Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бобруйск 2010.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

Политика занятости активного  типа означает такое регулирование  занятости, при котором государство  влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда  для предотвращения развития безработицы. Пособие по безработице гарантируется и регулируются законом о занятости населения. Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений либо не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке. [7, с. 174]

Формами реализации активного  типа управления служат повышение спроса на рабочую силу и сокращение предложения  рабочей силы.

К способам повышения спроса на рабочую силу можно, например, отнести  введение льготного налогообложения  там, где нужно увеличить спрос  на рабочую силу. Чтобы снизить  предложение рабочей силы может  быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих классификацию и др. Это мероприятие  содействует сокращению предложения  на рынке труда и вместе с тем  обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем.

Особой и непростой  проблемой при проведении политики занятости является региональная занятость, т.е. соотношение занятости и безработицы  по регионам страны. Это требует  специальных мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий  развития того или иного региона  и его возможных перспектив.

Частью социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для  обеспечения жизнедеятельности  членов общества. Главной современной  формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные  социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных  минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский  бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже котором по может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.

Понятно, что МПБ — величина непостоянная. Порядок формирования, а также направления использования  минимального потребительского бюджета  определяются законами государства, которые  опираются на его экономическое  состояние и возможности.

Минимальный потребительский  бюджет в свою очередь имеет несколько  видов: он разрабатывается конкретно  для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов  и др.), а также для средней  семьи, состоящей из четырех человек.

Еще одним важным видом  минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический  норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем  работнику простого труда и способных  обеспечить воспроизводство его  рабочей силы.

Объективной базой минимума заработной платы должен служить  минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы  необходимо пересматривать при изменении  МПБ в соответствии с ним.

Кроме названных видов, в  систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа  к государственному бесплатному  образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической  безопасности и др.

Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение  поставленных задач в области  развития социальной сферы, строится преимущественно  на экономической основе и включает:

·          бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;

·          развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;

·          налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;

·          создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий пособий и иных доходов;

·          декларирование сверхвысоких доходов граждан;

·          тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками;

·          непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;

·          совершенствование пенсионного обеспечения;

·          использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;

·          постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;

·          повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);

·          усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;

·          постепенное увеличение платности в социальной сфере.

В системе государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой  социальных гарантий служит часть национального  богатства, обеспечивающая жизнедеятельность  общества. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность  как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.

Особую роль в системе  государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы.

2. Основные направления реализации социальной политики

 

Для того чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем  никто никому не гарантирует, что  доступ к источникам существования  всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о  том, что некоторые неблагоприятные  события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут  никогда не наступить.

Другие могут наступить  лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.

Есть и такие неблагоприятные  обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь). [6, с. 181]

В целом среди неблагополучных  событий такого рода выделим:

1) несчастные случаи (страховой  случай), инвалидность с детства  и т. п.;

2) потерю работы;

3) необратимые физиологические  изменения, болезнь человека и  потерю трудоспособности;

4)старость, беспомощность  и смерть;

5)потерю кормильца.

Такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль  понятна.

Обозначим следующие классические приемы самозащиты:

а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;

б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих  статьях расходов, а также получать доход с капитала;

в) поддержка со стороны  других членов семьи, имеющих стабильные доходы.

Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т. е. со стороны всего общества.

Коллективная социальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению  устойчивого нормального (принятого  в обществе) материального и социального  положения граждан.

В качестве стратегического  ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При  этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также  льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Социальная зашита населения представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями, по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан [12, с.105].

В социальной защите человек  нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может  обеспечить себе основных жизненных  потребностей. Наиболее социально незащищенными, как показал анализ величин доходов  и уровня жизни различных социально-демографических групп населения, являются:

·     многодетные и неполные семьи;

·     дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;

·     одинокие пенсионеры и инвалиды;

·     дети-инвалиды;

·     дети из неполных и многодетных семей;

·     безработные.

Объектами социальной защиты выступают:

а) уровень потребления  материальных благ (доходы);

б) минимальный уровень  охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;

в) жилищные условия.

Функционирование системы  социальной защиты предполагает наличие  определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Социальная защита может  осуществляться в виде социального  обеспечения и минимальных социальных гарантий.

Социальное обеспечение  обычно включает социальное страхование  и социальную помощь.

Социальное страхование  — это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального  обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.

Социальный риск — наступление  нежелательной ситуации в виде временной  нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или  кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается  в состоянии избежать социального  риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые  из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход  на пенсию).

Следовательно, социальное страхование  должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью  наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности  граждан.

Экономическим источником страховых  взносов выступают средства, необходимые  для воспроизводства рабочей  силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых  взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а  также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого  используются целевые отчисления в  Пенсионный фонд и бюджетные средства;

б) выплаты по временной  нетрудоспособности (основная часть  расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

в) пособия по безработице.

Социальное страхование  осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств  фондов социального страхования  служат:

а) страховые взносы застрахованных;

б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

Социальная помощь — оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся  в материальном содействии в связи  с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется  в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и  категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных  и внебюджетных фондов, а также  кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии — важный компонент современной  социальной защиты. Предполагается обеспечение  равного доступа всех граждан  к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных  гарантий.

Социальная поддержка  включает наличие соответствующих  гарантий, которые выступают как  обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные  права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо  выделим гарантии суверенитета потребителя  и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права  члена общества.

Выполняя данную социальную функцию, государство:

а) законодательно устанавливает  минимальные нормативы обеспечения  граждан страны социальными благами;

б) осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ  и т. д.);

в) устанавливает минимальные  размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий. [6, с. 185]

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной зашиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь