Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
Основные вопросы
1. Формы общественного хозяйства
2. Товар его свойства
3. Сущность и функции денег
Содержание лекции
1. Формы общественного хозяйства
Характеристика понятия «формы общественного хозяйства».
Критериями различения форм хозяйства являются:
а) характер связи между производством и потреблением;
б) способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества;
в) способ координации экономической деятельности.
Исторически первой формой хозяйства является натуральное хозяйство. В нем производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе патриархальных традиций и внеэкономического принуждения к труду.
Натуральное хозяйство – это такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Основные черты, присущие натуральному хозяйству отражены в схеме № 1.
Для натурального хозяйства характерны:
а) замкнутость системы организационно-экономических отношений;
б) ручной универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды;
в) прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство – распределение - потребление», то есть созданная продукция распределяется между участниками производства, минуя обмен, и идет в потребление.
Натуральное хозяйство возникло в период становления первобытнообщинного строя, господствовало в рабовладельческих государствах, а также составляло одну из главных черт феодальной экономики. В современных условиях оно сохранилось в развивающихся странах, где преобладает доиндустриальное производство, традиционная экономика.
Наиболее распространенной формой хозяйства является товарное хозяйство. В нем связь между производством и потреблением, координация экономической деятельности осуществляются путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.
Товарное хозяйство – это такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке.
Для товарного хозяйства характерны:
а) открытость системы организационно-экономических отношений;
б) разделение труда и как следствие этого обмен товарами;
в) косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство-обмен-
Изготовленная продукция поступает на рынок для обмена на другие изделия и лишь, затем попадает в сферу потребления. Рыночный обмен устанавливает экономические связи между производителями и потребителями товаров (схема №2).
Зарождение товарного производства произошло в период разложения первобытно - общинного общества. Это было обусловлено отделением скотоводства от земледелия, которое привело к росту производительности труда, образованию излишков продуктов и последующему обмену ими между земледельческими и скотоводческими племенами. Данное событие историки назвали первым крупным общественным разделением труда. Последующее отделение ремесла от земледелия и обособление торговли, которое историки назвали вторым крупным общественным разделением труда, создали предпосылки для регулярного обмена продуктами и возникновения частной собственности. Частная собственность открывает дорогу к свободной конкуренции, к повышению качества товаров, к снижению их стоимости.
Современное общественное производство - это развитое товарное производство, но натуральные формы организации имеют место и в современном обществе. Например, натуральное хозяйство садовода, которое производит продукты только для себя, если же часть продуктов направляется для продажи, то оно превращается в мелкое, простое товарное производство. Развитое товарное производство - это рыночное производство, чем выше уровень товарности, тем большая доля продуктов поступает на рынок для продажи. Данному процессу способствует глубокое общественное разделение труда, то есть специализация в сфере производства. Научно-технический прогресс приводит к более глубокому разделению труда и его специализации, проявляющихся во всех сферах общественного производства.
Итак, возникновение товарного (рыночного) производства произошло при наличии двух экономических условий:
- общественного разделения труда;
-экономического обособления товаропроизводителей.
Современные рыночные отношения тем более должны формироваться на базе предприятий, хозяйств с высоким уровнем товарности (иначе никакого рынка не будет создано), экономической обособленности товаропроизводителей (то есть свободного предпринимательства) и частной собственности.
2.Товар его свойства
Элементарной клеточкой товарного хозяйства является товар.
Товар – это экономическое благо, предназначенное для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость.
Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных количественных пропорциях.
Пропорция обмена зависит от величины стоимости, воплощенной в товарах. Товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость.
Потребительная стоимость – это свойство товара удовлетворять те или иные потребности человека.
Стоимость – это абстрактный труд, затраченный на производство товара.
Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности
Трудовая теория стоимости.
Основное содержание трудовой теории стоимости (Уильям Петти, Адам Смит, Давид Риккардо, Карл Маркс) заключается в следующих положениях:
1.Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции;
2.Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд.
3.Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Различают простой и сложный труд. Сложный труд – это помноженный простой труд. Сведение всех видов сложного труда к определенному количеству простого труда - это редукция труда.
4.Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время.
5. Различают индивидуальное рабочее время (работника, предприятия) и общественно необходимое рабочее время (рыночное). Стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем.
6.Общественно необходимое рабочее время – это время, которое затрачивается на изготовление продуктов при:
а) общественно нормальном (наиболее распространенном в отрасли) состоянии производства;
б) средней квалификации работников;
в) средней интенсивности труда.
Согласно закону стоимости рыночная стоимость полезных вещей определяется общественно необходимым рабочим временем.
Если трудовая теория стоимости дала объяснение стоимости, исходя из затрат общественного труда, то теория предельной полезности (Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк) дала объяснение стоимости и цены благ (услуг) с позиции экономической психологии потребителя полезных вещей. Основные положения теории предельной полезности заключаются в следующем:
1. Полезность нельзя отождествлять с собственными свойствами товаров.
Полезность – это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.
Ценность (синоним стоимости) блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.
2. Полезные блага делятся на два вида:
а) имеющиеся в безграничном количестве (воздух);
б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них; именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.
3. Человек располагает, свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ. При этом ценность каждого блага будет зависеть, во-первых, от важности удовлетворения потребности, а во-вторых, от степени ее насыщения.
4. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности.
Степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.
5. Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления новой единицы какого-то продукта.
Предельная полезность, а, следовательно, и ценность блага, зависит от количества данного продукта и потребности в нем.
После ознакомления с трудовой теорией стоимости и с концепцией предельной полезности нельзя не заметить, что в теории рыночного ценообразования в целом возникло противоречие.
Представители трудовой теории стоимости, исходили из того, что решающую роль в установлении цены играют производители (предложение товара).
Представители теории предельной полезности определяющее значение придавали спросу потребителей. Разрешить это противоречие взялся Альфред Маршалл. Он предложил «компромиссную» теорию цены. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат). Рыночная цена формируется через механизм спроса и предложения.
Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить равновесие между спросом и предложением.
Труд любого товаропроизводителя имеет двойственный характер: с одной стороны, это полезный труд, создающий определенные потребительные стоимости, а с другой - это затраты физической и умственной способности человека, независимо от его конкретной деятельности. Труд, создающий потребительную стоимость, называется конкретным трудом. Так, например, результатом конкретного труда столяра является стол, портного - костюм и т. д. Но столяр и портной независимо от конкретной формы труда (изготовления стола, пошива костюма) затрачивают физическую, нервную и умственную энергию. В смысле затрат человеческой физической, нервной и умственной энергии - весь труд одинаков и не зависит от его конкретной формы. Эти затраты, этот труд называется абстрактным трудом, то есть отвлеченным от его конкретной формы. Затраты физической нервной и умственной энергии человека на изготовление различных потребительных стоимостей это и есть то общее, которое вложено в них и определяет их стоимость. Стоимость-это общественное свойство товара. Таким образом, конкретный и абстрактный труд - это две стороны одного и того же труда, создающего товар.
Выбор конкретной формы деятельности товаропроизводителем - дело частное. В то же время общественное разделение труда обусловливает зависимость товаропроизводителей друг от друга, потому что частный труд является частичкой общественного труда.
Пока товаропроизводители производят свои конкретные продукты, общественный характер их труда (и продуктов) скрыт. Общественное признание частного, конкретного труда происходит только на рынке. Если продукт конкретного труда не находит на рынке покупателя, то это значит, что частный (конкретный) труд не признан обществом и он не стал частичкой общественного труда. Продукт данного труда оказался ненужным обществу, а следовательно, затраты труда оказались напрасными, что может привести к разорению данного товаропроизводителя. В этом проявляется противоречие между трудом частным (конкретным) и общественным (абстрактным). На поверхности экономических явлений это противоречие проявляется между потребительной стоимостью и стоимостью товара. Пример: естественные свойства то есть потребительные свойства, качество могут удовлетворять покупателя, а вот стоимость данного товара не устраивает покупателя, в этом случае товар может остаться не реализованным; или такой пример: стоимость устраивает покупателя, а потребительные свойства (качество) товара разочаровали покупателя, то и в этом случае товар останется не реализованным со всеми, вытекающими отсюда последствиями для товаропроизводителя. Другими словами, товар не получит на рынке общественного признания. Если же товар будет реализован, то товар получил на рынке общественное признание: признаны его потребительские свойства и признана его стоимость.