Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Бобруйск 2010
Содержание
Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной
политики в странах с
4. Направления совершенствования
социальной политики
Заключение
Список использованных источников
Введение
Социальная политика, являясь
одной из наиболее важных составляющих
деятельности общества, находится в
сфере его насущных интересов. Проблемы,
связанные с повышением уровня и
совершенствованием качества жизни, обеспечением
и поддержанием экономической стабильности,
реализацией принципов
Любое государство вне
зависимости от политического строя
и т.д. имеет свою социальную политику.
Социальная политика является одной
из наиболее важных составляющих деятельности
общества и находится в сфере
его насущных интересов. Проблемы, связанные
с повышением уровня и совершенствованием
качества жизни, обеспечением и поддержанием
экономической стабильности, реализацией
принципов социальной справедливости,
являются для современного цивилизованного
общества злободневными. Совершенствование
в этом направлении системы социально-
Вместе с тем улучшение
социального обеспечения, совершенствование
системы здравоохранения и
Для Республики Беларусь вопрос
социальной политики, политики социальных
гарантий и защиты, политики регулирования
доходов населения является как
никогда актуальным. Согласно Конституции
РБ наше государство является социальным,
что подразумевает высокие
Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
1. Социальная политика:понятие, функции, структура и основные принципы
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.
Социальная политика определяет
направления развития всего комплекса
социальных процессов и отношений,
форм общения между людьми. Социальную
политику следует рассматривать
и как концентрированное
Социальная политика представля
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики
— те, кто активно взаимодействует
в социальной сфере, определяет цели,
задачи, приоритеты и нормативно-правовую
базу социальной политики и осуществляют
действия по ее реализации. К ним
относятся государственные
Основные функции социальной политики можно свести к следующим:
· стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
· поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
· гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
· защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [9, c.197].
Взаимодействие указанных
функций предполагает необходимость
постоянного поддержания их баланса.
Ослабление стимулирующей функции
ведет к снижению ресурсного обеспечения
социальной политики, уменьшению возможностей
для финансирования социальных программ.
Нарушение стабилизирующей
Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать три:
· принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
· принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающих жизненных интересов и целей населения данной страны;
· принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения адекватности в жизни общества и его социальных групп. [8, с. 174]
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.
По отношению к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства обязано создать всем своим членам условия для проявления их экономической активности, а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода – в свободе государства от социальной ответственности. А главный недостаток – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.
Другой подход, в отличие
от первого, можно назвать социально
ориентированным. Его главный смысл
в том, что общество обеспечивает
каждому своему члену условия
для получения, как минимум, таких
доходов, которые не дают ему опуститься
ниже черты бедности и деградировать.
Прогрессивность социально
Основное преимущество такого
подхода – в обеспечении
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
• микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
• макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
• интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.[1,с.277]
Структура социальной политики ( рисунок А.1) включает в себя политику регулирования доходов населения. Политика регулирования доходов населения представляет собой совокупность принципов, мер, и средств регулирующего воздействия государства в области доходов. Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы, основными формами доходов считаются:
· заработная плата;
· прибыль;
· рента;
· процент (на капитал);
· государственные (трансфертные платежи).
Осуществляя регулирующую деятельность
в области доходов, государство
изучает фактическое их распределение
с помощью специальных
Соединение долей в
суммарном доходе для различного
процента семей даст кривую Лоренца,
показывающая степень неравенства
в распределении доходов. Кривая
Лоренца отражает неравномерность
распределения совокупного
Абсолютное неравенство
означает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т.д.
населения не получают никакого дохода,
за исключением одного-
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
К причинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они наносят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?
Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. [2, стр. 632]
Инструментами государства для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен и др. Однако даже в развитых странах бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря уже о слаборазвитых и развивающихся.
Главными задачами политики доходов являются попытка не допускать или минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности, и по возможности сгладить поляризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и возможности децильный коэффициент его дифференциации, который в странах ЕС=6;в Швеции – 3, а в России в переходный период он достиг 20 (в 1997 г.). [9,с. 206]
Под политикой регулирования занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.
Главными ее принципами являются: принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных, принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью, принцип предоставления социальной защиты безработным. Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать пассивный или активный тип государственного воздействия.
Политика пассивного типа ограничивается использованием средств и мер, которые помогают уменьшить существующую незанятость. Формами реализации для нее служат страхование и вспомоществование.
Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь