Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бобруйск 2010.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

Государственное регулирование  роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения  с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера  тарифной ставки первого разряда  и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости  от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и  местных органов власти. Накопленный  опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие  темпы и поступательность повышения  заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-августе 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 17,4 процента, и составила - 1149,6 тыс. руб., в том числе в  августе - 1286,9 тыс. руб.

В августе 2010 г. её уровень  у работников промышленности составил 1422,2 тыс. руб., строительства – 1786,9, транспорта – 1551,9, связи – 1463,3, сельского  хозяйства – 925,5 тыс. руб. (рис. Б.1).

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась  на 14,8 процента и составила 882,7 тыс. руб., в том числе в августе - 947,8 тыс. руб.

В августе 2010 г. заработная плата  врачей составила 1614,4 тыс. руб., учителей – 896,6 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1528,2 тыс. руб.

Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-августе 2010 г. на 10,0 процентов.[15]

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная  заработная плата, представляющая собой  законодательно устанавливаемый предельно  допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет  права выплачивать заработную плату  своим работникам при условии  выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем  самым защищаются интересы низкооплачиваемых  категорий работников.

Следует отметить, что в  республике в 2000-е годы рост минимальной  заработной платы значительно опережал рост средней заработной платы. Это  преследовало цель максимально подтянуть  заработки низкооплачиваемых работников.

Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен  на 5% и более она в установленном  законодательством порядке индексируется  пропорционально инфляции.

Среднемесячная заработная плата по Могилевской области  за 2010 год составила 958,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 6,0 процента. (таблица Б.1)

Задание по росту заработной платы, доведенное области на 2010 год  в размере 958,7 тыс. рублей выполнено  на 106,0.

Предметом особой заботы государства  является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).

В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый  житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.

На выплату пенсий расходуется  около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких  показателей среди государств –  участников СНГ.

В области на учете состоит 351,0 тыс. получателей пенсий и пособий, из них пенсионеров – 344,2 тыс. чел.

В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней  заработной платы и изменения  бюджета прожиточного минимума.

Так, в 2010 году в связи с  ростом средней заработной платы  дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).

Кроме того, в связи с  увеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные  и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.

В результате в августе 2010 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 12,6% и составил 555 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции) увеличился на 12,5%.

В августе 2010 года размеры  пенсий составили:

·     пенсия по возрасту – 555 тыс. руб.;

·     минимальная по возрасту – 296,7 тыс. руб.;

·     по инвалидности – 484,8 тыс. руб.;

·     по случаю потери кормильца – 322,5 тыс. руб.;

·     за выслугу лет – 730,1 тыс. руб.;

·     за особые заслуги перед республикой – 808,1 тыс. руб.;

·     социальная – 205,9 тыс. руб.    

С 1 февраля 2010 г. в связи  с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты  минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.

Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.

В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию  пенсионной системы, ее финансовому  укреплению:

·     введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;

·     в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;

·     принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

Так, с введением в 2003 году системы персонифицированного учета  в пенсионном обеспечении началось формирование комплексной электронной  базы данных на будущих пенсионеров. Новацией явился учет фактически уплачиваемых страховых отчислений в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, что позволяет исчислять пенсию в более тесной увязке с суммой уплаченных взносов. [15]

Реализация Закона о профессиональных пенсиях, вступившего в силу с  начала 2010 года, обеспечит снижение затратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительных страховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будет стимулировать нанимателей улучшать условия труда.

В Беларуси обеспечивается своевременность  выплаты населению заработной платы  и пенсий.

В нашей стране существует широкая система материальной поддержки  семей с детьми:

·     пособия в связи с рождением и воспитанием детей;

·     льготы на питание;

·     материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

Системой социальных пособий  охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей  численности).

В 2010 году размер пособия  по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет составляет 100 % бюджета  прожиточного минимума. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х  лет составляет 18%.

С 1 февраля 2010 г. среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 274 тыс. руб. Размер пособия на детей  старше 3-х лет повышен до 82 тыс. руб.

Значительное внимание уделяется  обеспечению бесплатным питанием детей  первых двух лет жизни.

В 2010 году этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.

В 2010 г. право на бесплатное питание детей получили все семьи  независимо от совокупного дохода при  рождении тройни и более детей. Эти  семьи могут пользоваться бесплатными  услугами няни до исполнения детям  трех лет (ранее такая услуга предоставлялась  до исполнения детям двух лет).

Материальная поддержка  учащейся молодежи осуществляется в  виде выплат различных видов государственных  стипендий. В течение 2010 года их размеры  пересматривались дважды.

В настоящее время в  зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов  вузов варьируется от 113,8 тыс. до 182,1 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования – от 95,5 тыс. до 152,8 тыс. руб.

Повышению уровня доходов  малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных  жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной  поддержки, что позволяет в несколько  раз увеличить охват одной  и другой формой помощи нуждающихся  граждан.

Для назначения ежемесячного социального пособия «планка  дохода» поднята с 60 до 100% бюджета  прожиточного минимума, а единовременного  социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы  за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного  дохода для жителей города и 15% –  для жителей села.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-марте 2010 г. составила 1038,3 тыс. рублей, в том  числе в марте – 1095,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с  февралем 2010 г. на 7,8%, или на 78,9 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г. увеличилась на 5,1%, в марте 2010 г. по сравнению с февралем 2010 г. – увеличилась на 6,6%.

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в марте 2010 г. составила 1239,7 тыс. рублей, в строительных организациях – 1470,9 тыс., в организациях транспорта – 1274,5 тыс., сельского хозяйства  – 693,8 тыс., торговли и общественного  питания – 1007,2 тыс., здравоохранения  – 820,4 тыс. рублей, в том числе врачей – 1404,8 тыс., среднего медицинского персонала – 799,7 тыс., в учреждениях образования – 755,9 тыс. рублей, в том числе учителей – 863,7 тыс., профессорско-преподавательского состава – 1665,6 тыс. рублей.

Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации  и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.

В целях недопущения падения  реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном  мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.

В настоящее время в  республике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система  мероприятий, обеспечивающих экономическую  безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Глава государства  поставил задачу перед Правительством и местными органами власти проводить  более активную работу с подотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.

Созданы рабочие группы в  Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован  мониторинг ситуации на внутреннем и  внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особое внимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий.

Заключение

В Республики Беларуси разработан и действует достаточно сложный  и взаимоувязанный комплекс мер  по проведению социальной политики в  стране. Однако проведению эффективной  социальной политики препятствует множество  различных внутренних и внешних  проблем. Практически исчерпаны  экстенсивные источники и факторы  долговременного экономического роста. Многие проблемы связаны с чрезмерной открытостью экономики РБ, экономической  зависимостью ее от других стран. Переход  на интенсивный путь сдерживается медленным  процессом разработки и внедрения  высоких ресурсосберегающих технологий из-за нехватки инвестиций, несовершенства инновационных систем, отсутствия эффективной  конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, стимулирующих спрос на новые  знания, нововведения, обновления производства и продукции. Сложные задачи предстоит  решать в процессе формирования активной социальной политики, повышения эффективности  ее, в том числе в области  доходов и оплаты труда, в развитии здравоохранения, при решении демографических  проблем.

Для устойчивого развития страны в условиях реформирования экономики  государству отводится роль по проведению сильной социальной политики, которая  призвана реализовать гарантии граждан  на медицинскую помощь, социальную защиту, образование, полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

Активизация социальной политики должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо остановить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; «развязать» узловую проблему повышения заработной платы, от которой зависит в конечном итоге решение других социальных проблем; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов, улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

В Беларуси достаточно неплохие показатели социальной защищенности населения, уровень малообеспеченных составляет примерно 12%, динамики пенсий и зарплат  непрерывно растут, что свидетельствует  о проведении активной социальной политики.

Список использованных источников

1. Макроэкономика : учеб. пособие  / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н.  Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.

2. Экономическая теория: учебник  / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева  и др.; Под ред. Н.И.Базылев, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.

3. Макроэкономика: Учеб. пособие  для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" /Под редакцией П.Г.Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2004. - 295 с.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь