Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение роли государства в осуществлении экономической политики.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- определение сущности экономической политики государства;
- анализ механизма реализации экономической политики;
- выявление роли государства в формировании общественного благосостояния.

Содержание

Введение
1. Государство как экономический субъект. Функции государства.
2. Экономическая политика государства.
3. Роль государства в формировании общественного благосостояния.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая44.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

[8, с.12]

Сокращение расходов на национальную экономику произошло за счет изменения форм государственной поддержки отраслей экономики. В результате перехода на режим экономики государственных средств было значительно урезано прямое субсидирование экономики и предоставление бюджетных ссуд, осуществляя переход к более эффективной поддержке - компенсации части процентных ставок по банковским кредитам. Принятые меры по ограничению расходов и увеличению доходов позволили исполнить консолидированный бюджет за январь-ноябрь 2011 года с профицитом в 3,4% к ВВП. За аналогичный период 2010 года дефицит консолидированного бюджета составлял 1,9% к ВВП. (Рис.2.2).

 

                         

Рис. 2.2. Динамика дефицита (профицита) консолидированного бюджета

Республики Беларусь в 2010г. и январе-ноябре 2011г.

[8, с.13]

Увеличение внутреннего госдолга связано с выпуском государственных облигаций в иностранной валюте с целью пополнения золотовалютных резервов Беларуси.

Рост внешнего госдолга обеспечен привлечением кредитных ресурсов для пополнения золотовалютных резервов, а также финансированием за счет внешних государственных займов инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности, социальной сфере.

Представляется необходимым изменение структуры внешнего долга за счет увеличения доли прямых иностранных инвестиций, связанных с экспорториентированными проектами. В этом случае подобные проекты будут давать прибыль и способствовать решению проблемы отрицательного сальдо торгового и платежного баланса за счет продажи на внешнем рынке конкурентоспособной продукции.

В 2012 году будут продолжены реформирование налоговой системы, проведение жесткой бюджетно-налоговой политики при сохранении ее высокой социальной направленности за счет введения адресных мер социальной поддержки, бездефицитного исполнения бюджета всех уровней, а также поддержания государственного долга Республики Беларусь на экономически безопасном уровне.

Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

Выводы. Экономическая политика есть проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый государством курс.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что государство,  принимая решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию социальных слоев населения, в особенности ведущих групп.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы, и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления, государственные программы и другие нормативные акты.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты.

 

3.Роль государства в формировании общественного

                                 благосостояния

Основные направления, цели и задачи экономической политики государства представлены в системе государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы.

Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства. (Рис.3.1).

Рис. 3.1 Основные стратегические линии поведения государства в переходный период

Первая стратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место государства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.

Благодаря таким изменениям в первую очередь выигрывает налогоплательщик, так как государство становится дле него более "дешевым". Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса.[10, с.3].

Вторая стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учится пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений.[10, с.3].

Например, выделим :

а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров;

б) последовательное использование при подготовке важных решений экономической информации, которую предоставляет рынок;

в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные закупки) и предложение (использование товарных резервов, регулирование импорта).

Передача функций управления государственным предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных предприятий отражают такого же рода существенные изменения.

Третья стратегическая линия государства состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни страны. По тем направлениям, где:

а) рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов;

б) часть рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый уровень экономической и социальной эффективности.

Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные пределы, которые существуют для государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

Проведение государством экономической политики в Республике Беларусь находит свое отражение в разработке соответствующих документов (концепции, прогнозы, программы и т.д.). Обычно выделяются среднесрочная и долгосрочная перспективы государственной экономической политики. Особенно следует отметить те документы, которые после прохождения соответствующих процедур парламенте страны приобретают силу закона. В первую очередь это касается бюджета страны и налоговой политики.

Концепция социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.

Прогноз социально-экономического развития разрабатываются на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических факторов.

Программа социально-экономического развития, как правило, имеет общегосударственное значение. К ее разработке приступают на основе ранее одобренной концепции и имеющихся прогнозов развития по основным направлениям. Поэтому такая программа имеет весьма детализированную внутреннюю структуру. Здесь содержатся количественные и качественные показатели дальнейшего социально-экономического 

В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа "Здоровье нации", региональные программы развития.

При реализации своих планов государство опирается на экономический и производственный потенциал, находящийся в его собственности, использует другие финансовые и материальные резервы, в первую очередь - возможности бюджета, ведет активную законотворческую деятельность.

Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою "экономическую конституцию". Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен на:

а) защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы;

б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания;

в) сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций "теневой экономики";

г) развитие свободной конкуренции и недопущение проявлений монополизма.

Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопушение произвола чиновников, ликвидацию криминала в экономических отношениях. Принимаемые законодательные акты должны проходить тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренние непротиворечивыми.

Следует специально подчеркнуть важность выработки в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые "правила игры" и обеспечивая их соблюдение всеми субъектами хозяйствования, государство контролирует наличие равных условий для конкуренции, не допускает появления на рынке монополистических тенденций.

Сильную антимонопольную нагрузку должны нести программы разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры.

Анализ показывает, что в современных условиях в Республике Беларусь более половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется именно в сфере обращения. Это придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.

Не секрет, что в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений.

Не секрет и то, что установление пределов для административного вмешательства вызывает порой болезненную реакцию у государственных чиновников.

На первом этапе развития рыночных отношений между поставщиком и покупателем могут появиться лишние посредники, что тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен и перераспределению добавленной стоимости далеко не в пользу реального сектора экономики. Надо признать, что в период становления внутренний рынок оказывается слабо защищенным от появления товаров и услуг сомнительного качества.

По этим и другим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно находить своевременную поддержку со стороны государства. Опыт переходного периода показывает, что государство располагает особыми возможностями, чтобы достаточно эффективно развивать рыночную инфраструктуру.

Особая роль принадлежит государству в развитии инфраструктуры малого бизнеса. Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских гильдий не нуждается в специальной государственной опеке. Но государство создает фонды поддержки мелкого бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора. Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям освоить бухгалтерский учет, правила налогообложений, организовать маркетинг и разработать бизнес-планы.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейсианского и неклассического подходов