Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
2. Сущность и основные признаки монополизма
Монополия (от греч. monos - один, единственный + poleo – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий: собственно монополию, олигополию, монопсонию (от греч. monos + opsonia закупка продовольствия) и олигопсонию (от греч. oligos + opsonia).
Рыночное господство продавцов:
одного – монополия;
нескольких – олигополия;
Рыночное господство покупателей:
одного – монопсония;
нескольких – олигопсония.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:
высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;
доминирующее, т.е. преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров;
установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благодаря этому, получение для себя сверхприбылей.
Суть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены.
В отличие от этого монопсонист, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.
3. Виды и организационные формы монополий.
Антимонопольное регулирование
По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную.
Естественная монополия – это монополия, возникающая вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы. Она возникает и существует закономерно, по объективным условиям:
в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам;
там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат;
монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.
Искусственная монополия – возникает на основе сговора или подавления конкурентов. Для получения рыночной власти и сверхприбылей искусственная монополия использует следующие методы:
подавление своих конкурентов с помощью демпинга. Демпинг (от англ. dumping – сбрасывание) – массированный выброс товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам с целью разорения и вытеснения конкурентов и завоевания рынка;
враждебное поглощение соперников скупая их акции, иногда анонимно;
добровольное объединение друг с другом (обычно путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно.
В экономической литературе выделяют случайную монополию. Она возникает в результате создания временного превышения спроса над предложением для своего круга потребителей, что обеспечивает эффективное вложение капитала.
Исторически сложились следующие главные формы монополистических союзов:
картель – монополистическое соглашение о разделе рынков, квотах производства и об уровнях цен. Его участники (производящие однородную продукцию – нефть, сахар, кофе и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (торговую);
синдикат – монополистическое объединение с целью организации совместного сбыта продукции. В нем, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Коммерческая самостоятельность участников здесь утрачивается;
трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм. Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением, т.е. теряют всякую самостоятельность;
концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией;
конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупной корпорации в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмой. Возникает как результат слияния и поглощения разнородных по производству фирм путем приобретения финансовым центром компании активов или контрольного пакета акций различных компаний;
консорциум – временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).
Антимонопольное регулирование – система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Современная антимонопольная политика прежде всего направлена:
на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства;
на недопущение искусственной монополии. Для этого принимаются меры против:
чрезмерной концентрации экономической мощи;
искусственных дефицитов;
ценовых злоупотреблений.
В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры демонополизации:
денежные компенсации;
штрафы;
запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте;
разукрупнение компании, т.е. ее раздел на несколько фирм.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Общая экономическая теория: Учебник/ Под ред. У.К.Шеденова. - Алматы; Актобе: А-Полиграфия, 2009
2. Основы экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Дополнительная
3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории, Микроэкономика,Макроэкономика.
4. Экономическая теория: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева. - 8-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2002.
Вопросы для самоконтроля
1. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции? Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?
2. Существуют ли реальные возможности деятельности монополии на рынке как единственного продавца, и сколь продолжительно может существовать такая деятельность?
Глоссарий
1. Рынок совершенной конкуренции - это рынок, на котором присутствует значительное количество продавцов и покупателей. Каждый из субъектов рынка свободен в выборе продавца или покупателя. Каждый из продавцов производит незначительный объем продукта в сравнении с емкостями и размерами рынка данного товара, поэтому не может существенно повлиять на цену и предложение товаров.
2. Монополия - это крупное предприятие или объединение предприятий, на котором сосредоточены огромные массы средств производства, наиболее развитая часть совокупной рабочей силы, которое контролирует значительную часть производства и реализации продукции одной или многих отраслей, воздействующее на цены, обеспечивающие монопольную прибыль.
3. Конкуренция неценовая - конкуренция, в ходе которой решающую роль играет качество продукции, ее новизна. надежность, оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.
4. Конкуренция ценовая - конкуренция, основанная главным образом на снижении цены товара; может быть прямой (с широким оповещением о снижении цены) и скрытой (на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены).
Цель лекции
Уяснить сущность капитала. Рассмотреть особенности деления капитала на основной и оборотный. Показать особенности методов производства, проблем обращения и социально-экономических последствий накопления капитала.
Ключевые слова
Капитал; постоянный и переменный капитал; кругооборот и оборот капитала; основной и оборотный капитал; износ основного капитала; накопление капитала; инвестиции; прямые и портфельные инвестиции.
Основные вопросы
1. Сущность капитала
2. Кругооборот и оборот капитала
3. Накопление капитала, инвестиции
Содержание лекции
1. Сущность капитала
В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй, нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь неоднозначно. Под капиталом понимают все, что приносит или способно приносить доход. Этот термин употребляется в отношении оборудования завода, фабрики, накопленной суммы денег, произведений искусства, таланта инженера и т.д. Нетрудно увидеть общее во всех приведенных примерах: Капитал - это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ. В предыдущей лекции мы уже говорили, что капитал - это главный элемент производства, выступающий в многообразных формах.
Во-первых, К. Маркс определил капитал как стоимость, приносящую прибавочную стоимость. Если последнюю рассматривать как прибыль или процент, то против такого определения возражать не приходиться. Рыночное производство без прибыли невозможно. Поэтому капитал действительно представляет собой самовозрастающую стоимость.
Во-вторых, К. Маркс определяет капитал как экономическое отношение, причем отношение эксплуатации. Первая часть этого определения не вызывает сомнений. Капитал может приносить прибыль и "самовозрастать" только находясь в движении. В процессе использования ресурсов, между людьми возникают определенные отношения, но не обязательно отношения эксплуатации. Скорее это отношения между экономическими агентами в ходе создания материальных благ и услуг.
В современной экономической науке капитал рассматривается как абстрактная производительная сила, как источник процента. Это означает признание того факта, что какой угодно элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени, можно рассматривать как капитал (с небольшим отклонением такого определения придерживается Л.Вальрас, И.Фишер).
Многие американские экономисты (Д. Хайман, П. Хейне, П. Самуэльсон и др.) определяют капитал как ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. При этом физически капитал рассматривается как машины, здания, сооружения, передаточные устройства, запасы сырья и человеческий капитал.
Если исключить из марксова определения капитала социальную заостренность (отношения эксплуатации) то нетрудно заметить, что все эти определения капитала не противоречат, а дополняют друг друга. Одна группа определений фиксирует чисто экономическую сторону, другая - натуральную, в сочетании с раскрытием цели использования капитальных товаров.
Ряд экономистов (Дж. Робинсон, Р. Дорнбуш) рассматривают капитал как деньги, как универсальный товар делового мира.
В научном понимании между деньгами как деньгами и деньгами как капиталом существует глубокое различие. С момента своего появления деньги обслуживали обмен товаров, выполняли функцию средств обращения. Товаровладелец продавал свой товар ради приобретения другого товара или услуги. Обмен совершался по формуле: Т - Д - Т. Деньги выполняли роль посредника, оценочного материала. И пока они существуют, до тех пор будут выступать в этой функции. В таком обмене в выигрыше оказываются обе стороны; каждый из товаровладельцев избавляется от излишнего (может быть не нужного ему лично) товара и на вырученные от его продажи деньги находит на рынке то, что ему необходимо для личного или производительного потребления. Конечно, и при такой форме товарного обращения в руках отдельных лиц могут накапливаться значительные суммы денег. Акты купли и продажи могут не совпадать во времени.