Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение роли государства в осуществлении экономической политики.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- определение сущности экономической политики государства;
- анализ механизма реализации экономической политики;
- выявление роли государства в формировании общественного благосостояния.

Содержание

Введение
1. Государство как экономический субъект. Функции государства.
2. Экономическая политика государства.
3. Роль государства в формировании общественного благосостояния.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая44.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

В действительности, все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частной собственности) и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. В экономической теории и в практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций государственных предприятий менеджерами; продажа акций работникам предприятия; распространение акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.[17, с.41].

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившего наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, как так только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, потому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется, не согласуясь с интересами общества.

Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги - это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами "управленческие выкупы" осуществляется не только за наличные средства управляющих (как правило 20-25% покупной цены), но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому "управленческие выкупы" выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды. Привлекательность "управленческих выкупов " состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые становясь совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализации собственных интересов.[17, с.43].

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятий означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. Примером эффективно функционирующего предприятия, полностью принадлежащего занятому на нем персоналу, является предприятие, созданное в 1956 г. в Испании на базе кооператива. В настоящее время эта фирма представляет диверсифицированный промышленный комплекс, объединяющий более 100 предприятий разного профиля, включая научно-исследовательскую деятельность, собственный кооперативный банк, всевозможные вспомогательные организации с численностью свыше 20 тысяч человек. Однако превращение рабочих в собственников основано либо на налоговых скидках предприятиям, решившим продавать акции работникам, либо на льготных условиях продажи акций рабочим. В результате недоиспользуются потенциальные предпринимательские и организаторские способности работников. Отсюда настороженность к полному выкупу работниками государственных предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации - публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение или занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии для купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей или разрешение оплаты акций по частям с полной выплатой дивидендов, установление более низкой цены на акции. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих. В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством в интересах поддержания конкурентоспособности национальной экономики. В то же время их участие в приватизации желательно для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность "разбавлялась" частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические и юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовывать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к приватизации.

Процесс приватизации изменил положение государственных предприятий в рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений предприятий с государственными органами власти, в менее жестком контроле со стороны государства. Например, в Германии министрам запрещено непосредственное участие в административных советах государственных предприятий. Министерство может быть представлено только двумя служащими, а общее число представителей государственной администрации не может превышать 40% общей численности руководства государственного предприятия.

Изменились правила финансовых взаимоотношений государства и предприятий. Так, увеличиваются процентные ставки за хранение активов предприятий на государственных банковских счетах. Появляются новые типы ценных бумаг. Во Франции такие ценные бумаги называют привилегированными сертификатами или титулами участия. В Великобритании при приватизации государственных предприятий государство резервировало специальную, так называемую "золотую" акцию, которая давала ему возможность контролировать новую фирму.

В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий из одной индустриальной категории в другую. Например, французская компания "Рено" переведена из публично-правовой в частноправовую группу.

Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используется разные способы продаж, приватизируемые предприятия получают разный юридический статус, контролирующими собственниками становятся индивидуальные лица, институты, управляющие, персонал предприятия или только рабочие.

Опыт приватизации 80-х годов в странах Запада показывает, во-первых, что роль государства в экономике не уменьшается, а государственная собственность сохраняется наряду с другими формами собственности. Государство выступает субъектом одной из форм собственности, гарантом определенных прав собственности многообразных субъектов, обеспечивающим самостоятельность предпринимательской  деятельности и экономическую ответственность; регулирует деятельность всех видов собственности, создавая равные условия хозяйствования.[17, с.45].

Во-вторых, осуществляемая в разных странах приватизация идет более успешно, если является организованным сверху процессом. Приватизация – это экономическая политика государства, поэтому именно государство должно стать главным организатором новых рыночных структур. В этом плане поучителен французский опыт приватизации, где она была осуществлена путем сочетания централизованного регулирования и рыночных рычагов. Все полномочия на проведение приватизации были в руках главы министерства экономики, которое передало министру все права на принятие практических решений. В утвержденном общем списке приватизируемых предприятий министр определял лишь конечные сроки и способы приватизации каждого из них. Активы предприятий реализовывались по такой схеме: иностранным инвесторам – не более 20%, так называемым стабильным акционерам – 15-30%, персоналу приватизируемых фирм – 10% акций. Остальные акции продавались на открытом рынке. Особую роль в успехе приватизации сыграло централизованное регулирование процесса продажи акций: фиксированность и заниженность цены акции, что обеспечивало полную реализацию выпущенных акций и увеличение числа индивидуальных инвесторов. Рыночные же рычаги использовались ограничено, в основном для распространения части финансовых активов среди индивидуальных инвесторов.

Централизованный подход к приватизации характерен и для Чили, где для осуществления этого процесса была создана специальная организационная структура, состоящая из Совета по приватизации (выработка стратегии и ответственность за все действия), Комитета по приватизации (административные обязанности) и Комиссия по приватизации, реализующее все мероприятия.

В-третьих, успех процесса приватизации во многом определяется его четкой правовой и гибкой приватизационной политикой государства.

Для успешного осуществления приватизации в Беларуси необходимо создание определенных условий. Прежде всего, должны существовать объекты государственной собственности, то есть учреждения, которые по закону имеют право ей распоряжаться. В западных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиеся под контролем законодательной власти и не имеющие права никому делегировать свои полномочия.

Выводы: Государство, являясь главным экономическим субъектом, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. Все субъекты макроэкономики, осуществляя взаимозависимую экономическую деятельность, опираются на свои интересы и мотивы, реагируют на изменения не только частной, но и в общем экономической обстановки, на действия как внутренних, так и внешних (заграницы) субъектов.

Экономические функции государства определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечение конкуренции и частного предпринимательства.

Функции государства по поддержке рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защиты прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защиты от недобросовестной конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителей).

Государство в современной рыночной экономике – это и предприниматель, и крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая политика государства, механизмы реализации

Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам. Она воплощается в совокупности предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства, народа. Политика государства диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами.

              Экономика государств мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в чуть лет либо даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, появления экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот либо другой тип экономической политики правительства, страны. Чаще в итоге индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

          Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину страны и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Скажем что политические силы государства, политические партии, движения способны оказывать ощутимое воздействие на экономический курс страны, проводимую экономическую политику.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разного рода слоев населения, в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и свежие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее влияние на отдельные элементы планируемой и проводимой в государстве государственной экономической политики.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов