Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бобруйск 2010.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

Бобруйск 2010

Содержание

 

Введение

1. Социальная политика: понятие,  функции, структура и основные  принципы

2. Основные направления  реализации социальной политики

3. Особенности социальной  политики в странах с переходной  экономикой

4. Направления совершенствования  социальной политики Республики  Беларусь

Заключение

Список использованных источников  

 

Введение

Социальная политика, являясь  одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в  сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и  совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении  системы социально-экономических  отношений, повышение качества человеческого  потенциала открывает новые перспективы  для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение  социального обеспечения, совершенствование  системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства  требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности  экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Любое государство вне  зависимости от политического строя  и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной  из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере  его насущных интересов. Проблемы, связанные  с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией  принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного  общества злободневными. Совершенствование  в этом направлении системы социально-экономических  отношений, повышение качества человеческого  потенциала открывает новые перспективы  для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем улучшение  социального обеспечения, совершенствование  системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства  требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности  экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования  доходов населения является как  никогда актуальным. Согласно Конституции  РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды  общества.

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления  реализации, особенности ее в странах  с переходной экономикой и направления  совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

 

1. Социальная политика:понятие, функции, структура и основные принципы  

 

Цели и направления  деятельности государства по регулированию  социальной сферы определяет государственная  социальная политика.

Социальная политика определяет направления развития всего комплекса  социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать  и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в  области социальных отношений и  условий их жизнедеятельности.

Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [8,с. 173] Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние [5, с.579].

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными  связями и отношениями.

Субъектами социальной политики — те, кто активно взаимодействует  в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним  относятся государственные ведомства  и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные  граждане, действующие в рамках гражданской  инициативы

Основные функции социальной политики можно свести к следующим:

· стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений  и социального положения всех групп населения;

· поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

· гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения  нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

· защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления  состояния социального риска  и кризиса [9, c.197].

Взаимодействие указанных  функций предполагает необходимость  постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции  ведет к снижению ресурсного обеспечения  социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции  обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.

Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать три:

·     принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);

·     принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающих жизненных интересов и целей населения данной страны;

·     принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения адекватности в жизни общества и его социальных групп. [8, с. 174]

Социальная политика по своей  сути является долгосрочной, ориентированной  на длительную перспективу. Поэтому  исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной  модели социально-экономического устройства общества.

По отношению к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно  назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства  обязано создать всем своим членам условия для проявления их экономической  активности, а это само по себе обеспечит  получение какого-либо дохода. Главное  преимущество такого подхода – в  свободе государства от социальной ответственности. А главный недостаток – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном  несовершенном виде рыночной системы  и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.

Другой подход, в отличие  от первого, можно назвать социально  ориентированным. Его главный смысл  в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия  для получения, как минимум, таких  доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства  по сравнению с рыночным подходом прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества без экстремальных социальных групп, такой подход создает и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства, и он становится главным фактором такого производства.

Основное преимущество такого подхода – в обеспечении социальной устойчивости общества, что в современном  мире служит главным условием его  дальнейшего разностороннего развития. [9, с. 200]

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

• микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;

• макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;

• интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.[1,с.277]

Структура социальной политики ( рисунок А.1) включает в себя политику регулирования доходов населения. Политика регулирования доходов населения представляет собой совокупность принципов, мер, и средств регулирующего воздействия государства в области доходов. Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы, основными формами доходов считаются:

·     заработная плата;

·     прибыль;

·     рента;

·     процент (на капитал);

·     государственные (трансфертные платежи).

Осуществляя регулирующую деятельность в области доходов, государство  изучает фактическое их распределение  с помощью специальных показателей  и методов. Например, широко используется децильный коэффициент, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими. Для этого же используют кривую Лоренца. График кривой Лоренца (рисунок А.2) показывает степень неравенства в распределении доходов. И чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.

Соединение долей в  суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающая степень неравенства  в распределении доходов. Кривая Лоренца отражает неравномерность  распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20% семей располагают 20% совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Абсолютное неравенство  означает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду человека, который  присваивает 100 % всего дохода. Следует  отметить, что личный доход после  вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее. Количественно степень неравенства  в распределении доходов можно  вычислить с помощью коэффициента Джини, который определяется как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади фигуры Н. Коэффициент Джини позволяет выявить динамику дифференциации населения: чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов  широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

К причинам неравенства в  распределении доходов кроме  отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они наносят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?

Аргументом в пользу равенства  доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители  тратят свои доходы в первую очередь  на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. [2, стр. 632]

Инструментами государства  для регулирования доходов с  целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен  и др. Однако даже в развитых странах  бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря уже о слаборазвитых и развивающихся.

Главными задачами политики доходов являются попытка не допускать  или минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности, и по возможности сгладить поляризацию  населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и  возможности децильный коэффициент его дифференциации, который в странах ЕС=6;в Швеции – 3, а в России в переходный период он достиг 20 (в 1997 г.). [9,с. 206]

Под политикой регулирования  занятости понимается система принципов  и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.

Главными ее принципами являются: принцип равных возможностей в трудоустройстве  всех трудоспособных, принцип содействия в трудоустройстве граждан с  ограниченной трудоспособностью, принцип  предоставления социальной защиты безработным. Для реализации этих и других принципов  политики обеспечения занятости  государство может использовать пассивный или активный тип государственного воздействия.

Политика пассивного типа ограничивается использованием средств  и мер, которые помогают уменьшить  существующую незанятость. Формами  реализации для нее служат страхование  и вспомоществование.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь