Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования: изучение роли государства в осуществлении экономической политики.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- определение сущности экономической политики государства;
- анализ механизма реализации экономической политики;
- выявление роли государства в формировании общественного благосостояния.
Введение
1. Государство как экономический субъект. Функции государства.
2. Экономическая политика государства.
3. Роль государства в формировании общественного благосостояния.
Заключение.
Список использованных источников.
Социальное обслуживание создает предпосылки для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания им социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.
В результате осложнившейся ситуации на валютно-финансовом рынке произошло снижение уровня жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы в январе-ноябре 2011 года по сравнению с уровнем аналогичного периода 2010 года увеличились лишь на 0,1% при прогнозе на 8-9,5%. Уменьшение темпов роста данного показателя обусловлено относительно низким ростом его основных составляющих - реальной заработной платы, пенсий, пособий. Особенно резко снизилось реальное содержание пенсионных выплат, что сказалось на сокращении доли трансфертов населению в структуре денежных доходов: 19,9% в январе-ноябре 2011 года и 20,8% в том же интервале 2010 года. В структуре доходов, согласно оперативным данным Национального статкомитета, увеличилась до 65,2% в январе-ноябре 2010 года. (Рис.3.1).
Рис. 3.1 Структура денежных доходов населения в 2010 и 2011 гг. % к итогу
[2, с.10].
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с минимальным потребительским бюджетом составило почти 2 раза, с бюджетом прожиточного минимума - 3 раза.
Несмотря на проведение целенаправленных мер по поддержке социально уязвимых категорий граждан, повысился уровень малообеспеченности: в 1 квартале 2011 года он составил 4,7%; во 2 квартале - 6,7%; в3 квартале - 7,8% (в 3 квартале 2010 года - 4,9%).
В целях обеспечения дальнейшего роста денежных доходов требуются целенаправленные меры по созданию условий для усиления трудовой мотивации работников, дальнейшего роста заработной платы и других видов денежных доходов, содействия развитию малого предпринимательства, недопущения необоснованной дифференциации населения по уровню денежных доходов.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в январе-декабре 2011 года составила 1925,3 тыс.руб., увеличившись к соответствующему периоду предыдущего года на 55,2% в бюджетных организациях ее размер был равен 1594,5 тыс.руб. (прирост - 62,1%).
Темпы роста реальной заработной платы работников в Республике Беларусь в январе-декабре 2011 года в сравнении с уровнем соответствующего периода 2010 года составил 101,3%, в бюджетных организациях - 105,8%.
Дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности в 2011 году составила 3,1 раза. По некоторым видам экономической деятельности уровень номинальной заработной платы в 2011 году значительно превышал среднереспубликанский: финансовая деятельность - на 73%, горнодобывающая промышленность - на 50%, производство нефтепродуктов - почти на 112%. (Рис. 3.2).
Рис. 3.2 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата
работников по видам экономической деятельности в январе-декабре 2011 года [2, с.11].
В декабре 2011 года самая высокая средняя заработная плата зафиксирована по таким видам экономической деятельности, как деятельность, связанная с вычислительной техникой (8228,4 тыс. руб), производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (7278,3 тыс.руб.), финансовая деятельность (6263,8 тыс.руб.), воздушный транспорт (5710,7 тыс.руб.). Аутсайдерами в этот период оказались работники организаций по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования - 1703,7 тыс.руб.[2, с.10].
В то же время в бюджетных отраслях номинальная заработная плата работников составляла в течение 2011 года 60-85% от средней по республике. При этом наблюдалась негативная тенденция увеличения разрыва между среднемесячной заработной платой в бюджетной сфере и ее средреспубликанским уровнем - если в январе 2011 года заработная плата работников бюджетных организаций составляла около 90% от среднереспубликанской, то в декабре 2011 года это соотношение снизилось до 74,4%.(Рис.3.3).
Рис.3.3 Номинальная начисленная заработная плата работников экономик бюджетных организаций Республики Беларусь в январе-декабре 2011г.
Межрегиональная дифференциация между г.Минском (2507,6 тыс.руб.) и Брестской областью (1675,7 тыс.руб.) остается относительно невысокой - 1,5 раза. Покупательная способность заработной платы в республике в декабре 2011 года составила 325% минимального потребительского бюджета. В течение года происходило неоднократное увеличение и индексация размере минимальной заработной платы как государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда. За 2011 год ее размер увеличился вдвое, а с 1 января 2012 года она составляет 1,0 млн.руб.
Для поддержания реального уровня заработной платы в бюджетных отраслях правительство приняло в 2011 году ряд действенных мер: с 1 октября почти на 28% (до 151 тыс.руб.) была повышена ставка первого разряда, с ноября введены ежемесячные доплаты, в течение года 10 раз осуществлялась индексация заработной платы.
Наибольшие изменения в 2011 году коснулись реального сектора экономики. Среди важнейших мер - исключение излишнего регулирования рынка труда путем перехода от обязательного применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь к ее рекомендательному характеру, в связи с чем была пересмотрена практически вся нормативная правовая база, регулирующая оплату труда в реальном секторе экономики.
Принятым законодательством отменены: обязательный порядок повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями; базовый предельный норматив тарифной ставки первого разряда, исходя из которого тарифная часть заработной платы включалась в затраты по производству и реализации продукции, товаров, за исключением организаций-монополистов; единый норматив направления средств на выплату премий и надбавок работникам коммерческих организаций, за исключением организаций-монополистов, с отнесением их на себестоимость продукции, товаров. Кроме того, за обеспечение реализации продукции, товаров, в том числе на экспорт, работникам может быть установлено ежемесячное вознаграждение в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров, а также от суммы внешнеэкономической сделки, либо персональные условия оплаты труда за обеспечение поступления валютной выручки.
Результатом перечисленных и иных мер явилась правовая возможность самостоятельного выбора условий и систем оплаты труда коммерческими организациями. В настоящее время из-под прямого государственного регулирования оплаты труда выведено более 87 тыс. негосударственной собственности, или 85,5% от общего количества организаций. Кроме того, минимализировано регулирование труда в государственном секторе экономики – централизованно регулируются только условия оплаты труда руководителей организаций. Это касается около 15 тыс. организаций государственной формы собственности, или 14,5%от общего количества организаций.
Вместе с предоставлением нанимателям возможности самостоятельного выбора условий и систем оплаты труда проводилась активная работа по разработке необходимой методической помощи организациям по их внедрению. Разработан и принят ряд рекомендаций по гибким системам оплаты труда; определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и порядку их повышения; применению типовых вариантов схем материального стимулирования руководителей организаций; по коллективной системе оплаты труда работников коммерческих организаций.
Однако недостаточная разработанная научно-методическая база, значительная трудоемкость подготовки и сложность внедрения новых гибких систем вознаграждения, отсутствие высококвалифицированных специалистов в данной области обусловили низкий уровень организаций, применяющих новые системы оплаты труда. Так, по состоянию на 1 ноября 2011 года только на 3,4% коммерческих организаций коммунальной формы собственности перешли на новые системы оплаты труда, 7,8% организаций применяют нормы Указа Президента Республики Беларусь №49, остальные сохраняют прежние системы оплаты труда на основе ЕТС.
В связи с этим первоочередными мерами в области регулирования труда в 2012 году должны стать:
- совершенствование системы оплаты и мотивации труда работников бюджетной сферы, повышение уровня оплаты их труда путем пересмотра тарифной ставки первого разряда не менее трех раз в течение года по мере роста индекса потребительских цен за прошедший период;
- упрощение механизма начисления заработной платы работникам бюджетной сферы на основе пересмотра структуры заработной платы в сторону увеличения ее тарифной части, создания предпосылок для перехода к новым тарифным коэффициентам либо установлению окладов в абсолютном выражении по профессионально-
- максимальное расширение прав руководителей республиканских органов государственного управления в определении условий оплаты труда, учитывающих специфику и особенности соответствующих отраслей и видов экономической деятельности;
- методологическое и информационное обеспечение перехода на гибкие системы оплаты труда, разработка рекомендаций, проведение обучающих семинаров в регионах по гибким системам, обмен опытом по их разработке и внедрению;
- повышение должностных окладов военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов по чрезвычайным ситуациям, обеспечение поддержки данных категорий работников при строительстве жилья путем льготного кредитования, компенсация фактических расходов по найму жилых помещений, сохранение предельного возраста состояния на службе, дающего право на пенсию за выслугу лет.
Средний размер пенсии по возрасту в январе-декабре 2011 года составил 732,7 тыс.руб., в том числе в декабре - 973,7 тыс.руб., и увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 38,9%. Реальный размер пенсии по возрасту (без учета расходов Фонда социальной защиты населения на выплату материальной помощи к пенсиям) за этот период составил 90,7% при прогнозируемом росте 107,8-108,6%. Размер минимальной пенсии по возрасту составил 465,5тыс.руб., увеличившись на 63,8% по отношению к уровню 2010 года (в реальном выражен прирост составил 7%), его отношение с бюджетом прожиточного минимума пенсионера - 141% (прогноз - 119%). Социальные пенсии реально выросли на 10%.
В 2011 году проведены три перерасчета трудовых пенсий заработной платы работников (с июня, августа и ноября), четыре раза повышались минимальные и социальные пенсии, надбавки и повышение к ним в связи с ростом бюджета прожиточного минимума. Дважды (в июле и сентябре) из пенсионных средств была оказана дополнительная помощь к пенсиям нетрудоспособным.
В условиях высоких темпов роста стоимости жизни первоочередное внимание уделялась поддержке получателей с низкими размерами пенсий: с 1 июня 2011 года увеличен размер доплаты, установленный к минимальным трудовым пенсиям, с 15 до 20% средней заработной платы работников в республике, применяемой для исчисления пенсий. С августа увеличены размеры социальных пенсий относительно БПМ: инвалидам I, II и III групп, детям в случае потери кормильца - на 15-20%, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет в зависимости от степени утраты здоровья - на 20-25%.
В 2011 году продолжалась работа по социальной поддержке малообеспеченных граждан. Государственная адресная социальная помощь (ГАСП) назначена 220,2 тыс.чел. на сумму 90,7 млрд.руб. По сравнению с уровнем 2010 года численность получателей ГАСП увеличилась на 33,1%, сумма назначенной помощи - на 78,5%. Основными получателями ГАСП остаются многодетные и неполные семьи.[2, с.14].
Размер ежемесячного социального пособия, представляющего собой положительную разность между критерием нуждаемости (БПМ) и среднедушевным доходом семьи, в 2011 году в расчете на одного получателя в месяц составил 88,5 тыс.руб. Средний размер единовременного социального пособия - 189,5 тыс.руб., социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации, представляемого в размере стоимости такового, - от 329,5 тыс.руб. до 4,2 млн.руб. в зависимости от средней стоимости средств реабилитации.
В рамках реализации общих направлений социальной политики и социальных государственных программ проводилась работа по оказанию пожилым людям, инвалидам, ветеранам, участникам Великой Отечественной войны содействия в поддержании их жизненного уровня, решению социально-бытовых проблем, социальной и медицинской реабилитации. Во всех населенных пунктах, включая самые отдаленные, были проведены обследования условий жизни ветеранов и членов семей, погибших в годы войны. Нуждающимся гражданам была оказана помощь в ремонте домов, квартир, печей, электропроводок, различного бытового оборудования.
Развивались ставшие уже традиционными для республики формы социальной работы: стационарные дома-интернаты, социальное обслуживание на дому, отделения круглосуточного пребывания.
В соответствии с Комплексной программой развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, в 2011 году открыты два дома-интернаты в г.Гомеле и г.Клецке Минской области. Постоянно проводится работа по оптимизации очередности на поселение в дома-интернаты. Наряду с созданием стационарных учреждений внедрялись новые формы социального обслуживания, позволяющие решать проблему очередности и обеспечивать социальное обслуживание на более качественном уровне. Осуществлялись два проекта - по предоставлению платных краткосрочных (до 30 дней) услуг в домах-интернатах для нуждающихся в уходе граждан; заключение с пожилыми минчанами, достигшими 70-летнего возраста, договоров пожизненного содержания с иждивением в обмен на добровольную передачу жилья в собственность города.
Подготовлена новая редакция Закона Республики Беларусь "О социальном обслуживании". Одним из новейших нововведений, предложенных в проекте, является внедрение в систему социального обслуживания государственного социального заказа. Он рассматривается в качестве механизма для привлечения на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к деятельности по предоставлению социальных услуг и реализации социальных проектов для повышения доступности и качества социального обслуживания граждан.
Выводы: экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы находятся все еще в подвешенном состоянии.
Эффективная социальная политика создает условия для повышения для повышения качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.