Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бобруйск 2010.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

4. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.

5. Государственное регулирование  экономики: Учебник/ Антонова  Н.Б. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002 г.-775 с.

6. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с

7. Беларусь. Факты/ сост. и  науч. ред. С.П. Самуэль. – Мн.: Высшая школа, 2005. – 288 с.

8. Лутохина Э.А. Экономическая  система общества: структура, социальная  ориентация, белорусская модель: Учебное  пособие. – Мн.: Академия при  Президенте Республики Беларусь, 2003. – 204 с.

9. Макроэкономика: Социально  ориентированный подход: Учебное  пособие/Э.А.Лутохина и др. Под  ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 400 с.

10. Ноздрин-Плотницкий М.И., Ожигина В.В. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков// Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2006. – №2. – с. 5 – 10.

11. Республика Беларусь  в контексте мировой социальной  политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2004. – 220 с.

12. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.

13. Тур А.Н. Курс экономической  теории. – Мн.: «Мисанта», 1997г.

14. Краткий статистический  сборник «Республика Беларусь  в цифрах»,2006. Минстат Республики Беларусь. – Минск, 2006. – 347 с.

15. Министерство труда  и социальной защиты Республики  Беларуси [Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа: 01.10.2010.

Министерство  образования Республики Беларусь

УО Белорусский  Государственный Экономический Университет

Бобруйский филиал

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Социальная политика государства: основные принципы и направления реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бобруйск 2010

 

Содержание

 

Введение

1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы

2. Основные направления реализации социальной политики

3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой

4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Заключение

Список  использованных источников

 

Введение

 

Социальная  политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с  повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией  принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного  общества злободневными. Совершенствование  в этом направлении системы социально-экономических  отношений, повышение качества человеческого  потенциала открывает новые перспективы  для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение  социального обеспечения, совершенствование  системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства  требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности  экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Любое государство вне зависимости  от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем улучшение социального  обеспечения, совершенствование системы  здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства  требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования  доходов населения является как  никогда актуальным. Согласно Конституции  РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды  общества.

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления  реализации, особенности ее в странах  с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

 

1. Социальная  политика:понятие, функции, структура и основные принципы

 

Цели  и направления деятельности государства  по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.

Социальная  политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов  и отношений, форм общения между  людьми. Социальную политику следует  рассматривать и как концентрированное  воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [8,с. 173] Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние [5, с.579].

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными  связями и отношениями.

Субъектами социальной политики — те, кто активно взаимодействует  в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним  относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы

Основные  функции социальной политики можно свести к следующим:

  • стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
  • поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
  • гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
  • защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [9, c.197].

Взаимодействие указанных  функций предполагает необходимость  постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции  ведет к снижению ресурсного обеспечения  социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции  обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.

Важнейшими  принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать  три:

  • принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
  • принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающих жизненных интересов и целей населения данной страны;
  • принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения адекватности в жизни общества и его социальных групп. [8, с. 174]

Социальная  политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.

По отношению  к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства обязано создать  всем своим членам условия для  проявления их экономической активности, а это само по себе обеспечит получение  какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода – в свободе государства от социальной ответственности. А главный недостаток – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.

Другой  подход, в отличие от первого, можно  назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том, что  общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения, как минимум, таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества без экстремальных социальных групп, такой подход создает и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства, и он становится главным фактором такого производства.

Основное  преимущество такого подхода – в  обеспечении социальной устойчивости общества, что в современном мире служит главным условием его дальнейшего  разностороннего развития. [9, с. 200]

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

• микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;

  • макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
  • интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.[1,с.277]

Структура социальной политики ( рисунок А.1) включает в себя политику регулирования доходов населения. Политика регулирования доходов населения представляет собой совокупность принципов, мер, и средств регулирующего воздействия государства в области доходов. Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы, основными формами доходов считаются:

  • заработная плата;
  • прибыль;
  • рента;
  • процент (на капитал);
  • государственные (трансфертные платежи).

Осуществляя регулирующую деятельность в области  доходов, государство изучает фактическое  их распределение с помощью специальных  показателей и методов. Например, широко используется децильный коэффициент, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими. Для этого же используют кривую Лоренца. График кривой Лоренца (рисунок А.2) показывает степень неравенства в распределении доходов. И чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.

Соединение  долей в суммарном доходе для  различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающая степень неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20% семей располагают 20% совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь