Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования: изучение роли государства в осуществлении экономической политики.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- определение сущности экономической политики государства;
- анализ механизма реализации экономической политики;
- выявление роли государства в формировании общественного благосостояния.
Введение
1. Государство как экономический субъект. Функции государства.
2. Экономическая политика государства.
3. Роль государства в формировании общественного благосостояния.
Заключение.
Список использованных источников.
5
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации"
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему "Макроэкономическое регулирование: сравнительный
анализ кейсианского и неклассического подходов"
коммерческого факультета
Группы ХС 22
Научный руководитель
Гомель 2012 год
Содержание
Введение
1. Государство как экономический субъект. Функции государства.
2. Экономическая политика государства.
3. Роль государства в формировании общественного благосостояния.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает все вопросы национальной экономики. Есть немало социально-экономических проблем, которые сложно решить без вмешательства государства.
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение создания правовой основы рыночной экономики.
Необходимость в деятельности государства вызывалось потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей достоинства и недостатки своего функционирования. Рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство через свои функции.
Современное рыночное хозяйство развитых стран - это смешанная экономика. Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Государство в современной рыночной экономике - это еще и предприниматель, который распоряжается своей собственностью через разгосударствление и приватизацию. Вопросы разгосударствления и приватизации особенно актуальны для экономики Республики Беларусь, что и обуславливает чрезвычайную важность исследования данной проблемы.
Объект исследования: экономические отношения, складывающиеся по поводу макроэкономического регулирования.
Предмет исследования: государство как экономический субъект.
Цель исследования: изучение роли государства в осуществлении экономической политики.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- определение сущности экономической политики государства;
- анализ механизма реализации экономической политики;
- выявление роли государства в формировании общественного благосостояния.
Тема данного исследования достаточно подробна разработана на страницах научной печати. Изложенные в работе материалы и выводы основываются на работах по экономике, монографиях, публикациях современных экономистов, таких как Ведута Е.Н., Капканщиков С.Г., Медведев Р.С., Туманова Е.А., Ходов Л.Г., Морозова А.П., Тарасевич Л.С. Основными фундаментальными работами при раскрытии теоретических аспектов работы явились «Макроэкономика» Тарасевич Л.С., «Макроэкономика» Капканщиков С.Г.
Для написания работы были изучены и систематизированы материалы учебников и монографии по экономической теории. Для рассмотрения данной темы важна книга Л.С.Тарасевича «Макроэкономика»[12]. При макроэкономическом подходе национальная экономика рассматривается как взаимодействие четырех субъектов (сектора домашних хозяйств и предпринимательского, государства и остального мира) на отдельных рынках. В монографии С.Н.Булганиной «Природа и структура экономических субъектов» автор рассматривает домохозяйства как агент капитала в той мере, в которой оно является для него поставщиком рабочей силы, и в той мере, в которой в его воспроизводстве необходимым условием является потребление и сбережения последних. Фирмы по существу - это “бывшие предприятия”, т.е. специфически капиталистическая организационная форма. Государство не только как экономический субъект, но и как самостоятельный политический субъект, есть также продукт капитала и функционер от него.
Не меньшую важность представляет книга С.Г.Капканщикова «Макроэкономика» [3]. Экономический смысл состоит в следующем: во избежание подрыва доверия со стороны населения государству не следует возлагать на себя то, что оно не в состоянии сделать; количество целей не должно превосходить количества имеющихся в его распоряжении инструментов экономической политики. Иначе говоря, всякому желательному состоянию национальной экономики следует придавать статус политической цели не раньше, чем будут найдены ресурсы, необходимые для ее достижения.
В раскрытии содержания второй главы использовались материалы статистических сборников [11]. В работе представлен анализ о демографической ситуации, занятости, условиях труда, заработной платы и уровня жизни населения. Значительное место отведено показателям, характеризующим состояние социальной и производственной сфер.
Глава первая раскрывает общие вопросы, исследуются исторические аспекты проблемы, определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучания темы.
Во второй главе подробно рассмотрена экономическая политика государства, механизм ее реализации.
Третья глава имеет практический характер, где на основе отдельных данных делается анализ роли государства в экономике Республике Беларусь в контексте реализации социальной политики.
В ходе исследования и обобщения результатов работы применялись общенаучные методы (методы формальной и диалектической логики, системный подход) и специально-научные методы исследования (критического анализа используемых источников, хронологический, статистический).
Материал в работе представлен логично и охватывает ключевые составляющие.
Работа состоит из "Введения ", "Основной части" (3 главы), "Заключения", "Списка использованных источников". Общий объем работы состоит из 45 страниц.
1. Государство как экономический субъект. Функции государства
Государство — высший политический институт общества, задача которого состоит в обеспечении соблюдения прав и реализации интересов лиц, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.
Государство, являясь главным экономическим субъектом, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.
В современных развитых государствах, его основными целями трактуются:
- сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;
- реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.[16, с.20].
В рамках макроэкономики выделяют четыре экономических субъекта. Каждый из этих субъектов обладает рядом специфических черт и осуществляет многие виды деятельности. Однако в макроэкономическом моделировании поведения экономических субъектов, как правило, принимаются во внимание только те черты, которые оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики и отражаются в динамике важнейших макроэкономических показателей. Каждый из них рассматривается, с одной стороны, как совокупность реальных экономических субъектов, входящих в представленную группу, с другой – как типичный представитель экономических субъектов данного типа в экономической системе.
1. Домашние хозяйства (сектор домашних хозяйств) – это совокупный макроэкономический субъект, он включают все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Все факторы производства находятся в собственности домашних хозяйств. За счет их продажи (или предоставления в аренду) последние получают доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают факторы производства, потребляют часть полученного дохода, сберегают другую его часть (например, открывают сберегательные счета в банках, приобретают ценные бумаги, недвижимость).
2. Фирмы (предпринимательский сектор) – это макроэкономический субъект, он представляет собой совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны. Их деятельность заключается в следующем: они закупают факторы производства, продают произведенную продукцию, услуги, поддерживают и развивают производственную базу. Таким образом, он осуществляет три вида экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и осуществление капиталовложений – инвестирование.
3. Государство (государственный сектор) – это макроэкономический субъект, представленный государственными учреждениями и организациями. Государство занимается производством общественных благ (национальная безопасность, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур, достижения фундаментальной науки и др.) Результаты деятельности государства как производителя общественных благ проявляются в снижении затрат на потребление домашних хозяйств и повышении эффективности предпринимательского сектора. Для производства общественных благ государство закупает блага, созданные в предпринимательском секторе. Затраты на покупку этих благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих называются государственными закупками товаров и услуг. К ним же относятся и инвестиции в реальный капитал, которые осуществляет государство. Часто в целях упрощения считают, что все инвестиции обеспечивает частный сектор, а государственный бюджет расходуется на производство общественных благ. Государственные закупки товаров и услуг являются частью госрасходов. К последним относят также и выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга, и трансферты. Трансферты – это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно, т.е. не в обмен на товары и услуги получают от государства. Так, из расходной части госбюджета осуществляются платежи домашним хозяйствам (пенсии, стипендии, пособия) и предпринимателям (субсидии). Государство взимает и налоги, которые являются основным источником доходов государственного бюджета. Одна из важнейших функций государства – это предложение (создание) денег, осуществляемое Центральным Банком, что необходимо для нормального функционирования национальной экономики.