Кредитно-денежная политика: цели и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования для написания курсовой работы было выбрано Открытое Акционерное Общество «Сбербанк России». Целью курсовой работы является выявление проблем при анализе кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности ОАО «Сбербанка России», и на этой основе - выработка рекомендаций по их решению.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- представить характеристику банка и результаты хозяйственной деятельности;

- рассмотреть теоретические аспекты управления кредитными операциями в банке;

- проанализировать механизм управления кредитными операциями на примере ОАО «Сбербанк России» и проблему оценки и анализа кредитно-денежной политики;

- разработать основные направления по совершенствованию форм кредитно-денежной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………………5

1.1.Сущность, виды и принципы кредитования…………………………………...5

1.2. Зарубежный опыт проведения кредитно-денежных операций………………9

1.3. Кредитно-денежная политика как основной инструмент достижения

стратегических целей банка………………………………………………………15

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СБЕРБАНКА РОССИИ» ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………...19

2.1. Характеристика ОАО «Сбербанка России», направление деятельности......19

2.2. Основные экономические результаты работы банка…………….………….26

2.3. Кредитно-денежная политика банка и проблемы управления кредитными операциями и рисками ……………………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа -2010 г.-2.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

      Банковские  кредиты могут подразделяться в  зависимости от валюты, которая используется в процессе кредитования, в зависимости  от того, лимитируется или нет ссудная  задолженность, постоянно возобновляемые (револьверные) и прерываемые кредиты и т. п.

      Серьезным основанием для выделения специальной  группы кредитов является их размер. В  мировой и отечественной банковской практике регламентируются так называемые «крупные» кредиты. К разряду  крупных кредитов в России относят  ссуды, размер которых одному заемщику (или группе заемщиков) превышает 5% капитала банка.  

      1.2. Зарубежный опыт проведения кредитно-денежных операций 

      Для уяснения положительных и отрицательных  аспектов отечественной системы  оценки кредитно-денежных операций необходимо рассмотреть опыт экономически развитых стран в данном вопросе. Для более объективного анализа сравним и проанализируем кредитно-денежные политики разных банков. Это поможет доказать нам эффективна или нет методика оценки кредитоспособности заемщика.

      Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов. В начале рассмотрим показатели кредитоспособности, используемые банками Соединенных Штатов Америки - самой экономически развитой страны мира. В американской практике используется метод бальной оценки ссудозаемщиков, основанный на «правиле пяти сил»

      1. C Capacity – финансовая способность вернуть долг;

      2. C Character.- репутация заемщика(честность, порядочность, прилежание);

      3. C Capital – капитал или имущество;

      4. C Collateral –наличие обеспечения, залога;

      5. C Conditions – экономическая конъюнктура и ее перспективы.

Применительно к банковским системам в странах  с развивающей экономикой американскими  аналитиками были разработаны еще  два «си»:

      - C Country- страновой фактор;

      - C Currency- национальная валюта, ее устойчивость.

В практике английских банков наибольшее распространение  получили методики PARSER и CAMPARI.

      PARSER:

      -P person – информация о потенциальном заемщике, его репутация;

      A amount – обоснование суммы испрашиваемого кредита;

      R repayment – возможности (условия) погашения кредита;

      S security – оценка обеспечения кредита;

      E expediency – целесообразность кредита;

      R remuneration – вознаграждение банка (процентная ставка).

      CAMPARI:

      C character – репутация, характеристика(личные качества)заемщика;

    A ability – способность возвратить кредит (оценка бизнеса заемщика);

      M means – необходимость обращения за кредитом, или (маар жа);

      P purpose – цель кредита;

      A amount – размер кредита;

      R repayment – условия погашения кредита;

      I insurance – обеспечение, страхование риска непогашения кредита.

      Ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей:

     - ликвидности фирмы;

     - оборачиваемости капитала;

     - привлечения средств;

     - показатели прибыльности.

К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр).

      Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам.

      Коэффициент ликвидности прогнозирует способность  Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе  на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше коэффициент ликвидности, тем выше кредитоспособность. Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств. Коэффициент покрытия - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если коэффициент покрытия менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

      Показатели  оборачиваемости капитала, относящиеся  ко второй группе, отражают качество оборотных  активов и могут использоваться для оценки роста коэффициента покрытия. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика.

      Коэффициенты  привлечения (Кпривл) образуют третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу, показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность Заемщика

      С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся: доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе коэффициентов привлечения, может компенсироваться ростом прибыльности.

      Далее рассмотрим оценку кредитоспособности коммерческими банками Франции - одной из наиболее развитых европейских  стран. Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока:

     - Оценка предприятия и анализ  его баланса, а также другой  отчетности;

     - Оценка кредитоспособности клиентов  на основе методик, принятых  отдельными коммерческими банками;

     - Использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

     При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

     1. Характер деятельности предприятия  и длительность его функционирования;

     2. Факторы производства:

      ·- трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70%);

     ·-производственные ресурсы (соотношение амортизации  и амортизируемых средств, уровень  инвестиций);

     - финансовые ресурсы;

      - экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).

     В активе баланса при анализе выделяются три составные части:

     ·- иммобилизованные активы,

     ·- оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие);

     ·- денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги

      Пассив  баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.). На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели. Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей.

      Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности  и собственных средств, соотношение  стабильных собственных ресурсов и  суммы активов, динамика затрат и  убытков по сравнению с темпами  роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

      Показатели  состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчетов с поставщиками.

      Каждый  из показателей оценивается в  пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента. Учитываются также и  данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела  В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. Каждой группе присваиваются литеры от А до К.

        Второй раздел является разделом  кредитной котировки, выражающий  доверие, которое может быть  допущено в отношении предприятий.  Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

      Третий  раздел классифицирует предприятия  по их платежеспособности. Банк Франции  фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет  клиентов коммерческих банков на три  группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

      Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя  и ценные бумаги которых могут  быть переучтены или нет в Банке  Франции.

      Таким образом, существующие методики оценки кредитоспособности заемщика коммерческими банками экономически развитых стран имеют положительные аспекты. Их частичное применение может дать положительные результаты.  
 
 
 
 

    1.3. Кредитно-денежная политика как основной инструмент достижения стратегических целей банка 

      Кредитно-денежная политика банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики. На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов.

      Проводимая  работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения  и относится больше к работе аналитических  и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным. Исходя из проведенных исследований руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

    1. Основные направления кредитно-денежной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:

Информация о работе Кредитно-денежная политика: цели и инструменты