Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:55, курс лекций
Лекция 1. Что такое равновесие?
Лекция 2. Спрос
Лекция 3. Предложение
Допустим, равновесная цена товара увеличилась. Потребителям приходится сократить свои покупки и надеяться лишь на то, что со временем цена снизится. Но есть и другой путь, иллюзорная простота которого весьма обманчива, запретить продавцам повышать цены. Ввести максимальную цену - и все проблемы решены. Все ли? Приведем простой пример, показывающий, что применение этого метода имеет весьма солидную историю. В 1348 г. по Англии прокатилась страшная эпидемия чумы, названная "черной смертью", - примерно треть населения погибла. В 1349 г. эпидемия закончилась, и страна начала постепенно возвращаться к нормальной жизни. Что же оказалось? Естественно, значительно сократилось число работников, следовательно, по всем экономическим законам цена рабочей силы должна была увеличиться. Но в это самое время страна вела изнурительную Столетнюю войну с Францией. Естественно, повышение заработной платы наемным работникам значительно затронуло бы интересы феодалов-рыцарей, составлявших основу средневекового войска, да и изготовляемое ремесленниками оружие тоже бы подорожало. Король Эдуард III решил эту проблему следующим образом. В 1349 г. был издан закон, который требовал, чтобы каждый мужчина и женщина в возрасте от 12 до 60 лет нанимались на работу к тем, кто ее предложит за плату, существовавшую до "черной смерти". К чему это привело, надеемся, читатель догадался. С одной стороны, работники отказывались наниматься за эту плату и пускались в бега, даже под страхом тюремного наказания. С другой - часть феодалов, чтобы удержать работников, нелегально платила им больше, чем положено, хотя это и каралось высоким штрафом.
Посмотрим теперь на проблему максимальной цены с точки зрения экономической науки. Очевидно, что при любой цене, отличающейся от равновесной, объем спроса не равен объему предложения (рис.7). Наверняка, если вводится максимальная цена, то она ниже равновесной, следовательно, при этой цене объем спроса выше объема предложения. Везде и всегда, где вводилась максимальная цена, можно наблюдать одни и те же сопутствующие ей фигуры. Это покупатель, которому не досталось, продавец, который не хочет продавать, а также продавец и покупатель, совершившие полюбовную сделку по более высокой цене. Нетрудно понять, к каким последствиям в социальных отношениях приводит такая ситуация.
Рис. 7. Последствия введения максимальной
цены.
PE - цена равновесия, которая
установилась бы на рынке без вмешательства
государства. Если вводится максимальная
цена Рmax, которая меньше цены
равновесия, то при этой цене производители
предлагают на рынке QS единиц
товара, а покупатели предлагают QD
единиц. Причем QD > QS.
Таким образом, товар становится дефицитным.
Особенно
часто максимальная цена вводится в
период сильного подорожания совершенно
необходимых для массы
Конечно, приведенные нами примеры касаются экстремальных ситуаций. В истории каждой страны бывали моменты, когда в условиях войн, стихийных бедствий, структурных кризисов в экономике правительства принимали решения о введении предельных цен. Но важно понять, что такое решение является крайней, вынужденной мерой и целесообразность его принятия должна тщательно взвешиваться в каждом конкретном случае. Ведь само по себе повышение цены, тем более значительное повышение, - это сигнал того, что не все ладно в экономике, что необходимо срочное перераспределение ресурсов и ограничение потребления. Искусственно же установленная цена совершенно не выполняет важнейших своих функций - она несет ложную информацию покупателям о возможностях их потребления и не стимулирует продавцов к увеличению предложения. В этих условиях действительно приходится вопреки А.Смиту ожидать обеда от благотворительности булочников. А если последние не хотят заниматься благотворительностью? Тогда остается уповать лишь на власть, которая заставит их торговать, как пыталась сделать это в своем грозном постановлении от 30 мая 1917 г. (при Временном правительстве) Петроградская центральная продовольственная управа: "Владельцы и заместители владельцев всех булочных, хлебопекарен и лавок, обычно торговавших хлебом и ныне продажу прекративших, обязаны возобновить продажу хлеба". Рекомендовалось также "произвести обход всех промышленных и торговых заведений, производящих пряники, печенья и постный сахар... и реквизировать наличные запасы этих изделий, составляя о каждой такой реквизиции акты". Вот только приносят ли подобные меры желаемые результаты?
Рис. 8. Последствия введения минимальной
цены.
PE равновесная цена, которая
установилась бы на рынке. Если устанавливается
минимальная цена Pmin, которая
выше равновесной цены, то объем предложения
при этой минимальной цене будет превышать
объем спроса (QS > QD).
У продавцов возникают сложности с реализацией
товара.
Возможно, у
читателя сложилось не совсем правильное
представление о том, что регулирование
цен - это всегда установление максимальной
цены, т.е. цены, призванной, вроде бы,
защищать интересы потребителей того
или иного товара. Это далеко не
так. Во многих случаях вводились
минимальные цены, призванные защищать
интересы производителей (рис. 8). Именно
на этом принципе основано, в частности,
регулирование цен на сельскохозяйственную
продукцию в США, о чем подробно
будет рассказано позже. Сейчас отметим
только, что и метод минимальных
цен имеет весьма богатую историю.
Крупнейшими специалистами по этой
части были средневековые ремесленные
цехи, главной задачей которых
являлось ограничение предложения
товара. Каких только правил ни придумывалось
в то время с одной лишь целью
- не дать возможному кандидату вступить
в ремесленное братство. Весьма болезненно
реагировали цехи и на новые способы
производства, позволяющие резко
увеличить предложение. Когда некий
Бова в XVIII в. стал производить во Франции
изделия из свинца новым способом,
то против него выступили ремесленники
из местного цеха, имевшего привилегию
выделки предметов из свинца, причем
в споре приняли участие две
академии, министр, английский посол, и
лишь после этого новое производство
было разрешено. Изобретатель паровой
машины Джеймс Уатт открыл свою мастерскую
в университете Глазго в 1756 г., потому
что в праве открыть мастерскую
в городе цехи ему отказали. Совершенно
ясно, что минимальные цены ограничивают
доступность товара для потребителей,
за счет которых производители
ЗАДАЧИ
1. На основе данных, приведенных в таблице, определить равновесную цену товара, равновесный объем продаж.
|
Каков будет объем продаж при цене 100 руб.?
Каков будет объем продаж при цене 140 руб.?
2. Функция спроса населения на данный товар
QD = 7 P,
функция предложения данного товара
QS = 5 + 2P,
где QD - объем спроса, млн. шт./год; QS - объем предложения, млн. шт./год; P- цена, руб.
Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.
Что случится,
если цена будет установлена
3. Функция спроса населения на данный товар
QD = 4 P,
функция предложения
QS = 5 + P.
Нарисуйте линии
спроса и предложения. Определите равновесный
объем продаж.
Лекция
2. Спрос
Понятие сдвига кривой спроса
Теперь обратим внимание на различие двух понятий, которые часто смешивают, - изменение объема спроса (сhange in quantity) и изменение спроса (сhange in demand).
Рис. 1. Изменение объема спроса.
На рис. 1 изображена линия спроса некоторого товара. При движении по линии спроса вправо и вниз объем спроса увеличивается с одновременным уменьшением цены, при движении влево и вверх объем спроса падает с увеличением цены. Скольжение происходит вдоль одной и той же линии спроса, поскольку значения всех факторов, влияющих на спрос (за исключением цены данного товара), остаются неизменными. Предположим теперь, что изменится значение одного из прочих факторов спроса, например дохода. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать больший объем спроса (мы предполагаем, что вкусы и предпочтения покупателей не изменились). Следовательно, произойдет сдвиг линии спроса вправо из положения DD в положение D``D`` (рис.2).
Рис. 2. Сдвиг линии спроса.
Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево в положение D`D`. В этих случаях говорят об изменении спроса.
Таким образом, термин "спрос" всегда связывается с положением всей линии спроса или с таблицей спроса в целом, в то время как термин "объем спроса" относится к какой-либо отдельной точке линии спроса или к строке в таблице.
На рис. 2 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене P1.
Отметим также, что одному и тому же объему спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены спроса (рис. 3).
Рис. 3. Изменение цены спроса при сдвиге
линии спроса.
Мы рассмотрели влияние изменения дохода на положение линии спроса. Теперь рассмотрим воздействие на спрос других факторов.
Вкусы и предпочтения
Влияние этих факторов представляется очевидным. Если тяга к курению у населения возрастает, то линия спроса на сигареты сдвинется вправо. Наоборот, если увеличится число сторонников здорового образа жизни, то линия спроса на сигареты сдвинется влево.
Цены на взаимосвязанные товары: товары-заменители и взаимодополняемые товары
Общий термин "взаимосвязанные товары" относится к любым товарам, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар.
Существуют два типа взаимосвязанных товаров: взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Их можно различать по тому, как изменение цены одного товара "смещает" спрос на взаимосвязанный товар.
Рассмотрим два товара, X и Y. Если X и Y являются товарами-заменителями, то при возрастании цены товара Y и неизменной цене товара X потребители будут склонны к увеличению спроса на товар X. В этом случае линия спроса для товара X сдвинется вправо. Если же цена товара Y снизится, линия спроса товара X сдвинется влево, указывая на уменьшение спроса на X. Примером товаров-заменителей могут служить масло и маргарин.
Для взаимодополняемых товаров характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара Y ведет к увеличению спроса на товар X, а увеличение цены товара Y ведет к снижению спроса на товар X. Классическим примером взаимодополняемых товаров являются автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.