Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
Количество
продукта «А»
по цене 15 тенге
Количество продукта «В» по цене 10 тенге
Сумма денег – 120 тенге
8 х 15 = 120 тенге
0
120 тенге.
6 х 15 = 90 тенге
3 х 10 = 30 тенге
120 тенге.
4 х 15 = 60 тенге
6 х 10 = 60 тенге
120 тенге.
2 х 15 = 30 тенге
9 х 10 = 90 тенге
120 тенге.
0
2 х 10 = 120 тенге
120 тенге.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Айнабек К.С. Теория рыночной экономики: Учеб. пос./ К.С. Айнабек. - Алматы: Жет! жаргы, 2004.
2. Общая экономическая теория: Учебник/ Под ред. У.К.Шеденова. / Алматы - Актобе: А-Полиграфия, 2009.
Дополнительная
3. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (Политическая экономия): Учебное пособие/ Н.Д. Елецкий. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
4. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте определение рынка как места «встречи» спроса и предложения. Чем это определение отличается от других, известных вам?
2. В чем суть теории поведения потребителей и потребительского выбора?
Глоссарий
1. Спрос – это платежеспособная потребность человека.
2. Предложение - совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени
3. Потребительское поведение - процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке.
4. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.
5. Эластичность предложения - это показатель, характеризующий относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.
6. Эластичность спроса - это понятие, характеризующее степень реакции
покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены.
ТЕМА 8. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Цель лекции
Выяснить особенности функционирования рынков в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Раскрыть сущность монополии, и их экономические последствия. Показать, как государство использует законодательство для создания гарантий конкуренции.
Ключевые слова
Конкуренция; ценовая конкуренция; совершенная и несовершенная конкуренция; монопольная (рыночная власть); монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольная законодательство.
Основные вопросы
1. Конкуренция. Основные формы конкуренции.
2. Сущность и основные признаки монополизма.
3. Виды и организационные формы монополий. Антимонопольное регулирование.
Содержание лекции
1. Конкуренция. Основные формы конкуренции
Теперь рассмотрим механизм функционирования рынка со стороны взаимодействия всех участников рыночных сделок. Такое взаимодействие принимает две основные формы: конкуренции и монополии.
Чтобы лучше вскрыть существо двух форм рыночного взаимодействия, сопоставим крайние их разновидности – свободную конкуренцию и полную монополию. Отличительные признаки свободной конкуренции и полной монополии:
при свободной конкуренции на рынке присутствует множество продавцов, а при монополии – один;
свободная конкуренция предполагает ничем не ограниченный доступ на рынок продавцов и покупателей, а монополия создает препятствия в этом деле;
при свободной конкуренции все участники рынка действуют независимо друг от друга, монополия же стремится подчинить всех своим требованиям;
при свободной конкуренции каждый товаропроизводитель не может устанавливать общую для всех рыночную цену, в отличие от этого монополист диктует всем такую цену.
Конкуренция (лат. concurro – сталкиваюсь) – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Конкуренция обеспечивает необходимый механизм экономического прогресса, который заложен в сущности рыночного хозяйства. Основным средством конкуренции является цена. Ценовая конкуренция – это борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
Однако развитие товарного производства обусловило изменение методов конкуренции. На смену конкуренции цен пришла неценовая конкуренция. Конкурентные преимущества на современном рынке обеспечиваются не столько умением удержать высокие цены, сколько поддержанием достаточного уровня спроса на нее. Достигается это различными методами. Основные среди:
o новизна и качество товара;
o высокие технологические характеристики товара;
o создание товаров заменителей (товаров-субститутов);
o качественное и доступное послепродажное техническое обслуживание;
o реклама и др.
Основные формы конкуренции
Совершенная конкуренция как характеристика рыночной ситуации свойственна более раннему этапу развития рыночного хозяйства. Основным признаком совершенной конкуренции является существование множества продавцов и покупателей на рынке.
Характерные черты совершенной конкуренции
Число фирм | Тип продукта | Контроль над ценой | Условия вступления в отрасль | Неценовая конкуренция |
Очень большое | Однородный | Отсутствует | Препятствия отсутствуют | Отсутствует |
Цена устанавливается общими условиями производства (на уровне общественно-необходимых затрат труда) и общими условиями рыночного обмена (колебаниями спроса и предложения на товар). Совершенную конкуренцию часто называют чистой конкуренцией.
Несовершенная конкуренция отличается наличием определенной монопольной власти. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа:
монополистическая конкуренция;
олигополия;
чистая монополия.
1. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos – немногий, poleo – продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Обратная ситуация носит название олигопсонии. (Частный случай – дуополия, когда монополию образуют два продавца товара).
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. (Частный случай – монопсония, т.е. монополия покупателя).
Характерные черты несовершенной конкуренции
| Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм в отрасли | Много | Несколько | Одна |
Вид продукта | Дифференцированный | И дифференцированный, и однородный | Уникален |
Способность влиять на рыночную цену | В пределах рыночной ниши | Ограничена взаимной зависимостью и значительна при тайном сговоре | Диктует цену |
Барьеры для вхождения в отрасль | Отсутствуют | Значительны | Вхождение блокировано |
Неценовая конкуренция | Существенна | Значительна | Нет нужды в ней |