Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бобруйск 2010.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

Главными принципами, которые  лежат в основе политики социальной защиты, являются:

·    гуманность;

·    дифференцированный подход к социально-демографическим слоям или группам населения;

·    адресность защиты;

·    гибкость системы;

·    интеграция различных частей в единую систему;

·    надежность ресурсного обеспечения проводимых мер. [8, с.183]

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны, Это  обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют  себя.

Основными методами, используемыми  для социальной защиты, являются социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных  либо льготных условиях при трудном  материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и  т. д.), социальное страхование как  система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного  или добровольного порядка и  в зависимости от их размера и  социальная поддержка — это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др. [9, с. 210]

Для стран с социально  ориентированной экономикой рыночного  типа характерна тенденция гуманизации, которая в большей степени проявляется в системе социальной защиты — в ее адрестности, гибкости и надежности, т. е. в том ощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полном рисков обществе.

Впервые понятие социальная защита было введено в 1995 году в Конвенции  международной организации труда  №102 [11, с. 5]

Модель социальной политики – это теоретическое обоснование  ее целей, приоритетов, структуры (направлений  и элементов) и индикаторов (показателей), средств достижения целей и оценка эффективности (результативности). [10, с. 7]

В мире сложилось две основные модели социальной защиты.

1.                Социал-демократическая модель с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления (Швеция, Австрия).

2.                Либеральная модель, предполагающая частичную собственность, поощрение предпринимательства, приоритет госрегулирования макропроцессов, государственную поддержку малообеспеченных слоев населения за счет частичного перераспределения национального дохода, значительную дифференциацию доходов, субсидиарный (разделительный) принцип социальной политики (США, Англия).

Изучение социально ориентированных  хозяйств в разных странах позволяет  отметить ряд общих элементов, характерных  для любых моделей и предопределяющих их социальную ориентированность

Таким образом, каждое государство  независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области  социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в  предусмотренных законодательством  случаях в момент наступления  форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.  

 

3. Особенности социальной  политики в странах с переходной  экономикой

 

Характерной чертой экономической  политики в странах с переходной экономикой является минимизация роли государства. Теперь уже ясно, что  в условиях переходного периода, обладающего затяжным характером и  сложной природой, ответственность  государства должна, скорее, увеличиваться, чем уменьшаться. Вмешательство  государства должно быть активным в  те важные области, где рыночные силы не могут обеспечить эффективного размещения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей является несправедливым.

В области социальной защиты политика «безответственности государства» должна быть пересмотрена. Многие из важных льгот и услуг, которые раньше, при старой системе обеспечивались крупными государственными предприятиями, следует возложить на местные  администрации. Существенные проблемы возникли в результате перехода от всеобщего охвата некоторыми важными льготами и видами обслуживания к их выборочности и адресности, основанным на проверке нуждаемости (тесте бедности). Такие схемы редко оказываются эффективными в отношении тех, кому предназначаются льготы, и подразумевают большие административные расходы. Кроме того, приватизация многих социальных служб и форм социальной защиты, проводимая по рекомендациям советников МВФ, означала фактически отказ государства от ответственности за предоставление основных видов социальных благ. Между тем государство обязано и в этих условиях вмешиваться в такие области в связи со значительными положительными внешними эффектами (или дополнительной выгодой) таких расходов, которые приносят пользу обществу в целом. Дилемма, которая стоит перед многими правительствами в регионе, – это или универсальная социальная политика по предоставлению важных видов обслуживания и льгот или селективная, которая может стать непосредственным источником социального неравенства и дифференциации. Задача государства – сокращение бедности и неравенства, а для этого необходимо поддерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, которая опирается на принцип всеобщего охвата и не дискриминационна по своей сути. В переходный период социальная политика призвана также одновременно решать ряд сложных задач:

·     нужно обеспечить социально устойчивое развитие страны;

·     развивать стимулы к труду и экономической деятельности;

·     укреплять осознание социальной ответственности за собственную судьбу или судьбу страны;

·     сохранять для каждого члена общества круг минимальных потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем;

·     нейтрализовать неблагоприятные социальные последствия , связанные с переходом к рынку, поддерживать социально уязвимые слои и группы населения. [6, с. 525]

Роль государства в  обеспечении системы социальной защиты должна быть снова усилена, а  не передана на откуп приватизации, децентрализации и дерегулированию. Это возможно при условии формирования системы, в которой уровень дохода для обеспечения базисных потребностей (basic income) и защищенность человека становятся основой социальной и экономической свободы.

Такой подход подразумевает  развитие институциональных возможностей государства, позволяющих получать адекватные доходы в форме налогов, обеспечивать социальными услугами и проводить мониторинг эффективности  своих программ. Для осуществления  социальной политики в свою очередь  требуется штат профессиональных, высокообразованных и хорошо оплачиваемых государственных  чиновников.

Обеспечение основных гарантий дохода в настоящее время невозможно во многих странах, страдающих от экономического спада и депрессии, тем не менее социальная политика должна быть ориентирована на создание такой системы защищенности людей, которая дает некоторую свободу выбора, уделяет особое внимание социально уязвимым слоям населения и обладает финансовой устойчивостью.

Снижение ответственности  государства связано также с  ростом неравенства полов во время  перехода к рыночной экономике и  ее экономико-политическим структурам.

Один из самых драматичных  знаков растущей дискриминации женщин – их выход из общественной жизни  и процесса принятия политических и  экономических решений, в то время  как общества, в которых они  живут, стали якобы более демократическими.  

В связи с этим существует насущная необходимость в обширной информации, дезагрегированной по полу, в социальной, экономической и  политической сферах для выявления  степени неравенства.

Используя эту информацию, государство должно играть активную роль в обеспечении для всех граждан, независимо от пола, этнического происхождения, религии и других признаков, равных возможностей для развития.

Это означает, что должны предприниматься, как и в других странах, специальные меры, направленные на поддержку женщин, включая обеспечение  детскими садами и дошкольными учреждениями,

ослабление бремени домашней работы, обучение на оплачиваемой работе и предоставление кредитов для поддержки  малого бизнеса.

4. Направления  совершенствования социальной политики  республики Беларуси

 

Деятельность государства  в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения  жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии.

Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства  в настоящее время играют значительно  меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как  показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.

В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской  деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

Отличительной чертой государственной  социальной политики в нашей стране является справедливое распределение  доходов, направленное на повышение  благосостояния всех граждан, недопущение  глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного  населения. Это ниже критически допустимого  уровня дифференциации доходов, используемого  в мировой практике (10 раз).

Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5–7 раз, Казахстане – 7,4, Украине  – 8,7, в России – 16,8 раза.

В 1990-е – начале 2000-х  годов первостепенной задачей политики доходов было преодоление малообеспеченности в стране. Для ее решения государство осознанно шло на форсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростом производства.

Так, при росте в 2001–2010 гг. валового внутреннего продукта в 1,9 раза реальные денежные доходы населения  возросли в 2,7 раза, в том числе  реальная заработная плата – в 2,9 реальный размер пенсии – в 2,7 раза.

Высокие темпы роста доходов  белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность  малообеспеченного населения в  стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2010-м  – только 6,1%.

В последние годы повышение  денежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности.

В 2010 году денежные доходы населения  республики возросли на 29,4% при росте  потребительских цен на товары и  услуги на 14,8%. В результате реальные доходы граждан (т. е. скорректированные  на инфляцию) увеличились на 11,9%.

В 2010 году реальные располагаемые  денежные доходы населения выросли: в Азербайджане – на 17,5%, России –  на 2,7%, в Украине – на 10,3%.

Снижение темпов роста  денежных доходов населения, в том  числе и заработной платы, является общемировой тенденцией. Так, по данным Международной организации труда, в мире в период с 2001 по 2010 год  увеличение реальной средней заработной платы составляло не более 2 % в год. При этом в развитых странах заработная плата возрастала в среднем на 0,9% в год, в странах Латинской  Америки и Карибского бассейна –  на 0,3%, Азии – на 1,7%.

В политике денежных доходов  населения государство руководствуется  двумя основными подходами:

1.  создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;

2.  обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Главная составляющая доходов  населения – заработная плата. Она  призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим  экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом  организации системы оплаты труда  в Республике Беларусь является обеспечение  равной платы за равный труд. Это  достигается на основе использования  тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем  самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности  и общественной значимости их труда.

При этом предприятия могут  самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и  размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

Заработная плата работника  зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей  труда, соблюдения технико-технологических  стандартов, трудовой дисциплины и  индивидуальными размерами не ограничивается.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь