Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
Изменение технологии.
Изменение налогов и субсидий.
Изменение цен на другие товары.
Погодные условия.
Изменения числа производителей.
Равновесные цены
Равновесные цены формируются при равенстве между спросом и предложением. Причем этот процесс является главным регулирующим механизмом общего рыночного равновесия. Экономической науке известны следующие модели равновесных цен:
а) первая - равновесная цена, формирующаяся на основе субъективных оценок покупателей и продавцов. Процесс ее формирования можно увидеть на рынке, где продают животных. Например, на конном рынке. Здесь попеременное балансирование субъективных оценок покупателей и продавцов происходит до тех пор, пока не установится цена, устраивающая 50% продавцов и 50% покупателей;
б) вторая модель равновесной цены формируется под влиянием объективных оценок, а именно под влиянием изменения цен и объемов продаж.
Таблица № 1. Влияние изменения цен на объем спроса и предложения
Предложение (в тыс. шт.) | Цена (в долларах.) | Спрос (в тыс. шт.) |
0 | 3 | 70 |
25 | 4 | 50 |
35 | 5 | 35 |
45 | 6 | 25 |
В данном примере при цене 3 доллара за тысячу изделий, несмотря на большой спрос, равный 70 тыс. шт., предложение отсутствует, потому что предприятию невыгодно заниматься производством этих изделий. Предложение изделий появляется только при цене по 4 доллара за тысячу изделий. Предложение составит 25 тыс. шт., а спрос понизится до 50 тыс. шт. Равенство спроса и предложения наступит при цене 5 долларов за тысячу изделий. Словом, равновесная цена = 5долларам появится при спросе =35 тыс. шт. и предложении =35 тыс. шт. Таков механизм формирования данной равновесной цены.
Третья модель равновесной цены формируется на уровне многоотраслевого хозяйства под влиянием внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.
Межотраслевая конкуренция подталкивает товаропроизводителей вкладывать свои капиталы в отрасли с более высокой нормой прибыли. Приток капитала в прибыльную отрасль способствует расширению производства, увеличению предложения товаров. В результате цены начинают в этой отрасли падать и снижаться норма прибыли. В этом случае капитал вновь устремляется из менее выгодной отрасли в более выгодную. Перелив капитала из отрасли в отрасль происходит до тех пор, пока все предприниматели не получат на равный капитал равную прибыль. В результате устанавливается определенное ценовое равновесие на уровне многоотраслевого хозяйства. Устанавливается равновесная цена, получившая название в экономической науке «цена производства». В данном случае равновесие напоминает (как говорят экономисты) «астрономическую черную дыру», в которой всякая информация о происходящих здесь процессах исчезает, никто не знает, где находится более выгодное приложение капитала. Следует отметить, что наступившее равновесие не постоянно. Оно может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Затем процесс перелива капитала повторяется вновь.
3. Понятие эластичности. Теория потребительского поведения
Как уже отмечалось, спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим связано понятие эластичности (от греч. elastos, elastikos-гибкий).
Эластичность спроса или предложения – это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов. Поскольку главный из этих факторов – цена, то вначале обратимся именно к ценовой эластичности спроса и предложения. Цена – денежное выражение стоимости товара; величина зависит от уровня стоимости и от соотношения спроса на товары и их предложения.
Ценовая эластичность спроса
Под ценовой эластичностью спроса понимается степень изменения спроса под влиянием изменения цен. Различают три варианта ценовой эластичности спроса.
Первый - снижение цены на определенный процент вызывает существенное увеличение спроса, которое превышает процентное изменение цены на продукцию с одновременным ростом денежной выручки. Этот спрос называется эластичным. Коэффициент эластичности КЭ > 1.
Второй - процентное снижение цены вызывает такое же увеличение спроса, но общая денежная выручка остается неизменной. Такой спрос называется спросом единичной эластичности. Коэффициент эластичности КЭ = 1.
Третий - процент увеличения спроса меньше, чем процентное снижение цены. Этот спрос называется неэластичным. Коэффициент эластичности КЭ<1. Здесь цена и общая выручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает и общую выручку, ибо оно не ведет здесь к заметному расширению объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относительно небольшого сокращения продаж. Все товары по характеру эластичности спроса делятся на две большие группы.
Таблица № 2.
Товары с эластичным спросом | Товары с неэластичным спросом |
а) предметы роскоши, драгоценности, деликатесы, б) мебель, телевизоры, холодильники, пылесосы, в) товары заменители, отдельные виды мяса, фрукты, табачные изделия. | а) товары первой необходимости: продукты питания, одежда, обувь, лекарства, б) зубные щетки и паста, канцелярские товары, в) трудно заменимые товары: бензин, электрические лампочки. |
Незначительное изменение цен ведет к существенному увеличению спроса | Здесь даже значительное увеличение цен не ведет к падению спроса и общей выручки |
Эластичность спроса по доходу измеряет степень реакции товарного спроса на изменение доходов потребителей. На товары высшей категории (мясо, сыры, творог, фрукты, овощи, поездки на собственном автомобиле и др.) спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход: повышаются доходы населения, повышается и спрос. К примеру, скажем, хлеб и картофель могут потеснить более питательные и/или более полезные продукты (мясо, сыры, творог, фрукты, овощи); услуги общественного транспорта могут заменить поездки на собственном автомобиле и т.п.
Что касается товаров низшей категории (хлеб, картофель, маргарин, поездки на общественном транспорте, подержанные товары и пр.), то здесь возможны изменения дохода и спроса во взаимообратных направлениях. Так, скажем, увеличение доходов потребителей может вызвать падение спроса на дешевые крепленые вина, поскольку больше людей станет предпочитать им натуральные, относительно менее вредные напитки.
Под ценовой эластичностью предложения понимается степень изменения предложения под влиянием изменения цен. Так, предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены. Эластичность предложения в первую очередь определяют такие важные факторы, как:
наличие резерва производственных мощностей;
уровень товарных запасов;
количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен. В частности, очевидно, что, чем больше свободных мощностей, запасов продукции и времени, тем больше и возможность увеличить предложение в случае стимулирующего его повышения цен.
Графики эластичности спроса
Теория потребительского поведения отвечает на вопрос, каким образом потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности при фиксированном доходе? Основой спроса являются потребности человека. Поведение потребителей зависит от того, как удовлетворяются их потребности, какую полезность приносят те или иные материальные блага (товары и услуги). Полезность товара - это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека. Полезность - понятие субъективное, зависящее от характера, привычек, вкусов, предпочтения, настроения потребителя и тех обстоятельств, в которых он находится. Полезность может быть общей и убывающей до определенных пределов, то есть предельной полезностью. Общая полезность по мере роста потребления - растет, а предельная полезность, а с ней и спрос имеют свойство убывать, если предложение возрастает. Данная закономерность получила название «закона убывающей предельной полезности».
В основу теории предельной полезности были положены, так называемые первый и второй «законы Госсена», по имени немецкого экономиста Германа Генриха Госсена (1810-1858 гг.). Посредством данных законов Госсен описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности. Согласно первому закону в ходе постепенного насыщения потребностей полезность с увеличением потребляемых благ убывает. Убывание предельной полезности блага является необходимым условием достижения экономическим субъектом состояния равновесия, то есть такого состояния, при котором он извлекает максимум полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Достигнуть состояния равновесия экономический субъект сможет в том случае, если будет руководствоваться вторым законом Госсена. Второй закон Госсена: наиболее рациональная комбинация потребляемых благ достигается тогда, когда последние порции разного рода потребленных благ оказываются одинаковой полезности для человека и ему становится невыгодным как-то изменять структуру потребления, ибо всякое изменение только ухудшит общее благосостояние.
Теперь посмотрим на поведение покупателя. Какими правилами он руководствуется при покупке того или иного товара? Какие цели он при этом ставит? Сколько единиц данного товара он приобретает при определенных условиях? Во-первых, потребителю известно, что полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара. И данным правилом потребитель будет руководствоваться. Во-вторых, потребитель будет стремиться получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход. В-третьих, каждый потребитель имеет только свой набор продуктов, исходя из свойственных ему вкусов и предпочтений, отражающих его потребности и возможности. Отсюда потребитель составит такой набор продуктов, который наилучшим образом удовлетворит его запросы при ограниченном доходе. Покажем это на примере бюджетной линии.
Бюджетная линия или бюджетное ограничение показывает возможные комбинации двух товаров, которые может приобрести покупатель при фиксированном доходе и данном уровне цен. Каждый покупатель при фиксированном доходе старается разложить свой доход между различными продуктами таким образом, чтобы извлечь максимум полезности. Для примера возьмем два продукта: продукт «А» по цене 15 руб. и продукт «В» по цене 10 руб. Покупатель, имея всего 120 руб. может приобрести следующие комбинации продуктов «А» и «В», приведенные в таблице № 3
Таблица № 3