Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:23, реферат
Регулированию монополию в Кыргызской Республике с самого начала перехода к рыночным отношениям придавалось огромное значение.
Глава 4 . Государственная
политика регулирования монополий
в Кыргызской Республике.
Регулированию монополию
в Кыргызской Республике с самого начала
перехода к рыночным отношениям придавалось
огромное значение.
Для этого на базе
Государственного комитета цен был
создан специальный орган по контролю
за ценообразованием и регулированию
монополий доставшихся нам со времен плановой
социалистической экономики. Основными
задачами антимонопольного органа с момента
его создания являются:
· предупреждение, ограничение
и пересечение
· содействие формированию
рыночных отношений на основе развития
конкуренции и
· осуществление
государственного контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства
по защите прав потребителей, о рекламе,
· государственное
регулирование деятельности субъектов
естественных монополий в пределах
предоставленных полномочий,
· реализация государственной
политики поддержки предпринимательства.
Переход к рыночной
экономики в Кыргызской Республике
сопровождается возникновением в ее экономико-правовой
жизни нового явления – антимонопольной
политики и антимонопольного законодательства,
которые считаются неотъемлемой частью
рыночных реформ. Их возникновение вызвано
объективной необходимостью государственного
регулирования экономических процессов
становления и развития рынка, ограничения
монополизма и поддержки конкуренции,
предпринимательства, создания экономических
основ политической демократии.
Переход от административной
экономики к рыночной протекает,
как правило, в условиях высокомонополизированного
хозяйства, неразвитости рыночных институтов
и инфраструктуры, глубоко укоренившихся
традиций вмешательства государственных
органов в предпринимательскую сферу.
Большинство крупных предприятий республики,
доставшихся нам от плановой экономики,
являются единственными производителями.
Именно поэтому антимонопольная политика
играет активную роль при переходе от
администрирования к рынку, оказывая позитивное
влияние на этот сложный и противоречивый
процесс.
Вместе с тем, антимонопольное
законодательство Кыргызской Республики
традиционных направлений антимонопольной
политики (ограничение, пересечение и
предупреждение монополистической деятельности)
предполагает также меры созидательного
характера – протекционистская политика,
демонополизация товарных рынков и развитие
конкуренции, поддержка предпринимательства,
в том числе малого и среднего бизнеса.
Если в процессе рассмотрения нарушений
доминирующий субъект может доказать,
что его действия способствовали или будут
способствовать насыщению товарных рынков,
улучшению потребительских свойств товаров
и повышению их конкурентоспособности,
в частности на внешнем рынке, то его действия
могут быть признаны правомерными.
В 1994 году был принят
Закон Кыргызской Республики «Об ограничении
монополистической деятельности, развития
и защите конкуренции». Некоторые нормы
Закона устарели и не отвечают требованиям
нынешней экономической ситуации. В настоящее
время разработан новый проект Закона
«О конкуренции», который находится на
стадии согласования с компетентными
органами.
Для выполнения задач
по развитию конкурентной среды на
товарных рынках антимонопольный орган
может использовать несколько альтернативных
методов демонополизации, включая:
· уменьшение барьеров
доступа на рынок новых субъектов
экономической деятельности,
· издание предписаний
об устранении нарушений, приведений деятельности
компаний в соответствии с существующим
антимонопольным
· разукрупнение
фирмы с доминирующим положением
и образование на ее месте двух
или более компаний, которые будут
конкурировать друг с другом,
· применение регулятивных
методов контроля, включая временный
контроль цен или занесение фирмы
в государственный реестр монополистов.
Такая мера на наш взгляд, оправдана,
так как позволяет держать
под контролем деятельность крупнейших
субъектов рынка. В Государственный
реестр субъектов естественных и
разрушенных монополий на 2000 год
включено 105 предприятий, осуществляющих
свою деятельность на республиканском
и региональных товарных рынках.
Необходимо отметить,
что сфера государственной
Как показала практика
переходной экономикой, в том числе
в Кыргызской Республике, приватизация
государственных предприятий – это важный
шаг в процессе перехода к рыночной экономике.
Вместе с тем в процессе приватизации
наблюдается очевидное противоречие между
стремлением государства продать приватизируемые
акты по максимально высокой цене, с одной
стороны, и необходимостью создания конкурентных
рынков, ориентированных на повышение
эффективности субъектов экономической
деятельности, с другой. Инвесторы готовы
больше платить за активы, обеспечивающие
им доминирующее положение на рынке. Поэтому
антимонопольный орган должен выполнять
одну важную роль в процессе приватизации,
а именно, обеспечивать такое положение,
при котором государственные монополии
не превращались бы в частные.
Завершение этого
этапа привело к практическому
исчерпанию такого широко использовавшегося
способа демонополизации, как разделения
(выделение структурных
Происходящие в
настоящее время экономические процессы
характеризуются тенденцией к объединению
имущества хозяйствующих субъектов или
контроля над ним. При этом новые собственники,
как показывает практика, не всегда способствует
экономическому развитию.
Это повышает значение
предварительного государственного контроля
за созданием, реорганизацией, ликвидацией
коммерческих организаций и их объединением,
а также за приобретением акций в уставном
капитале коммерческих организаций, который
используется для недопущения появления
или усиления доминирующего положения
хозяйствующих субъектов.
Такая работа ведется
на постоянной основе при непосредственном
участии органов
Закон Кыргызской Республики
«Об ограничении монополистической деятельности,
защите и развитии конкуренции» включает
в себя три основных правовых предупреждения,
пресечения. Ограничение монополистической
деятельности - прямое ограничение участков
делового оборота (коммерческих и некоммерческих
организаций, органов исполнительной
власти и их должностных лиц) в правоспособности,
в осуществлении определенных действий,
в принятии определенных решений. Ограничение
реализуется средствами создания законодательством
своеобразных рамок, правил поведения,
ограничивающих права, свободу и самостоятельность
хозяйствующих субъектов и органов исполнительной
власти.
Предупреждение
Пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
- это установленные правовыми
актами процедуры, в результате которых
действия (бездействия) хозяйствующих
субъектов и органов власти могут
быть квалифицированы как
По признакам нарушения
Закона на основании данных СМИ, жалоб
предпринимателей, по собственной инициативе
или на основании других источников
возбуждается и рассматривается
дело о нарушении антимонопольного
законодательства. Порядок сроки
рассмотрения регламентированы специальным
нормативным актом: «Порядок рассмотрения
дел по нарушениям антимонопольного
законодательства». По результатам
дела выдается предписание хозяйствующему
субъекту, органу исполнительной власти
об устранении нарушений, восстановление
первоначального положения, отмене
заключенного соглашения или договора.
В случае невыполнения предписания
антимонопольным органом может
быть наложен штраф или дело передано
в суд.
Антимонопольное законодательство
Кыргызской Республики предусматривает
также принудительное разделение монопольных
компаний в случае злоупотребления ими
своим доминирующем положением. Такая
акция совершается по решению суда на
основании иска антимонопольного органа
после проведения им тщательного анализа
на предмет возможности и оптимальности
такого разделения с учетом множества
экономических факторов.
Мы считаем, что
в целях антимонопольной
В противовес политике
регламентирования и
В связи с этим
новый этап демонополизации экономики
будет связан, в первую очередь, с
расширением товарообмена, снижением
или устранением барьеров входа
на рынке, формирования крупных региональных
товарных рынков. Хотелось бы отметить
огромную работу, которая проводится
Нацкомиссией в целях устранения административных
барьеров входа на рынки. Это касается,
в первую очередь, сокращение лицензируемых
видов деятельности, упрощение самой процедуры
и сокращение материальных и временных
затрат предпринимателя, а также усиления
ответственности лицензиаров за неправомерные
действия. Кроме того, проводится постоянный
анализ деятельности органов исполнительной
власти в части регистрационной и разрешительной
процедур, возможности максимального
снижения уровня тарифов на оказанные
услуги. Анализируется нормативная база,
регламентирующая деятельность органов
исполнительной власти, на предмет наличия
конфликта интересов, оказывающего негативное
влияние на развитие конкуренции. К примеру,
сейчас изучается деятельность государственных
монополий ГАК «Кыргызалко». Являясь по
организационно – правовой форме хозяйствующими
субъектами, они наделены функциями органов
государственного управления (лицензирование,
квотирование и т.д) Такую практику мы
считаем недопустимой и ограничивающей
конкуренцию. Однако для изменения такой
ситуации требуется внесение изменений
и дополнений в законодательство, на что
необходимо определенное время. Антимонопольный
орган играет большую роль в сфере государственного
регулирования субъектов естественных
монополий. Если прежде такая работа велась
в основном путем проверки правильности
формирования цен и тарифов на услуги
естественных монополий и защиты прав
потребителей, то в настоящее время, после
принятия закона Кыргызской Республики
« О естественных и разрешенных монополиях
в Кыргызской Республике» (1999 год) она
несколько видоизменилась и будет осуществляться
путем контроля за сделками, приобретениями
акций (паев, долей участия), правилами
предоставления услуг, практикой заключения
договоров в целях недопущения злоупотребления
доминирующим положением и сдерживания
в отдельных случаях перехода от рынка
естественной монополии к конкурентному
рынку.
Деятельность субъектов
естественных монополий в дальнейшем
будет контролироваться как отраслевыми
органами регулирования естественных
монополий (таких как Национальное
агентство связи. Государственное агентство
по энергетике), так и Нацкомиссией по
соответствующим видам правоотношений.
Во исполнение закона
«О естественных и разрешенных монополиях
в Кыргызской Республике» и в соответствии
со своей компетенцией антимонопольные
органы и отраслевые органы регулирования
будут осуществлять свою деятельность
по регулированию и контролю базовых отраслей
производственной инфраструктуры.