Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение роли государства в осуществлении экономической политики.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- определение сущности экономической политики государства;
- анализ механизма реализации экономической политики;
- выявление роли государства в формировании общественного благосостояния.

Содержание

Введение
1. Государство как экономический субъект. Функции государства.
2. Экономическая политика государства.
3. Роль государства в формировании общественного благосостояния.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая44.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

4. Заграница (остальной мир), включающий всех экономических субъектов за рубежом в совокупности с их государственными институтами, осуществляющих такие виды экономической активности, как экспорт—импорт товаров и услуг, финансовые операции. 

Итак, экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в осуществлении госрасходов, взимании налогов и предложении денег. Остальной мир (внешний мир, заграница, иностранный сектор) включает в себя экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные госинституты. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через взаимный обмен товарами, капиталом, национальными валютами. Кроме этих специфических видов экономической активности, каждый из перечисленных макроэкономических субъектов взаимодействует с другими через кредитование и заимствование. Экономические субъекты принимают решения под воздействием следующих мотивов: в силу своих предпочтений, под влиянием экономической конъюнктуры и как ответ на действия других субъектов. В результате любая макроэкономическая модель отражает процесс взаимодействия между макроэкономическими субъектами.

Все субъекты макроэкономики, осуществляя взаимозависимую экономическую деятельность, опираются на свои интересы и мотивы, реагируют на изменения не только частной, но и общей экономической обстановки, на действия как внутренних, так и внешних (заграница) субъектов. (Рис.1.1).

Рис. 1.1. Модель кругооборота с участием государства и заграницы [3, с.28].

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государство нацелено на выбор оптимального баланса макроэкономических целей.

1. Высокие  темпы  экономического  роста  и обусловленные  ими   темпы повышения благосостояния населения. Экономический рост,  характеризующийся  темпами прироста валового  продукта,  обеспечивает  разрешение  и  воспроизводство  на  новом  уровне основного  противоречия  экономики – между ограниченностью  производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.

2. Стабильный  общий  уровень  цен.  При этом речь идет о стабильности не директивно  закрепленных,  а  именно  рыночных  цен,  свободно  устанавливаемых  на  основе взаимодействия  спроса  и   предложения.  Цель   государства –  избегать  значительного увеличения или снижения общего уровня цен, т. е. инфляции и дефляции.

3. Полная   занятость имеющихся производственных ресурсов –  как материальных, так и трудовых. При этом особое значение для правительства имеет ликвидация вынужденной безработицы.

4. Экономическая свобода –  для управляющих предприятиями,  наемных работников и потребителей – широта экономического поведения, которая обеспечивает реализацию  принципа  свободы  предпринимательства.  Эта  свобода  включает  в  экономическом смысле две  главные составляющие: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений.

5.  Справедливое  распределение  доходов:  никто  не  должен  пребывать  в  крайней нищете, в то время как другие живут в роскоши. Конечно, неравенство в доходах неустранимо,  будучи  детерминированным  существенно  различающимися  способностями людей,  уровнем  их  образования,  располагаемой  ими  собственностью  и  др.

6. Экономическая эффективность, характеризуемая  соотношением объема произведенных  товаров  и  услуг  к  объему  использованных  при  их  создании  ограниченных производственных  ресурсов.  Ее  важнейшими  показателями  на  макроуровне  являются

уровень  производительности  труда (как  отношение  ВВП  к  численности  работников), фондо- или капиталовооруженности (ВВП к затратам основного капитала), материалоотдачи (ВВП  к  затратам оборотного  капитала), а  также трудноизмеримое качество выпускаемой в  стране продукции. При увеличении этих показателей (или уменьшении трудо-, фондо-  и  материалоемкости  как  обратных  показателей  эффективности),  а  значит,  и эффективности  экономический рост  становится интенсивным. В таком случае он может достигаться  и  при  неизменности  объема  вовлекаемых  в  производственный  процесс ресурсов.  Но  если  экономическая  эффективность  топчется  на  месте,  то  страна может рассчитывать в лучшем случае лишь на экстенсивный рост, да и то при условии наличия у нее доселе незадействованных факторов производства. И, наконец, сокращение эффективности производства в 90-е гг. обрекало российскую экономику на кризисное сокращении ВВП.

7. Социальная защищенность,  предполагающая государственную поддержку инвалидов,  престарелых,  беженцев,  многодетных  семей  и  других  социально  уязвимых категорий  граждан от неизбежных рисков, связанных с утратой здоровья, работы, жилья, с последствиями несчастных случаев. [3, с.8].

Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму.

  Государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством. Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран - это смешанная экономика. Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

      В государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

     В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам:

- создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь).

- развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация).

- национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной промышленности).

     В результате в орбите  государственного предпринимательства  оказываются не только инфраструктура, добывающая промышленность, но и некоторые ведущие отрасли промышленности.

     Государственные предприятия бывают двух видов: государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются подразделением государственных органов и учреждений, находятся на балансе и под контролем государственных ведомств.

    Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права. Предприятия частного права - это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуются (государственно-частные) предприятия.

Предприятия частного права - это юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые социальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерствами финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий) они объединены в холдинговые структуры.[17, с.40].

Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность - нацеленность не только на рыночные, но и на не рыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственные управления вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательства перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. В то же время правительство контролирует лишь определенные области деятельности государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий).

Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов). В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны, несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. С другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки). Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в техноэкономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме.

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.

Развернувшийся в 80-х в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности. Прежде всего, разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособится к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.

Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности государственных предприятий), а последняя не сводится к одной приватизации (переход предприятий в частную собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. Наконец, современный процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их противники - за частный. 

Рассмотренные особенности современного процесса разгосударствления нашли отражение в его способах. Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способах разгосударствления. Прежде всего, либерализация рынков. В рамках этого процесса отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Другой способ разгосударствления - стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования.

Еще один путь разгосударствления - создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которой находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот.

Наконец, широко используется способ изменения собственности государственных предприятий  - денационализация. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов