Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:42, реферат
В связи с этим цель данной работы состоит в изучении монополии, а также механизма извлечения монопольной прибыли.
Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды монополий;
- выявить механизм извлечения монопольной прибыли;
- изучить издержки, связанные с существованием монополии;
- рассмотреть деятельность монополий в условиях современной российской экономики.
Введение………………………………………………………………….................................. 3
1. Понятие и виды монополий…………………………...…………………………….. 5
2. Механизм извлечения монопольной прибыли……………………………………. 8
3. Издержки, связанные с существованием монополии…………………………… 12
4. Монополии в условиях современной российской экономики………………… 17
Заключение……………………………………………………………………......................... 20
Список литературы………………………………………………………………………….. 22
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Астраханский
государственный
технический университет
Институт
экономики
Кафедра
«Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной
деятельности и аудит»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономическая теория»
на
тему: Монополия. Механизм
извлечения монопольной
прибыли
Выполнил:
Студент 1 курса, группы ЮФ-12 _____________Иванова Н.В.
Научный руководитель: к.э.н., доцент ___________И.П. Иванова |
Астрахань
2010
ПЛАН
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. | Понятие
и виды монополий…………………………...…………………… |
5 |
2. | Механизм извлечения монопольной прибыли……………………………………. | 8 |
3. | Издержки, связанные с существованием монополии…………………………… | 12 |
4. | Монополии в условиях современной российской экономики………………… | 17 |
Заключение…………………………………………………… |
20 | |
Список
литературы…………………………………………………… |
22 |
Введение
Одной из экономических предпосылок демократического общества является свободная конкуренция - синоним свободы выбора и предпринимательства. Она способствует прогрессу экономики: повышается эффективность производства, создаются условия для концентрации ресурсов в общественно насущных и результативных отраслях экономики. Она побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологию и рационально использовать ресурсы, вытесняет неэффективные предприятия.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к вытеснению конкурентов с рынка, к монополии. Монополистическая деятельность может быть направлена на ограничение конкуренции, установление монопольно высоких (низких) цен, создание барьеров входа на рынок. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Поэтому необходимо действенное регулирование монополистической деятельности.
Однако в практике и теории такого регулирования существует ряд нерешенных проблем сущностного порядка:
1)
недостаточно выявлена сама
2)
определения конкуренции, на
3)
нуждается в уточнении
4) не определен способ выявления монопольных цен.
В России, кроме того, не завершен процесс демонополизации, и мер, предпринимаемых для развития конкуренции, явно недостаточно. Поэтому выбор темы данной работы является актуальным.
Проблемам монополии и их деятельности посвящено немало работ в России и за рубежом. Общетеоретические аспекты проблемы монополии и конкуренции достаточно полно разработаны и представлены в классических трудах таких экономистов, как Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Никитин С., Глазова Е., Нуреев Р.М., Пигу А., Рузавин Г.И., Мартынов В. и других. Авторы исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками, их негативные и позитивные последствия для общества.
В связи с этим цель данной работы состоит в изучении монополии, а также механизма извлечения монопольной прибыли.
Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды монополий;
- выявить механизм извлечения монопольной прибыли;
- изучить издержки, связанные с существованием монополии;
-
рассмотреть деятельность
Теоретической базой проведенного исследования являются фундаментальные труды классиков экономической теории, монографические работы и научные статьи современных зарубежных и российских авторов, представляющих разные школы и направления экономической науки.
Информационной
базой исследования являлись материалы
из периодической экономической печати,
а также законодательные и нормативно-правовые
документы Российской Федерации, регламентирующие
разные направления экономической и антимонопольной
политики.
1.
Понятие и виды
монополий
Монополия как форма организации производства и капитала к началу ХХ в. заняла господствующее положение во всех развитых капиталистических странах. Тем не менее, в течение всего последнего столетия происходило усиление концентрации промышленного производства, в котором все меньшее число компаний постепенно захватывали все больше видов деятельности, вытесняя на периферию небольшие фирмы и мелких собственников. До настоящего времени практически все промышленные отраслевые рынки, находясь в сфере действия НТП, ориентированы на рост уровня концентрации, имея для этого значительный потенциал.
В
целом процесс монополизации
можно рассматривать как
Таким образом, монополизация знаменовала собой экономический прогресс, являясь важным фактором повышения эффективности экономики. Начиная примерно с середины столетия «рынки продавца» трансформировались в «рынки покупателя», возникла новая отрасль деловой практики и знаний - маркетинг. На принципах маркетинга организуют свою деятельность практически все преуспевающие компании мира. Знание маркетинга не только позволяет фирме успешно существовать в бизнесе, но и обеспечивает возможность элементарного выживания в сложном мире современной конкуренции. В условиях постиндустриальной экономики изменилось отношение производителей к рыночной политике. Ныне их девиз - «Производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести». Улучшение качества работы фирмы стало неотъемлемой частью формирования ее имиджа. Успешно действующие компании производят только то, что необходимо потребителю, извлекая выгоду за счет максимального удовлетворения его нужд. При этом, чем более крупной является фирма, тем легче она справляется с задачей управления спросом на свою продукцию, эффективно воплощая в реальность идеи маркетинга.
Отношения конкуренции постепенно приобрели новые формы. Понятие отрасли утратило жесткость очертаний вследствие дифференциации продукции и роста числа многоотраслевых компаний. В результате экономика ХХ в., несмотря на постоянно усиливавшийся процесс монополизации (а точнее, благодаря ему), характеризовалась одновременным ростом, как силы крупных хозяйствующих субъектов, так и интенсивности конкурентной борьбы в общей системе хозяйственных отношений. Наряду с этим с целью укрепления своей конкурентоспособности на протяжении всего столетия устойчиво нарастали масштабы и глубина координации экономических действий между субъектами рынка.
Количество выпускаемой продукции перестало определять конкурентные позиции фирмы. На смену ему пришло качество, способность с наивысшей эффективностью удовлетворить растущие потребности покупателя.
Постепенно
произошли изменения в
При этом «национальные» монополии сталкиваются с жесткой конкуренцией на мировых рынках. Во всем мире происходят процессы либерализации международной торговли, региональной интеграции. В результате не только усилилась конкуренция в границах «старых» индустриальных регионов, но в ней все более активное участие стали принимать «новые» индустриальные центры. При этом последние не только догоняют, но и начинают активно наращивать свои конкурентные преимущества, переводят конкуренцию в режим жесткой борьбы за качество продукции.
Процесс монополизации из национальной формы трансформировался в наднациональную (международную) форму. Транснациональные корпорации (международные монополии) к настоящему моменту контролируют до четверти мирового ВВП. Международные монополии - новая сила в мировой экономике, и, одновременно, главный двигатель ее интернационализации. После появления ТНК национальные рынки превратились в сегменты единого мирового рынка. При этом ТНК с целью усиления своей международной конкурентоспособности, как когда-то и национальные корпорации, большое значение придают повышению концентрации производства и капитала.
Так
монополия определяется как исключительное
право деятельности в какой-либо
сфере деятельности. По владельцу
этого права различают
Монополии
капиталистические - хозяйственные
объединения, осуществляющие контроль
над рынками посредством
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
Характерные черты монополии:
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
-
монополист является
-
продукция носит уникальный
-
проникновение в отрасль
Информация о работе Монополия. Механизм извлечения монопольной прибыли