Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бобруйск 2010.docx

— 105.12 Кб (Скачать)
t-align:justify">Абсолютное  неравенство означает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду человека, который присваивает 100 % всего дохода. Следует отметить, что личный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее. Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини, который определяется как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади фигуры Н. Коэффициент Джини позволяет выявить динамику дифференциации населения: чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

К причинам неравенства в распределении  доходов кроме отсутствия условий  для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они наносят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?

Аргументом в пользу равенства  доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители  тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. [2, стр. 632]

Инструментами государства для регулирования  доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен и др. Однако даже в развитых странах бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря уже о слаборазвитых и развивающихся.

Главными  задачами политики доходов являются попытка не допускать или минимизировать ту часть населения, которая оказывается  за чертой бедности, и по возможности  сгладить поляризацию населения  по доходам, снизив в меру экономической  необходимости и возможности  децильный коэффициент его дифференциации, который в странах ЕС=6;в Швеции – 3, а в России в переходный период он достиг 20 (в 1997 г.). [9,с. 206]

Под политикой  регулирования занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.

Главными  ее принципами являются: принцип равных возможностей в трудоустройстве  всех трудоспособных, принцип содействия в трудоустройстве граждан с  ограниченной трудоспособностью, принцип  предоставления социальной защиты безработным. Для реализации этих и других принципов  политики обеспечения занятости  государство может использовать пассивный или активный тип государственного воздействия.

Политика  пассивного типа ограничивается использованием средств и мер, которые помогают уменьшить существующую незанятость. Формами реализации для нее служат страхование и вспомоществование.

Политика  занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для предотвращения развития безработицы. Пособие по безработице гарантируется и регулируются законом о занятости населения. Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений либо не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке. [7, с. 174]

Формами реализации активного типа управления служат повышение спроса на рабочую силу и сокращение предложения рабочей силы.

К способам повышения спроса на рабочую силу можно, например, отнести введение льготного  налогообложения там, где нужно  увеличить спрос на рабочую силу. Чтобы снизить предложение рабочей  силы может быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для  лиц, повышающих классификацию и  др. Это мероприятие содействует сокращению предложения на рынке труда и вместе с тем обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем.

Особой  и непростой проблемой при  проведении политики занятости является региональная занятость, т.е. соотношение занятости и безработицы по регионам страны. Это требует специальных мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий развития того или иного региона и его возможных перспектив.

Частью  социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных  условий для обеспечения жизнедеятельности  членов общества. Главной современной  формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные  социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных минимальных  социальных стандартов служит минимальный  потребительский бюджет (МПБ). Это  граница доходов, ниже котором по может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.

Понятно, что МПБ — величина непостоянная. Порядок формирования, а также  направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются  на его экономическое состояние  и возможности.

Минимальный потребительский бюджет в свою очередь  имеет несколько видов: он разрабатывается  конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и др.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек.

Еще одним  важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический  норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем  работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы.

Объективной базой минимума заработной платы  должен служить минимальный потребительский  бюджет, поэтому минимум заработной платы необходимо пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.

Кроме названных  видов, в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного  доступа к государственному бесплатному  образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической  безопасности и др.

Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:

  • бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;
  • развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;
  • налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;
  • создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий пособий и иных доходов;
  • декларирование сверхвысоких доходов граждан;
  • тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками;
  • непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;
  • совершенствование пенсионного обеспечения;
  • использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;
  • постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;
  • повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);
  • усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;
  • постепенное увеличение платности в социальной сфере.

В системе  государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность общества. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.

Особую  роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы.

 

2. Основные направления реализации социальной политики

 

Для того чтобы  жить и продолжать свой род, человек  обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная жизнь  достаточно сурова. Она свидетельствует  о том, что некоторые неблагоприятные  события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут  никогда не наступить.

Другие могут  наступить лишь с достаточно большой  вероятностью. А некоторые для  каждого из нас наступают с  вероятностью в 100%.

Есть и такие неблагоприятные  обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь). [6, с. 181]

В целом среди неблагополучных событий такого рода выделим:

1) несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с детства и т. п.;

2) потерю работы;

3) необратимые физиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;

  1. старость, беспомощность и смерть;
  2. потерю кормильца.

Такой список не является окончательным, его можно  продолжить. Но мысль понятна.

Обозначим следующие  классические приемы самозащиты:

а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;

б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;

в) поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.

Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т. е. со стороны всего общества.

Коллективная социальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического  ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Социальная зашита населения представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями, по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан [12, с.105].

В социальной защите человек нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств  не может обеспечить себе основных жизненных потребностей. Наиболее социально  незащищенными, как показал анализ величин доходов и уровня жизни различных социально-демографических групп населения, являются:

  • многодетные и неполные семьи;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;
  • одинокие пенсионеры и инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • дети из неполных и многодетных семей;
  • безработные.

Объектами социальной защиты выступают:

а) уровень потребления  материальных благ (доходы);

б) минимальный  уровень охраны здоровья и медицинской  помощи, получения образования;

в) жилищные условия.

Функционирование  системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Социальная  защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных  социальных гарантий.

Социальное  обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование — это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.

Социальный риск — наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь