Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:42, реферат
В связи с этим цель данной работы состоит в изучении монополии, а также механизма извлечения монопольной прибыли.
Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды монополий;
- выявить механизм извлечения монопольной прибыли;
- изучить издержки, связанные с существованием монополии;
- рассмотреть деятельность монополий в условиях современной российской экономики.
Введение………………………………………………………………….................................. 3
1. Понятие и виды монополий…………………………...…………………………….. 5
2. Механизм извлечения монопольной прибыли……………………………………. 8
3. Издержки, связанные с существованием монополии…………………………… 12
4. Монополии в условиях современной российской экономики………………… 17
Заключение……………………………………………………………………......................... 20
Список литературы………………………………………………………………………….. 22
заключение
Таким образом, исследование данной работы позволило прийти к выводу о том, что монополия - это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.
Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать ее по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями. Она заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы.
Говоря о механизме извлечения монопольной прибыли, следует отметить, что монополист, максимизирующий свою прибыль, следует тому же принципу, что и любая фирма: производить такое количество продукции, чтобы предельные издержки были равны предельной выручке и прекращать производство, когда средние издержки выше средней выручки при любом объеме выпуска. То есть монополист будет расширять производство и понижать цену до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками.
Образование монополии приводит к вытеснению с рынка конкурентов. Раньше производители в отрасли получали премию за производство с более низкими, чем равновесная величина, издержками производства. Теперь часть этого излишка достается монополии, а другая часть представляет собой чистые потери производителей от монополии. Таким образом, совокупные чистые потери от монополии складываются из сумм, которые не достались производителям и потребителям в результате сокращения выпуска отрасли, связанного с монополией. Эта величина носит название «чистых потерь», поскольку она не достается никому: ни монополии, ни государству в случае регулирования, ни потребителям, ни производителям.
Монополистическая конкуренция в условиях монополистической власти является, возможно, наиболее распространенной формой отраслевых структур. К сожалению, она является также структурой, труднее всего поддающейся изучению.
Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны.
На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической - она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население России осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монопольной власти как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монопольной власти является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую
роль в создании на рынке благоприятной
конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых
способствует стабилизации всей экономики
в целом. Антимонопольная служба России
еще очень молода, но уже сделаны ее первые
шаги к нормализации ситуации по данным
проблемам. Намного больше ей еще предстоит
сделать, и эти действия должны осуществляться
одновременно с усовершенствованием антимонопольного
законодательства России. В данном направлении
нужно обратить особое внимание на более
чем вековой опыт антимонопольного законодательства
США и на антимонопольную практику других
развитых стран.
Список
литературы
Задача
Студент еженедельно получает от родителей 20 долларов на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания по вертикальной оси (f), а развлечения - на горизонтальной (н):
а) цена продуктов питания (Pf ) – 50 центов за единицу, цена развлечений (Рн) – 50 центов за единицу.
б) Pf = 50 центам, Рн – 1 доллар
в) Pf = 1 доллар, Рн= 50 центам
г) Рf = 40 центов, Рн = 40 центов;
д) Рf = 50 центов, Рн = 50 центов, но доходы студента увеличиваются на 25 дол. в неделю;
е) прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а.
Решение.
Возможности студента заполучить определенный физический объем еды и развлечений, израсходовав имеющиеся денежные средства – 20 долларов, иллюстрирует бюджетная линия.
Предположим, что денежный доход и рыночные цены постоянны, а весь свой денежный доход (I) студент расходует на приобретение товаров X(H) и Y(F) по цене соответственно Рн и Рf. Тогда бюджет студента определится следующим образом:
I = Рн * Н + Рf * F
Данная формула бюджета студента показывает: чем больше денег будет израсходовано на развлечения, тем меньше денег останется на приобретение еды. Если предположить, что F = 0, то в таком случае
Fmax= I / Pf
Если предположить, что Н = 0, то в таком случае
Н = I / Pн
Наличие сведений о координатах двух опорных точек вполне достаточно для построения соответствующей бюджетной линии.
Поскольку денежный доход студента (I), а также цены (Рf; Рн) есть постоянные величины, постольку бюджетная линия представляет собой уравнение прямой линии.
На
рисунке данная линия представлена
как АВ.
Отметим, что все, что лежит ниже бюджетной линии, отражают доступное количество еды и развлечений для студента с учетом уровня рыночных цен и денежного дохода в 20 долларов. Но данные наборы, находящиеся ниже бюджетной линии, не являются для студента объектом интереса, так как не расходуется весь денежный доход.
Поэтому сочетание еды и развлечений, находящихся выше бюджетной линии сами по себе более привлекательны для студента, но они недоступны из-за ограниченного денежного дохода. Чтобы заполучить наборы товаров лежащие за бюджетной линией, студенту придется изыскивать дополнительные денежные средства.
Вариант А. При одинаковой стоимости еды и развлечений расположение бюджетной линии и угол ее наклона не меняются.
Вариант Б. Рассмотрим случай, когда цена на еду осталась неизменной (50 центов), а цена на развлечения выросла (1 доллар). В случае если цены на развлечения возросли до 1 доллара, а цена на еду осталась неизменной – 50 центов, то в данном случае студент сможет купить себе меньше еды. Бюджетная линия АВ начнет вращаться вокруг точки А по часовой стрелке и займет положение АК.
Вариант В. В случае, если цена на еду возросла (1 доллар), а на развлечения осталась неизменной (50 центов), то в данном случае студент приобретет меньше развлечений. При увеличении цены на развлечения студент сможет купить себе меньше еды. Бюджетная линия АВ начнет вращаться вокруг точки В по часовой стрелке и займет положение ВА1.
Вариант Г. Снижение рыночных цен (еда – 40 центов; развлечения – 40 центов) равнозначно увеличению покупательной способности студента. В таких случаях будет иметь место лишь сдвиг бюджетной линии АВ, без изменения угла наклона (А1В1).
Вариант Д. Из уравнения бюджетной линии видно, что при увеличении денежного дохода (I) автоматически возрастут значения F и H, т.е. изменятся точки пересечения бюджетной линии с осями координат, но не изменится угол наклона самой линии. Вслед за ростом бюджета студента на 5 долларов появляется возможность закупать больше товаров.
Таким образом, увеличение денежного дохода при неизменных рыночных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вверх (А1В1).
Е.
Снижение рыночных цен и увеличение доходов
студента ведет к увеличению покупательской
способности. В таких случаях будет иметь
место лишь сдвиг бюджетной линии вверх,
без изменения угла наклона.
Информация о работе Монополия. Механизм извлечения монопольной прибыли