Монополия. Механизм извлечения монопольной прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

В связи с этим цель данной работы состоит в изучении монополии, а также механизма извлечения монопольной прибыли.

Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и виды монополий;

- выявить механизм извлечения монопольной прибыли;

- изучить издержки, связанные с существованием монополии;

- рассмотреть деятельность монополий в условиях современной российской экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….................................. 3
1. Понятие и виды монополий…………………………...…………………………….. 5
2. Механизм извлечения монопольной прибыли……………………………………. 8
3. Издержки, связанные с существованием монополии…………………………… 12
4. Монополии в условиях современной российской экономики………………… 17
Заключение……………………………………………………………………......................... 20
Список литературы………………………………………………………………………….. 22

Работа содержит 1 файл

Реферат монополия. механизм извлечения монопольной прибыли.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

      Последовательно рассмотрим, как меняются общественные издержки при движении от конкурентного  выпуска продукции к монопольному. Идеальным считается положение, когда цена на продукцию монополии  установлена в размере Pс, то есть на уровне точки В пересечения кривой спроса D с кривой предельных издержек LMC. В этом случае выигрыш потребителя считается максимальным. На рисунке он соответствует площади треугольника ОКВ.

      Допустим, что монополия установила цену в  размере Pm, то есть на уровне точки С  пересечения кривых предельного дохода MR и предельных издержек LMC. В этом случае выигрыш потребителей уменьшился до величины, соответствующей площади треугольника ОМА. При этом выигрыш потребителей в размере, соответствующем площади прямоугольника АСКМ, преобразовался в выигрыш монополии, а в размере, соответствующем площади треугольника АВС, - в чистый проигрыш потребителей и общества. Заметим, что площадь прямоугольника ÀСКМ в силу перераспределения потребительского излишка в пользу монополии некоторые исследователи также склонны считать социальными издержками. Однако, доходы монополии в размере монопольной прибыли, которые она получает, устанавливая монопольную цену и перераспределяя потребительский излишек в свою пользу, остаются в экономическом круговороте (в противном случае в условиях реальной «экономики монополий» мы должны были бы иметь значительный «безработный» капитал, чего нет в действительности).

      Отсюда  следует, что капитал, сформированный через инструмент монопольной прибыли, неизбежно найдет точку своего приложения либо на исходном рынке, совершенствуя свой продукт и ограждая себя от конкуренции, либо на рынках, имеющих потенциал высокой доходности (то есть потенциал расширенного воспроизводства капитала). Следовательно, монополия, аккумулируя капитал и направляя его на научно-техническое развитие исходной отрасли или перераспределяя его между отраслями, способна стимулировать их развитие в долгосрочном периоде, увеличивая производство тех или иных благ. Отсюда можно заключить, что излишек монополии, в краткосрочном периоде и в рамках одной отрасли определенный как издержки потребителей, в долгосрочном периоде может трансформироваться в блага будущих поколений (в этой или смежных отраслях народного хозяйства). Таким образом, площадь прямоугольника ÀСКМ правомернее считать перераспределением определенных благ в рамках одной и той же экономической системы без наличия издержек по отношению ко всей системе.

      Оценим  величину чистых социальных издержек, порождаемых рыночной властью. Предположим, что все субъекты рынка хорошо информированы о своих возможных выгодах и потерях и ведут себя рационально. Введя подобное допущение, мы до некоторой степени абстрагировались от реальных экономических условий, где рациональность проявляется лишь в пределах сравнительно ограниченного объема информации, которым в заданный момент времени владеет субъект. Вместе с тем гипотеза о человеке, стремящемся к максимальной выгоде, до сих пор сохранилась в качестве основы политэкономического анализа. Исходя из этого, примем принцип рациональности поведения потребителя в качестве одного из допущений выстраиваемой нами экономической модели монополии.

      Современная экономика характеризуется тем, что она является экономикой покупателя - экономикой, где потребитель имеет  широкие возможности выбора (в условиях относительной ограниченности своих ресурсов), а рыночная стратегия товаропроизводителя направлена на обеспечение этих возможностей. В условиях товарного многообразия рациональный потребитель, максимизируя свою выгоду исходя из альтернативных вариантов обмена, имеет возможность реализовать свое право выбора и выбрать лучший из оставшегося множества альтернативных вариантов использования имеющейся суммы денег. Иначе говоря, рациональный потребитель, отказавшись обменять некоторую сумму денег на продукцию монополии, использует ее на приобретение альтернативного товара.

      Монополия, исходя из ее природы, редко предполагает абсолютное альтернативное потребление (с точки зрения полной взаимозаменяемости товаров), но ограниченные ресурсы потребителей представляют собой набор возможностей их альтернативного использования. Учитывая же, что подавляющее большинство экономических ситуаций представляют собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию, можно сказать, что потребитель постоянно осуществляет свой выбор в пользу той или иной монополии (и, естественно, отказываясь от товара другой монополии).

      Согласно  неоклассической модели монополии, построенной на сравнении состояний  чистой монополии и совершенной  конкуренции, выигрыш потребителя (так же, как и его издержки) определяется разницей между ценой, которую он готов уплатить за товар, и ценой, которая сложилась бы в отрасли в условиях совершенно конкурентного рынка. В общем случае, излишек потребителя представляет собой разницу между ценой, которую он готов уплатить за товар, и фактически заплаченной ценой. Для упрощения рассматриваемой ситуации введем допущение, что сумма, которую рациональный потребитель готов использовать для обмена на единицу альтернативного товара, соответствует значению Pрп.

      Рациональный  потребитель готов был уплатить за продукцию монополии (за единицу  товара) сумму Pрп, при этом потребительский  излишек, который он получил бы, уплатив Pрп, равняется Pрп - Pс. Однако, потратив сумму Pрп на приобретение альтернативного товара, рациональный потребитель также получает потребительский излишек, но уже в размере Pрп - Pа, где Pа - цена товара в альтернативной отрасли. Но поскольку экономическая прибыль включает в себя альтернативные издержки, то есть определяется в сравнении с альтернативными вариантами обмена, то в результате совершенной сделки потребитель не получил экономической выгоды, а понес экономические издержки в размере (Pрп - Pс) - (Pрп - Pа). Так как при этом (Pрп - Pа) > 0, то справедлива формула (Pрп - Pс) - (Pрп - Pа) < (Pрп - Pс), то есть потери рационального потребителя при межотраслевом подходе к оценке социальных издержек также имеют место, но они меньше, чем отображенные на рис. 3 (в существующей модели).

        
 
 
 
 

      Рис. 4. Издержки общества, связанные с существованием монополии 

      От  установления монополией цены на уровне Pm потребители несут издержки в  размере    (площадь треугольника АВС). Однако при этом, они, используя  право выбора и приобретая альтернативные блага, извлекают потребительский  излишек в размере  (площадь треугольника АВС1). Совокупные издержки, которые несут потребители от установления монополией цены Pm, равны и выражаются площадью треугольника ВCC1, равной разнице площадей треугольников АВС и АВС1. Здесь отрезок ВС1, делящий треугольник АВС на две части и обозначенный символом Pa, представляет собой агрегированную кривую ценовых предложений на альтернативных рынках (или альтернативную агрегированную кривую ценовых предложений; для упрощения мы показали ВС1 в виде отрезка прямой линии). Так как денежные ресурсы потребителей, включая Qc-го потребителя, не могут выпасть из сферы товарного обращения, кривая Pa исходит из точки В, находясь при этом постоянно выше отрезка ВС (иначе потребительский излишек на альтернативном рынке превысит потребительский излишек на рассматриваемом монопольном рынке, что противоречит заданному условию рациональности решений потребителей).

      Отрезок АВ, обозначенный символом Da, представляет собой часть интегрированной  кривой спроса на монополизированном рынке D, соответствующую агрегированной кривой спроса на альтернативные товары. Выше отрезка АВ (выше цены Pm) мы имеем часть интегрированной кривой спроса на монополизированном рынке D, соответствующую кривой спроса на товар монополии Dm.

      На  рис. 4 видно, что треугольник ВCC1 получается после замещения части площади треугольника АВС площадью треугольника АВС1. Иначе говоря, часть социальных издержек, возникших в результате повышения монополией цены до уровня Pm, замещается потребительским излишком, полученным при реализации альтернативного варианта обмена. Исходя из этого, издержки, равные и выражаемые площадью треугольника АВС1, мы назвали замещенными издержками, а издержки, равные и выражаемые площадью треугольника ВCC1 - незамещенными издержками. Незамещенные издержки в нашей модели являются социальными издержками от существования монополии. 

4. Монополии в условиях  современной российской  экономики 

      Российское  антимонопольное законодательство не дает определение понятия «монополия», поскольку в реальности чистых монополий  нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. «Реальной монополией» считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает «доминирующее положение». Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом. [4, с.59]

      Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля над соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 предприятий.

      Включенные  в реестр предприятия имеют следующее  распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального  хозяйства, 13% - продукция производственно-технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.[4, с.48]

      Изучая  реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня - это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.

      В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства - также локальные монополии.

      Особое  и значительное место в экономике  России занимают естественные монополии.

      Три главных естественных монополиста  России:

      - РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

      - ГАЗПРОМ (транспортировка газа  по трубопроводам, реализация  природного газа);

      - МПС (железнодорожные перевозки)

      - Четвертым можно назвать «Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи). .[12, с.68]

      В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

      Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в  России практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

      Как правило, монопольно высокой ценой  компенсируются необоснованные затраты предприятий.

      Анализ  затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста: отсутствие конкурентного давления на норму  прибыли ведет к более слабому  контролю над расходами; искушение  получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения. В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется, прежде всего, за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

      Помимо  ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры  дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Для  преодоления высокой степени  монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.[15, с.21] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Монополия. Механизм извлечения монопольной прибыли