Лекции по "Основы экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций

Описание работы

Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.

Работа содержит 1 файл

Лекции дисц. ОЭТ.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 

По характеру конкуренции различают:

1.Рынок свободной конкуренции. Существовал с конца ХVI до конца Х1Х века, то есть до появления в экономике монополистических объединений.

2.Рынок чистой монополии. Здесь одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей. Рынок чистой монополии представляет собой рынок, на котором единственный товаропроизводитель осуществляет 100% продажу однородного продукта, не имеющего заменителей и диктующий свои (монопольные) цены потребителю.

3.Рынок монополистической конкуренции. Много продавцов поставляет на рынок много схожих товаров. Продавцы, монопольно владеющие своими товарами, реализуют их независимо от других продавцов. Например, рынок зубной пасты.

4.Олигопольный рынок  (рынок немногих). Например, автомобильный рынок, в США, где поставку и реализацию их осуществляют несколько фирм, здесь только три фирмы: Форд, Крайслер и Дженерал Моторс поставляют основную долю всех автомобилей, составляющую 90 %; подобный рынок называется олигопольным. На рынке монополистической конкуренции продавцы независимы. Экономическое соперничество здесь основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. На рынке олигопольном все продавцы взаимозависимы. Ценовые или неценовые действия одной фирмы неизбежно вызывают ответные действия других фирм.

Со второй половины ХХ века в развитых странах мирового сообщества несовершенная конкуренция стала приобретать неценовой цивилизованный характер. Конкуренция между фирмами - товаропроизводителями вошла в русло соперничества за лучшее качество, частое обновление продукции, ее дизайна, более широкий ассортимент и высокий уровень послепродажного сервиса.

Рыночная инфраструктура

Одним из необходимых элементов рыночной экономики является ее инфраструктура. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организаций, фирм, учреждений, торговых объектов, основное назначение которых состоит в обслуживании и обеспечении условий для функционирования рынка. Элементами рыночной инфраструктуры являются: товарные биржи для оптовой торговли группами товаров, фондовые биржи для торговли ценными бумагами, трудовые биржи - рынки рабочей силы, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, сеть коммерческих оптовых предприятий по торговле как средствами производства, так и предметами потребления, сеть элеваторов, складов, баз, холодильных помещений, розничных торговых точек, центры коммерческой информации, маркетинговые службы по изучению спроса и конъюнктуры  рынка, сеть учреждений для услуг рекламного характера, сеть учреждений транспорта, связи, сервисных, ремонтных, консультационных, юридических услуг.

Несколько слов о товарных и фондовых биржах и их функциях. Биржа - от латинского слова «burse» - кошелек. Понятие биржа употребляется в двух значениях:

- во-первых, для обозначения здания  учреждения, в котором осуществляется купля-продажа либо ценных бумаг (фондовая биржа), либо иностранной валюты (валютная биржа), либо товаров (товарная биржа );

- во-вторых, для обозначения разновидностей рынка, рынка посредников, где торговлю осуществляют не сами владельцы ценных бумаг, валюты, товаров, а специальные посредники, которых называют дилерами или брокерами. Но прежде чем желающему стать посредником ему необходимо стать членом той или иной биржи.

Особенность торговли на бирже: здесь товар продается не поштучно, а большими партиями. Зачем нужны биржи? Во-первых, это удобно для товаропроизводителей и покупателей, желающим продать или приобрести большую партию товара, ценных бумаг или валюты. Им необязательно самим заниматься этой работой. Вместо них эту работу выполнят лучше и  квалифицированнее специалисты в этом деле: брокеры или дилеры. Во-вторых, например, на товарную биржу, где продаются товары большими партиями (зерно, металл, ткани и т. п.) не надо вести эту продукцию, а это очень удобно и выгодно, так как не требуются затраты на ее доставку, погрузку, разгрузку. Здесь торгуют по образцам и документам, которые подтверждают количество и качество товара. В-третьих, на бирже никто из продавцов и покупателей не может устанавливать или диктовать свои цены, устанавливать свои правила торговли. Здесь действуют общие правила, которые устраивают всех участников купли-продажи. Цены, сложившиеся на биржах, являются официальными, на которые ориентируются все рыночные субъекты.

 

 

3. Модели рыночной экономики

 

Модели

 

Критерии

Социальное

рыночное

хозяйство

Смешанная

экономика

Корпоративная экономика

Целевая

направленность

государственных программ

Защита интересов граждан

Создание условий для

развития

предпринимательства

Защита

интересов крупного

бизнеса

Принципы

регулирования

экономики

Долгосрочное программирование

Использование преимущественно тактических методов

Определение

основных

приоритетов

Доля

государственного сектора

в экономике

 

Достигает 30%

 

Около 10%

 

Незначительная

Наиболее

типичные

государства

 

Германия

 

США

Япония,

Швеция

 

Основные черты казахстанской модели рыночной экономики:

        это экономика, функционирующая на базе развитой рыночной системы отношений в сочетании с последовательным сознательным ее регулированием, обеспечивающим социальную устойчивость;

        в казахстанской модели рыночная система неизбежно сочетается с более весомой ролью государства по сравнению со «стандартными» рыночными (смешанными) экономиками. Причем эта роль должна проявляться не только в классических косвенных методах регулирования рынка, но и в прямой форме (как собственника, как организатора реформирования экономики и ее структурной перестройки и т.п.);

        это социальная устойчивость положения граждан в сочетании с их социальной ответственностью за рост эффективности при приоритетном развитии форм собственности, ориентированных на участие всех граждан в процессе присвоения. Среди разнообразных форм собственности и форм хозяйствования важная роль должна принадлежать государственной собственности в стратегически важных сферах и широкое развитие должны получить коллективные, смешанные и комбинированные формы собственности и хозяйствования;

        это экономика предпринимательского типа, ориентированная на активную деятельность во всех экономических сферах и направленная на формирование современной технологической базы народного хозяйства и завоевание страной конкурентных преимуществ;

        это последовательное формирование постиндустриального технологического типа экономики с использованием естественных преимуществ страны, обладающей необходимыми природными ресурсами, научным и образовательным национальным потенциалом и традициями. Это требует поддержки постиндустриального сектора экономики во всех его проявлениях (высокие технологии, наука, образование, информатика и т.п.) при одновременной заботе об элементах развитого индустриального базиса и недопущении деиндустриализации страны;

        это формирование адекватного условиям Казахстана типа национального воспроизводства, который основывается на использовании интенсивных факторов экономического роста и развитии комплекса отраслей национальной экономики, обеспечивающих ее независимое развитие и преимущества, а также открытости экономики при приоритетном обеспечении интересов национального производства, науки и образования.

Формирующаяся модель рыночной экономики Казахстана характеризуется как социально-ориентированная модель рыночной экономики. Это понятие используется для отражения взаимосвязи рыночной основы экономики и ее социальной ориентации. Она – разновидность модели смешанной экономики.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Общая экономическая теория. Учебник  / Под ред. Шеденова У.К. –

Алматы-Актобе, 2007.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Е.Ф. Борисов. - М.: Юристь, 2003.

 

Дополнительная

3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001.

4. Айнабек  К.С. Диалектика рыночной экономики: Монография/ К.С. Айнабек . - М.: Фолиант, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем можно объяснить множественность определений рынка, существующих в экономической литературе?

2. Как связана проблема редкости, ограниченности ресурсов с возникновением и эволюцией рыночной экономики?

 

Глоссарий

1. Рынок совершенной конкуренции - это рынок, на котором присутствует значительное количество продавцов и покупателей. Каждый из субъектов рынка свободен в выборе продавца или покупателя. Каждый из продавцов производит незначительный объем продукта в сравнении с емкостями и размерами рынка данного товара, поэтому не может существенно повлиять на цену и предложение товаров.

2. Рыночная экономика - экономика, базирующаяся на использовании рыночного механизма - спроса, предложения и цены

3. Рыночная инфраструктура - представляет собой совокупность институтов (организаций, фирм, учреждений), основное значение которых состоит в обслуживании и обеспечении  нормальных условий для функционирования и развития рынка.

4. Модели в рамках экономической системы – модели организации хозяйственной деятельности в отдельных странах, специфика которых определяется особенностями их исторического развития, сложившимися в этих странах конкретными национальными и социальными условиями.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. спрос и предложение

 

Цель лекции

Уяснить понятия «спрос», «предложение», «равновесная рыночная цена», эластичность спроса и предложения, их влияние на торговую выручку, особенности экономического поведения потребителей.

 

Ключевые слова

Спрос; предложение; рыночное равновесие; рыночный механизм; эластичность спроса и предложения; потребительское поведение.

 

Основные вопросы

 

1. Рыночный спрос и его факторы.

2. Предложение и его факторы.

3. Понятие эластичности. Теория потребительского поведения.

 

Содержание лекции

 

1. Рыночный спрос и его факторы

 

Рыночный механизм - это механизм конкурентного взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения для решения трех основных вопросов: что производить, как производить и для кого производить, и где главным арбитром является прибыль.

Рыночный механизм одновременно является и механизмом общего равновесия в экономике. Это достигается на основе индивидуальных действий каждого, отдельного человека и отдельного предприятия, направленных на достижение максимума своей выгоды. Теоретическое обоснование рыночного равновесия было сделано швейцарским ученым, экономистом Леоном Вальрасом (1834 - 1910 гг.). Вальрас доказал, что рыночная экономика может и без специального регулирования достичь положения «общего равновесия», т е. одновременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйстве. Это равновесие спроса и предложения по всем товарам: предметам потребления и средствам производства.

Спрос - это    платежеспособная     потребность в определенных товарах. Из понятия товарного спроса следует, что основным определяющим его фактором является цена товара. При этом закон спроса состоит в том, что снижение цены ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос (Рисунок 1).

 

 

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют неценовые факторы:

        Изменение вкусов потребителей.

        Изменение доходов потребителей.

        Изменение числа покупателей.

        Изменение цен на сопряженные товары.

        Изменения в ожиданиях потребителей.

        Степень удовлетворения потребностей населения.

     

 

2. Предложение и его факторы

 

Предложение - это предлагаемое количество товаров с определенными ценами. Определяющий фактор – цена. Однако ее воздействие на предложение, в отличие от спроса, является прямым, а не обратным. Закон предложения заключается в том, что с повышением цен соответственно растет и величина предложения, так как растущие цены на товары и услуги заинтересовывают производителей (продавцов) в расширении производства и продажи продукции. И наоборот, падение рыночных цен сокращает товарное предложение.

 

Неценовые факторы предложения:

Информация о работе Лекции по "Основы экономической теории"