в том числе
учителей – 863,7 тыс., профессорско-
Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь