Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:55, курс лекций
Лекция 1. Что такое равновесие?
Лекция 2. Спрос
Лекция 3. Предложение
Лекция
1. Что такое равновесие?
Понятие равновесия
Понятие равновесия
рассматривается здесь
Какие же силы приходят в равновесие на рынке? Очевидно, что это, с одной стороны, желание продавцов продать данный товар, а с другой - желание покупателей приобрести его. Или, как говорят экономисты, - предложение и спрос.
Рассмотрим эти понятия подробнее. Ясно, что желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (Р) и цен других товаров (Ра, Рb), от доходов покупателей и, конечно же, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
QD = f(P, Pa, Pb, …, I, T, W) | (1) |
где QD - объем спроса на данный товар; I - денежный доход; T - вкусы и предпочтения потребителей; W - накопленное имущество.
Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:
QD = f(P) | (2) |
Логично предположить (и это подтверждает наша повседневная практика), что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена графически в виде линии DD (рис. 1).
Рис. 1. Кривая спроса. |
Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене Р2 > P1 соответствует объем спроса Q2 <Q1, т.е., чем больше цена, тем меньше объем спроса. Итак, объем спроса на товар зависит от его цены. Но очевидно, что от цены должен зависеть некоторым образом и объем предложения данного товара. Аналогично объему спроса, объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия.
Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара P и цен других товаров (Ра, Рb…); от характера применяемой технологии от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет следующий вид:
QS = f(P, Pa, Pb, …, K, C, Z) | (3) |
где QS - объем предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; С - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (Р), предположить неизменными, то от функции предложения (3) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:
QS = f(P) | (4) |
Ранее мы предположили (пока без всяких доказательств), что с увеличением цены товара объем спроса на этот товар уменьшается. Точно так же практика подсказывает нам, что по более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара (по крайней мере в большинстве случаев), т.е. объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена.
На рис. 2 изображена линия предложения SS некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2 >P1 соответствует объем предложения Q2 >Q1. Чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке. Более подробно функция предложения рассматривается в лекции 3, раздел 1.
Рис. 2. Кривая предложения. |
Теперь, имея
некоторое представление о
QE = QS = QD | (5) |
Рис. 3. Равновесие на рынке. |
В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке.
Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, скажем Р` >РЕ (рис. 4). При такой цене объем спроса составит QD`, тогда как объем предложения QS`. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения (Q`S - Q`D) будет оказывать понижающее давление на цену.
Рис. 4. Дефицит и избыток. |
Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например Р`` < PЕ. Тогда объем спроса QD`` окажется выше объема предложения QS`` товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (QD`` - QS``) будет оказывать повышающее давление на цену.
Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения равны.
Равновесие на рынке, рассмотренное нами, при определенных условиях оказывается устойчивым; любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное состояние. Вопрос устойчивости равновесия на рынке детально будет рассмотрен в лекции 9.
Подведем итоги данного раздела.
1. Под спросом (предложением) понимают связь между объемом спроса (предложения) и факторами, которые оказывают на него влияние.
2. Функция спроса (предложения) от цены - частный случай функции спроса (предложения). В этом случае все факторы спроса, кроме цены рассматриваемого товара, имеют постоянные (фиксированные) значения.
3. Равновесие
на рынке достигается при
4. Если цена выше цены равновесия, объем предложения превышает объем спроса. Возникает затоваривание.
5. Если цена
ниже цены равновесия, объем спроса
превышает объем предложения.
Товар становится дефицитным.
Существование и единственность равновесия
В предыдущем
разделе неявно предполагались следующие
допущения:
- на рынке отдельного товара равновесие
существует;
- равновесие существует только при единственном
сочетании значений цены и объема.
Однако можно
привести примеры, в которых эти
допущения нарушаются:
- объем предложения и объем спроса не
равны между собой при любом неотрицательном
значении цены;
- существует более чем одно сочетание
цена-объем, при котором достигается равновесие
на рынке.
Рассмотрим
существование равновесия на рынке.
Оно возможно, если имеется одна
или более неотрицательных цен,
при которых объемы спроса и предложения
равны и неотрицательны. При графическом
изображении это означает, что
равновесие будет существовать, если
линии спроса и предложения имеют
по крайней мере хотя бы одну общую
точку в неотрицательном
На рис. 5 изображены
две ситуации, в которых линии
спроса и предложения не имеют
общих точек.
На рис. 5,а объем предложения превышает
объем спроса при любой неотрицательной
цене. Так, совершенно необходимый для
поддержания жизни атмосферный воздух
доступен нам в таких количествах, что
наши потребности в нем полностью удовлетворяются
по нулевой цене (т.е. бесплатно). В этом
случае о воздухе говорят как о свободном
благе и считают, что равновесие существует
при нулевой цене (P = 0), если при этой
цене объем предложения превышает объем
спроса. Отметим, однако, что очищенный
воздух уже не будет являться свободным
благом и за потребление его, очевидно,
придется платить.
Рис.
5. Объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене (а); цена предложения превышает цену спроса при любом неотрицательном объеме (б). |
На рис. 5,б цена спроса меньше цены предложения1 при любом неотрицательном объеме выпуска, сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар, недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно. Так, можно сделать автомобиль из чистого золота или мусорный бак из серебра, но продать эти товары будет весьма не просто. В этом случае считают, что равновесие существует при нулевом равновесном объеме (Q = 0), если цена предложения при этом объеме больше цены спроса.
Перейдем к рассмотрению вопроса о единственности равновесия.
На рис. 6,а
линия спроса имеет нормальный вид (т.е.
характерный отрицательный наклон). В
то же время линия предложения меняет
знак наклона при росте цены, что приводит
к существованию двух положений равновесия
- в точках Е1 и Е2.
Рис.
6. Неединственность равновесия. а - линии спроса и предложения имеют две общие точки; б - линии спроса и предложения имеют общий отрезок; в - равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 |
Считается, что
такая "загибающаяся" кривая предложения
характерна для трудовых ресурсов.
Кривая предложения имеет
На рис. 6,б представлен случай, когда линии спроса и предложения совпадают на отрезке NM. Равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от P1 до P2 и равновесном объеме QE. Изменение цены в указанном диапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей - изменение объема предложения. Этот случай имеет физическую аналогию в виде равновесия шара на горизонтальной площадке: равновесие возможно в любой точке этой площадки.
На рис. 6,в линии спроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.
1
Цена спроса определяется на графике как
ордината точки на линии спроса и означает
максимальную цену, которую покупатели
согласны заплатить за определенный объем
предлагаемого товара. В свою очередь,
цена предложения определяется на графике
как ордината точки на линии предложения
и означает минимальную цену, по которой
продавцы готовы предложить определенное
количество товара.
На конном рынке
Если обратиться к прошлому экономической науки, то одна из тропинок непременно приведет нас в 1886г. Именно в этом году увидела свет книга австрийского экономиста Евгения Бём-Баверка "Основы теории ценности хозяйственных благ", пополнившая золотой фонд экономической мысли. Найдем в ней отрывок, где рассказывается о конном рынке, и перескажем своими словами все, что там происходило.