Монополии и антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ монополий и антимонопольного регулирования в России и за рубежом.

Отсюда вытекают следующие задачи:

изучение понятия, видов и сущности монополии;
ознакомление с монополистическими объединениями;
проследить историю антимонопольного регулирования;
анализ антимонопольной политики в России и за рубежом;
рассмотрение деятельности монополии на конкретных примерах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Понятие, сущность и виды монополий 5
1.2 Определение цены и объема производства в условиях монополий
1.3 Показатели монопольной власти

1.4 Монополистические объединения
9
12

14

ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 16
2.1 История антимонопольного регулирования 16
2.2 Антимонопольное регулирование за рубежом 18
2.3 Антимонопольная политика в России
2.3.1 Особенности монополий в России
22
22

2.3.2 Методы антимонопольной политики в России
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ
25
33

3.1 Железнодорожная отрасль России.
3.2 РАО «ЕЭС России»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  градостроительства, управления и региональной экономики

Кафедра экономической теории и права 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

МОНОПОЛИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 
 
 
 
 

    Руководитель                               __________               Е.Н. Сочнева

                                                             подпись, дата                            

    Студент  ЭА09-11                      __________               И.В. Сычева

                                                                           подпись, дата                           
     
     
     

Красноярск 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Понятие, сущность и виды монополий 5
1.2 Определение цены и объема производства в условиях монополий

1.3 Показатели  монопольной власти

1.4 Монополистические  объединения

9

12

14

ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 16
2.1 История антимонопольного регулирования 16
2.2 Антимонопольное регулирование за рубежом 18
2.3 Антимонопольная политика в России

2.3.1 Особенности  монополий в России

22

22

2.3.2 Методы антимонопольной политики в России

ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ

25

33

3.1 Железнодорожная отрасль России.

3.2 РАО «ЕЭС России»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

33

39

44

48

   
   
   
   
   
   
   
   
 

     ВВЕДЕНИЕ 

                            Если не можешь одолеть конкурента

      - объединись с  ним..

     Неизвестный автор 

      По своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

      Развитие  антимонопольного регулирования очень  актуально для развития российской экономики, где степень монополизации  рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте.

      По  большей части, моя курсовая работа носит чисто теоретический характер, но данная тема мне очень интересна. Мне хочется более подробно узнать о деятельности монополий, и почему так важно проводить антимонопольную политику государством.

      Целью данной курсовой работы является анализ монополий и антимонопольного регулирования в России и за рубежом.

      Отсюда  вытекают следующие задачи:

  1. изучение понятия, видов и сущности монополии;
  2. ознакомление с монополистическими объединениями;
  3. проследить историю антимонопольного регулирования;
  4. анализ антимонопольной политики в России и за рубежом;
  5. рассмотрение деятельности монополии на конкретных примерах.

    Структура данной курсовой работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ 

     
    1. Понятие, сущность и виды монополий
 

          Существуют два вида антимонопольной  политики: антимонопольная политика  в отношении естественных монополий  и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

      Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многозначное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов

  1. с точки зрения рыночной структуры;
  2. с точки зрения рыночного поведения;
  3. с точки зрения рыночных итогов.

     Опираясь  на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта.

      Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

      Уделяя  наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги  связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

      Можно привести следующие признаки монополии:

  • Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов.
  • Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль). Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет.
  • Одному продавцу противостоит большое число покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель (монопсония), то такой рынок называют двухсторонней монополией.

            Существует несколько основных  классификаций монополий:

  1. Первая классификация включает в себя деление на закрытую, естественную и открытую монополии:

      Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

      Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

      Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.

      Но  такое деление не означает, что  все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

  1. Также монополии принято делить на административные, государственные и экономические:

      Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам, ассоциациям.

      Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров).

      В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

      Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Определение цены и объема производства в условиях монополий
 

    Если  в условиях совершенной конкуренции  фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

    Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции  P=MR, то на монополизированном рынке P>MR.

    Рассмотрим  наглядный пример. Известно, что  увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает снизить цену со 110$ (P1) до 100$ (P2). При этом спрос растет с 4 единиц (Q1) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны (P1-P2)*Q1=(110-100)*4=40$, а прибыль составит (Q2-Q1)*P2=(6-4)*100=200$ (рис.1). Чистое приращение прибыли будет равно 160$.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 – Цена и предельный доход в условиях чистой монополии 

          В общем виде мы можем  записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. (рис.2) Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование