Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение роли государства в осуществлении экономической политики.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- определение сущности экономической политики государства;
- анализ механизма реализации экономической политики;
- выявление роли государства в формировании общественного благосостояния.

Содержание

Введение
1. Государство как экономический субъект. Функции государства.
2. Экономическая политика государства.
3. Роль государства в формировании общественного благосостояния.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая44.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

В рамках проводимой государством экономической политики развития получают торгово-промышленные планы, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п.

Конкретные примеры такого рода, отражающие состояние дел в Беларуси, постоянно приводятся на страницах "Национальной экономической газеты", "Белорусского рынка" и других изданий.

Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских производителей с внешним рынком. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал государства.

Отдавая предпочтения тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень открытости внутреннего рынка.

В идеале рынок свободной конкуренции в состоянии самостоятельно определить перечень товаров, которые выгоднее или импортировать, или экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкую конкуренцию способность местного производителя по сравнению с иностранным поставщиком. Поэтому белорусское государство стремится разработать и осуществить оптимальную стратегию внешней экономической деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование обменного курса, программа импортозамещения и т.д.).

Существенные коррективы в данную работу требуется вносить с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО.

Накопленный опыт показывает, что на внешних рынках белорусским производителям зачастую приходится сталкиваться, например, с так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно, текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозных таможенных пошлин, что резко снижает конкурентную способность национального экспорта по ценовому фактору.

При этом в ход идут и прямые квоты, которые резко ограничивают поступление иностранной валюты и загрузку соответствующих белорусских предприятий.

Согласование таких позиций на международной арене предполагает активное участие белорусского государства в отстаивании интересов отечественного производителя.

Таким образом, экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика нестабилизированная, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющиеся законодательства. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся в подвешенном состоянии.

Большинство государств, оказавшиеся втянутыми в воронку кризиса, принимают сегодня экстренные меры поддержки финансового и реального секторов экономики.

Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины 2009 года.

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики.

И в текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь - август вырос в сопоставимых ценах на - 0,3 процента. В прошлом году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.

Заметно ухудшились условия торговли с нашим основным партнером - Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов.

Эти экономические процессы не могли не отразиться и на состоянии бюджета.

Работа по противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны.

Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни.

Правительством и Национальным банком выбран и реализуется антикризисный план.

Проводятся мероприятия  по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.

В области бюджетной политики с конца прошлого года реализуются меры по:

- достижению сбалансированного бюджета;

-обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном секторе и на государственных предприятиях;

-ограничению государственных инвестиций;

-повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

-развитию системы адресной социальной поддержки населения.

Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ. Результат этой работы- оптимизации программ и исключении тех мероприятий, которые потерялись актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях.

Пересматривается порядок разработки программ и усиливается ответственность государственных органов за их эффективную реализацию.

Министерством финансов подготовлен проект бюджета уже на 2012 год, в котором существенные изменения в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении прогноза рассматривается ряд вариантов развития экономики.

Несмотря на сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться реализовать эти подходы с тем, чтобы сохранить достигнутый качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.

Для смягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы      было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию экономической системы и повышения ее инвестиционной привлекательности.

В 2011 году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется и в 2012 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и в предстоящем 2013 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны.

Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся на рынке участниках (банков, страховых компаний, организации инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новых организаций. Это, главным образом, небанковские кредитно-финансовые институты- инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой, которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций.

Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом экономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд у нас есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации.

В 2010 году между правительствами наших стран достигнута договоренность о взаимопонимании по вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.

Более активно следует создавать стимулы для:

- взаимной поддержки наших традиционных рынков;

- развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;

- упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая участие в государственных закупках.

Для того, чтобы усилия были комплексными по продвижению наших товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов. Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран.

Необходимо отметить, большой потенциал регионального взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС для преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы еще исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличению межрегиональных инвестиционных потоков.

В последнее время много говорят о роли международных организаций, главным образом, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Наша позиция в данном вопросе проста - МВФ должен существенно усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений.

Повышение уровня жизни, обеспечение стабильности, реализация принципов социальной справедливости являются актуальными проблемами формирования социально-ориентированной политики. Эффективная социальная политика создает условия для повышения качества человеческого потенциала, открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Социальная политика - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социально-политической стабильности и социального партнерства в обществе.

Социальная защита - это система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.

Социальный риск - событие в жизни человека, наступление которого приводит к полной или частичной утрате его способности к труду и потере заработка как источника средств к существованию.

Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах и распространяется только на субъектов, осуществляющих страховые отчисления. Социальное страхование может быть обязательным или добровольным, построенным на принципах коллективной взаимопомощи. Расходы средств социального страхования производятся в виде пенсий, пособий и выплат.

Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. Существуют пенсионные системы двух типов:

- основанные на принципе солидарности, согласно которому трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих;

- имеющие накопительный характер, когда работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижению пенсионного возраста.

В Республике Беларусь используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на трудовые (страховые) и социальные. Трудовые пенсии финансируются из фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги. Право их получение приобретают лица, имеющие необходимый трудовой стаж. Социальные пенсии выплачиваются, как правило, за счет госбюджета лицам, не имеющим права на трудовые пенсии.

Пособия - это гарантированные денежные выплаты, осуществляемые при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. К ним относятся пособия: по безработице, по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, а также пособия и компенсации в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием и др.

Социальная помощь - финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер, предоставляется независимо от уплаты взносов и осуществляется в денежной либо натуральной форме (горячее питание, обеспечение лекарствами и т.д.). Одним из основных направлений социальной помощи являются программа по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. В Беларуси адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% БПМ в среднем на одного человека.

Социальная помощь может принимать форму социальных льгот, что позволяет создавать равные условия субъектов с неодинаковыми возможностями (инвалиды, сироты и т.д.) или побуждает дееспособность членов общества к отдельным видам общественно полезной деятельности. Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов