Лекции по "Основы экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций

Описание работы

Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.

Работа содержит 1 файл

Лекции дисц. ОЭТ.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 

 

3. Сущность и функции денег

 

Деньги – особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. Поскольку золото стало общепризнанным воплощением стоимости, оно стало выступать своего рода эталоном – измерителем стоимости всех товаров.

С появлением денег простой товарообмен, совершавшийся по формуле: Т1 - Т2 был замещен обращением по формуле: Т1 - Д - Т2   Деньги превратились в незаменимого и влиятельного посредника в обмене одного блага на другое.

Экономическая роль денег проявляется в их функциях.

              Деньги, прежде всего, осуществляют функцию меры стоимости – измеряют стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, - его цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах).

В функции средства обращения денежные средства выступают в качестве посредника в обращении, которое совершается по формуле: Т (товар) – Д (деньги) – Т (товар). В данном случае деньги не задерживаются надолго в руках покупателей и продавцов и переходят из рук в руки, выполняя рассматриваемую функцию мимолетно. Это обстоятельство привело в конечном счете к замене полноценных денег неполноценными.

Если продавец получил за свой товар деньги, но не стал сразу же расходовать их на покупку нужных ему вещей, то процесс обращения прерывается. Тогда деньги начинают выполнять функцию средства образования сокровищ: они накапливаются в качестве представителя богатства вообще. Функцию сокровища выполняют не только золотые монеты, но и слитки, изделия из золота – сам денежный материал во всех его видах.

При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) деньги выполняют функцию платежного средства. Ими расплачиваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погашения задолженности. В такой роли денежные средства используются и вне сферы товарного обращения в случаях, если выплачивается заработная плата, выполняются всякого рода финансовые обязательства (по займам, по налогам, за аренду земли или помещения и т.п.).

В международной торговле осуществляется функция мировых денег: последние стали выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран. Функцию мировых денег длительное время выполняло золото. На смену золотых монет в ХХ веке пришла искусственная денежная единица.

Отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег: а) средство образования сокровищ и б) мировые деньги.

В современных условиях в основном выполняются три функции денег: а) мера стоимости; б) средство обращения; в) средство платежа.

В рыночной экономике с деньгами связаны процессы инфляции. Инфляция (вздутие) – это заполнение сферы обращения сверх действительной потребности национального хозяйства. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте); б) к товарам; в) к иностранным валютам. Вследствие этого в первом случае происходит повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во втором случае растут цены товаров. В третьем случае падает курс национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам.

Инфляция свидетельствует о «заболевании» денежной системы. Она разрушает хозяйственные сферы, усиливает спекуляцию, ведет к снижению уровня жизни населения. Поэтому государство разрабатывает меры по борьбе с инфляцией.

Зависимость уровня цен от денежной массы выражается формулой:

M х V = P х Q

где: М – масса денежных единиц;

        V  – скорость обращения денег;

        P  – цена товара;

        Q  – количество товаров, представленных на рынке.

Отсюда количество денег, необходимых для обращения товаров:

Уравнение, позволяющее выразить количественную зависимость между суммой товарных цен и массой обращающихся денег, позволяет объяснить явление инфляции как обесценение денег, сопровождаемое повышением цен товаров.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Общая экономическая теория. Учебник  / Под ред. Шеденова У.К. –

Алматы-Актобе, 2007.

2. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000.

 

Дополнительная

3. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие – М.: Изд. «Академия», 2005

4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы условия и причины возникновения товарного производства?

2. Сравните отдельные виды денег, покажите их преимущества и недостатки при выполнении деньгами различных функций?

 

Глоссарий

1. Деньги - товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости, и  обладающий абсолютной ликвидностью, т. е. способностью легко обмениваться на другие товары.

2. Натуральное хозяйство - такая экономика, в которой большая часть продукта производится субъектами для личного потребления, только небольшая часть продукта обменивается.

3. Общественное разделение труда - первое: отделение скотоводства от земледелия, второе: отделение ремесла от земледелия, третье: пооперационное разделение труда внутри одного производства.

4. Товарное хозяйство - форма хозяйства, где продукты производятся для обмена путем купли-продажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Рынок: виды, структура, модели

 

Цель лекции

Усвоить, каковы условия возникновения рынков. Какова структура рыночной организации и ее важнейшие функции. Какие существуют модели рыночной экономики. Каковы особенности формирования казахстанской модели рынка.

 

Ключевые слова

Рынок; конкуренция; субъекты рынка; виды рынка; инфраструктура рынка; нерегулируемый рынок; регулируемый рынок; социально-ориентированная рыночная экономика; принцип «невидимой руки»; преимущества и недостатки рыночной экономики.

 

Основные вопросы

 

1. Сущность и функции рынка

2. Структура и инфраструктура рынка

3.  Модели рыночной экономики

 

Содержание лекции

 

1. Сущность и функции рынка

         

Рыночная модель экономики предусматривает такую форму организации хозяйства,  при которой решение трех главных проблем экономики  осуществляется  на основе рыночного взаимодействия  потребителей и производителей. Рынок есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособленностью субъектов хозяйствования.

Понятие «рынок» в экономической науке рассматривается как в узком смысле слова для определения места купли и  продаж, так и в широком смысле слова для названия формы экономической организации общества.

В широком смысле слова рынок - это саморегулирующаяся экономическая система, все элементы и звенья которой находятся под постоянным воздействием платежеспособного спроса и предложения в условиях жесткой конкуренции.

Это определение помогает нам понять, что экономическая наука прежде всего изучает эту саморегулируемую экономическую систему, состоящую из многочисленных экономических рыночных клеток, обеспечивающих функционирование этой системы.

Современный рынок представляет собой сложную систему, состоящую из множества сфер и функциональных подсистем разнообразной природы, имеющих хозяйственные связи между товаропроизводителями и потребителями.

В качестве обобщения отметим, что:

Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок выполняет важные функции:

        через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы, ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить;

        через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу;

        через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить, и в дальнейшем она не будет производиться, Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки;

        важнейшей функцией рынка является установление цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением и как следствие этого – равновесная цена;

        рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки.

 

 

2. Структура и инфраструктура рынка

 

Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов. Структуру рынка классифицируют по разным признакам, что нашло отражение в таблице №1.

 

Таблица № 1. Классификация рынков

 

По организационным

признакам

По структурным признакам

1

Территориальные

Базар, биржа, аукцион, ярмарка,

районный, областной, национальный,

мировой рынок

2

По уровню и характеру

конкуренции

Монопольный, олигопольный,

свободный, монополистической

конкуренции 

3

По уровню

пропорциональности

Сбалансированный, 

несбалансированный.

4

По отраслевому

характеру

Внутриотраслевой, отраслевой,

межотраслевой

5

По назначению товаров

Продовольственный,

непродовольственный

6

По соответствию

законодательству

Официальный (легальный),

нелегальный (теневой)

7

По степени зрелости

Развитой, формирующийся

8

По субъектам рынка

Рынок продавцов, рынок потребителей

Информация о работе Лекции по "Основы экономической теории"