Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение роли государства в осуществлении экономической политики.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- определение сущности экономической политики государства;
- анализ механизма реализации экономической политики;
- выявление роли государства в формировании общественного благосостояния.

Содержание

Введение
1. Государство как экономический субъект. Функции государства.
2. Экономическая политика государства.
3. Роль государства в формировании общественного благосостояния.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая44.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной охраны и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном влиянии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Часто экономическая политика характеризуется не всего лишь тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, хотя и текущими, принимаемыми по ходу занятия решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Потребность аналогичных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде в конце концов нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Абсолютно возможны и нередко наблюдаются пересмотры экономической политики благодаря допущенных ошибок в ее определении, изменения позиций правительства или смены его состава.[1, ст.11].

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при что касается стабильных условиях экономической жизни или довольно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на массу лет вперед и более либо меньше строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый приблизительно годом либо даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится страной путём употребления находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов влияния на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется путём законы, президентские указы, правительственные постановления и свежие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Определенными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде в результате такие фискальные рычаги влияния, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные траты, трансферты. С помощью фискальных инструментов страна способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Всем, кто следит за процессами, которые в последние годы происходят в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, достаточно ясно, что позитивные преобразования централизованно планируемого хозяйства в рыночное в значительной степени зависит от того, насколько быстро и успешно эти страны смогут сформировать для функционирования рыночной экономики эффективную налоговую политику, адекватно отражающую экономическую политику государства в целом.

Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление доходной базы государственного бюджета. В конечном счете налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

По своему экономическому содержанию налоговая система представляет совокупность сложных, взаимосвязанных социально-экономических отношений между различными государствами, государством и налогоплательщиками, между отдельными налогоплательщиками по поводу финансового обеспечения деятельности государства, регионов и муниципальных образований, а также непосредственно участвующих в нем предприятий, организаций и физических лиц.[13, с.8].

И чем гармоничнее эти взаимоотношения, тем выше активное влияние налоговой системы на эффективность экономической политики страны.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налогов, отражающая обязанности налогоплательщиков (в том числе и зарубежных) перед государством, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию экономической политики.

Регулирующая функция налогов, отражая обязанности государства перед налогоплательщиками, характеризует способность системы к стимулирующему воздействию на экономику, обеспечивая равномерное и позитивное ее развитие.

Велики возможности налоговой системы в реализации контрольной, перераспределительной и стимулирующей функций, в повышении конкурентоспособности.

Указанные функции налоговой системы проявляются через налоговую политику, через размеры и ставки налогов, систему льгот и санкций, налоговых кредитов и скидок. В отлаженной налоговой системе комплексно реализуются все ее функции. Однако в каждый определенный момент в соответствии с целями, задачами, структурой экономической политики приоритет может отдаваться либо фискальной, либо регулирующей функции налоговой системы. В этом и состоит суть гармоничной налоговой политики, ее способность стать составляющей, формирующей единое экономическое пространство страны. 

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2011 году была направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности, повышение эффективности управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику улучшение качественных и количественных характеристик налоговой системы.

Доходы консолидированного бюджета за январь-ноябрь 2011 года составили 71,9 трлн. руб. и увеличились по сравнения с аналогичным периодом 2010 годом в 1,6 раза. В реальном выражении доходы (скорректированные на индекс потребительских цен) возросли на 11%. Выполнение плана по доходам составило 92,2% (в аналогичном периоде 2010 год – 81,3%).

Централизация доходов бюджета в ВВП составила 29,8% и по сравнению с аналогичным периодом 2010 годом не изменилась. Налоговые доходы составили 26,3% ВВП, неналоговые – 3,5% ВВП (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1

 

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за январь-ноябрь 2010 и 2011 гг., % к ВВП

Показатель

Январь-ноябрь 2010г.

Январь-ноябрь 2011г.

Налоговые доходы

27,5

26,3

Налоги на доходы и прибыль

7,3

6,4

Подоходный налог с физических лиц

3,2

3,3

Налог на прибыль

3,6

2,9

Налог на доходы

0,2

0,2

Налог на собственность

1,3

1,1

Налоги на товары (работы, услуги)

14

12,5

НДС

9,8

9,5

Акцизы

2,7

2

Экологический налог

0,3

0,1

Показатель

Январь-ноябрь 2010г.

Январь-ноябрь 2011г.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

3,3

5,4

 

 

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

1,5

0,9

Неналоговые доходы

2,4

3,5

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

1,2

2,1

Всего доходов

29,9

29,8

[8, с.11]

Доля налоговых поступлений в ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2010 годом уменьшилась на 1,2п.п., однако это снижение было компенсировано ростом неналоговых доходов на 1,1 п.п.

Проводимые в 2011 году мероприятия  в рамках Программы Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы по совершенствованию системы налогообложения имели результатом снижения налоговой нагрузки на экономику, сопровождаемое сохранением доходов бюджета на не меньшем, чем в предшествующий период, уровне.

Сокращение налоговых доходов произошло за счет снижения поступлений практически от всех основных налогов, за исключением подоходного с физических лиц и налоговых поступлений от внешнеэкономической деятельности. Уменьшение поступлений по НДС связано с сокращением розничного товарооборота по сравнению с уровнем предыдущего периода, что в свою очередь обусловлено снижением доходов населения. Доля НДС и акцизов понизилась вследствие роста доходов от внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на сокращение поступлений от налогов, они являются основой доходной части бюджета и в январе-ноябре 2011 года составили 88,1% от общей суммы доходов бюджета, что на 3,7 п.п. меньше уровня аналогичного периода 2010 года. (Рис. 2.1).

 

       Рис. 2.1 Основные доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в январе-ноябре 2010 и 2011 гг.

[8, с.11].

Наибольший вклад в формирование бюджета вносят налоги: на добавленную стоимость, на доход и прибыль, от внешнеэкономической деятельности, рост которых составил 2,1 п.п.

Можно выделить несколько причин увеличения налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Одна из них - возросший спрос населения на импортные легковые автомобили, наблюдавшийся в первой половине 2011 года и вызвавший повышение ввозных таможенных пошлин. Увеличились и ввозные таможенные пошлины на широкий перечень потребительских товаров с целью защиты внутренних производителей. Другим источником пополнения бюджета стали вывозные пошлины на нефть, полученные в результате экспорта углеводородного сырья. Налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности приумножились вследствие девальвации. Обесценение белорусского рубля привело к тому, что таможенные сборы, исчисляемые в иностранной валюте, в рублевом эквиваленте возросли.

В течение 2011 года планомерно осуществлялось реформирование налоговой системы, в результате чего были упразднены мелкие налоги и сборы, включая сбор на развитие территорий, налог на услуги, три платежа в составе экологического налога. Была сокращена налоговая отчетность, существенно упрощено налоговое администрирование и контроль. Таким образом, основные шаги по реформированию налоговой системы в Республике Беларусь сделаны, и система налогообложения Беларуси по структуре, составу и количеству уже приближается к стандартам развитых стран. По результатам исследования Всемирного банка "Ведение бизнеса - 2012" рейтинг налоговой системы Беларуси изменился на 27 позиций, и сегодня Республика Беларусь занимает 156 место по сравнению с 183-м в 2011 годом.

Расходы бюджета в январе-ноябре 2011 года составили 63,7 трлн. руб., или 26,5%  ВВП. Это составляет 83,3% плановых назначений бюджета, что на 3,8 п.п. выше уровня аналогичного периода предыдущего года. В реальном выражении расходы уменьшились на 7,8%.

Снижение расходов бюджета по отношению к аналогичному периоду 2010 году произошло в основном за счет сокращения затрат на национальную экономику на 2,2 п.п. к ВВП и уменьшения расходов на общегосударственную деятельность на 1,9 п.п. Не изменились расход бюджета только в сфере образования и национальной обороны.(Таблица 2.2).

Таблица 2.2

Расходы консолидированного бюджета

Республики Беларусь за январь-ноябрь 2010 и 2011 гг. % в ВВП

 

Расходы

Январь-ноябрь 2010г.

Январь-ноябрь 2011г.

Общегосударственная деятельность

6,4

4,5

Национальная оборона

0,8

0,8

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1,7

1,5

Национальная экономика

7,5

5,3

Охрана окружающей среды

0,3

0,2

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

2,4

2,1

Здравоохранение

3,7

3,6

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

1

0,9

Образование

4,9

4,9

Социальная политика

3

2,7

Всего расходов

31,9

26,5

Информация о работе Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов