Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью. Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться. При этом далеко не всякий труд приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическое и умственное утомление, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказа от отдыха) и т.п.

Содержание

Тема № 1. «Рынок труда, заработная плата»……………………………………3
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………………..3
2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы…………………...10
З.Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………...17
Тема № 2. «Рынок природных ресурсов и их цена»…………………………..23
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности…………...23
2. Экономическая рента и ее виды……………………………………………...25
3. Цена земли……………………………………………………………………..27
Тема № 3. «Рынок капитала и ссудный процент»……………………………..31
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала………………...31
2. Ссудный процент, как цена производственного фактора «капитал»……...35
Тема № 4. «Рынок ценных бумаг»……………………………………………...37
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа………………37
2.Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг……………………………………43
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………..47
Тема № 5. «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»………………………………………………………………...50
1. Совокупный спрос…………………………………………………………….50
2. Совокупное предложение…………………………………………………….52
3. Макроэкономическое равновесие……………………………………………55
Тема № 6. «Национальный доход, его распределение и перераспределение»58
1. Макроэкономическое регулирование. Понятие. Цель макроэкономического регулирования……………………………………………………………………58
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение
национального дохода…………………………………………………………...63
3. Налоги………………………………………………………………………….68
4. Государственный бюджет…………………………………………………….75
5. Доходы населения и уровень жизни…………………………………………79

Работа содержит 1 файл

Копия Контрольная работа по экон. теории.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     Кейнсианство  в противоположность либералистским экономическим идеям доказывало необходимость государственного вмешательства в ход экономических процессов (это на Западе называется активизмом) – например, для преодоления экономических кризисов, ускоренной инфляции. В центре внимания Кейнсианского регулирования – макроэкономические проблемы. Кейнс анализировал не столько индивидуальное поведение участников экономического процесса, сколько соотношение между совокупным (агрегатным) спросом и предложением, ввел в науку понятия предельной склонности к сбережениям и предельной склонности к потреблению. В его моделях совокупные инвестиции (I) приравнены к сбережениям (S), т.е. все сбережения, так или иначе, обращаются в экономике в инвестиции.

     Кейнс ввел также понятие эффективного спроса – такого, который как бы тянет за собой предложение, подталкивая развитие производства. Он разделил спрос на деньги на две части: спрос по так называемым транзакционным мотивам, т.е. спрос на активные денежные остатки (для приобретения товаров и услуг), и по спекулятивным мотивам (включая мотив предосторожности вследствие неопределенности будущего) – спрос на пассивные остатки. Он утверждал, что именно инвестиции, а не сбережения вызывают изменения в национальном доходе и происходит это через механизм мультипликатора. Если рост сбережений не компенсирован ростом инвестиций, доход упадет и безработица усилится.

     Кейнс выдвинул идею равновесия рыночной экономической системы в условиях неполной занятости, полемизируя с представителями неоклассицизма и утверждая, что в конкурентной экономике не существует механизма, гарантирующего полную занятость. Чтобы избежать массовой безработицы, он считал необходимым вмешательство государства, которое должно стимулировать спрос на товары путем финансирования инвестиций из бюджета, воздействуя, таким образом, на рост производства. Бюджетной политике государства он отдавал предпочтение перед политикой монетарной как главному инструменту регулирования экономики.

     Проводя кейнсианскую экономическую политику, многие государства Запада вскоре после Второй мировой войны на определенный период добились безусловного успеха в борьбе с циклическими кризисами, но впоследствии этот механизм стал давать сбои. Вновь возникла массовая безработица, страны начали «вползать» в новое состояние – стагфляцию. Ряд положений Кейнса был скорректирован, возникло течение неокейнсианства, ряд ученых попытались найти возможности соединения идей кейнсианства и неоклассицизма. Последователей Дж. Кейнса обвинили, прежде всего, в том, что их теория нарушала принципы свободного предпринимательства, мешала естественному ходу экономического процесса, его саморегулированию. Кейнсианцев упрекали и в том, что они не проявили должного внимания к вопросам движения денежной массы, ценообразования, динамики цен, нормы процента, отбросив их на второстепенные позиции как несущественные. Все это в значительной мере не принималось в расчет при формировании антициклических программ, моделей экономической динамики.

     Под  фискальной (налоговой) политикой государства  понимается постоянное  вмешательство  государства в экономические  процессы  и явления с целью  регулирования их  протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных  на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного  обращения   Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

     Фискальная  политика - совокупность  финансовых мероприятий государства  по  регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных  социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении  фискальной политики усилилась, особенно  во второй половине XX в.,  когда финансы государства стали играть значительную  роль в обеспечении  стабильного экономического  роста.

     Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

  1. устойчивый рост национального дохода,
  2. умеренные темпы инфляции,
  3. полная занятость,
  4. сглаживание циклических колебаний экономики.

     Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

     Фискальная  политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.

     При дискреционной политике государство  сознательно регулирует налогообложение  и бюджетные расходы для улучшения  экономического положения страны. Это  регулирование различно на разных  фазах экономического цикла. Так, во время кризиса  (спада производства) государство  увеличивает  свои расходы, снижает налоги, что способствует  расширению  покупательского спроса.  При подъеме производства, сопровождающемся  инфляцией,  государство сдерживает  деловую активность (уменьшает свои  расходы, увеличивает  налоги).

     Фискальная  политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах  (регуляторах),  использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных  фазах экономического цикла (в него  входят налоговые поступления и социальные  выплаты). Так, на фазе подъема  экономики,  когда растут доходы предприятий и работников  благодаря прогрессивному  налогообложению,  еще быстрее увеличиваются суммы налогов.  Одновременно  уменьшается безработица  и улучшается положение малообеспеченных  семей,  вследствие чего уменьшаются  выплаты пособий по безработице и ряд  социальных  выплат. В итоге уменьшается  общая величина совокупного спроса,  чем сдерживается  неумеренный экономический  рост. На фазе кризиса суммы налоговых  поступлений  автоматически уменьшаются  (суммы налоговых изъятий из доходов  сокращаются), а  социальные выплаты  (в т.ч. пособия по безработице) возрастают.  В результате  возрастает покупательная  способность населения, что способствует  выходу из  кризиса.

     Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение  величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических  колебаний совокупного дохода. Недискреционная  фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.

     Встроенный (автоматический) стабилизатор – это  экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости  и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.

     Такими  автоматическими стабилизаторами  являются:

  1. прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода  вследствие снижения налоговой ставки.
  2. пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты  автоматически снижаются.

     Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.

  1. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода.
 

     Национальный  доход — обобщающий показатель экономического развития страны, в котором синтезируется уровень развития производительных сил общества, в наиболее общем виде отражаются его экономическая структура, и результаты процесса расширенного воспроизводства за определённый период времени.

     Национальный  доход (НД) — это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидии.

     Это — чистый «заработанный доход» общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.

     В практике различают произведенный  и использованный НД. Произведенный  НД — это весь объем вновь созданном стоимости товаров и услуг. Использованный НД – это  произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении и т.д.) и внешнеторгового сальдо.

     Национальный  доход, вновь созданная в сфере  материального производства стоимость или соответствующая ей часть совокупного общественного продукта в натуральной форме, исчисленная за год. Результатом материального производства в течение данного года является совокупный общественный продукт. Если из его стоимости вычесть все материальные затраты, сделанные за год, то останется вновь созданная за год стоимость, или Национальный доход общества. В натурально-вещественном выражении годовой Национальный доход состоит из всей массы произведённых за год предметов потребления и средств производства, используемых для расширения производства.

     Национальный  доход - обобщающий показатель экономического развития страны; вновь созданная  в материальном производстве стоимость. Национальный доход складывается из:

     - заработной платы рабочих и  жалования служащих;

     - дополнительных выплат;

     - рентных доходов владельцев собственности; 

     - чистого процента по потребительским  кредитам;

     - прибылей корпораций;

     - доходов собственников. 

     Национальный  доход отличается от ВНП на сумму  амортизационных отчислений и косвенных налогов на предпринимателей.

     Национальный  доход - в экономических моделях - денежный поток, направленный от фирм к домохозяйствам в уплату за факторы  производства.

     Экономическая природа Национальный доход, его  источники, принципы распределения и характер использования определяются общественным способом производства. Правильное понимание сущности Национальный доход возможно лишь на основе научной теории общественного воспроизводства. Эту теорию создали основоположники марксизма-ленинизма.

       До К. Маркса экономическая мысль не смогла дать научного разрешения вопроса о Национальный доход, поскольку он рассматривался в отрыве от общественного воспроизводства. Первым произвёл расчёты Национальный доход англ. экономист 17 в. У. Петти. Позже в теорию Национальный доход внесли свой вклад физиократы, и, прежде всего Ф. Кенэ, создавший свою знаменитую «Экономическую таблицу» (1758), в которой впервые попытался показать движение общественного продукта. Однако физиократы, ошибочно считая производительной отраслью только сельское хозяйство, закрыли себе путь для разрешения проблемы воспроизводства в целом. Классики буржуазной политической экономии А. Смит и Д. Рикардо в понимании процесса воспроизводства сделали, но существу шаг, назад ошибочно считая, что стоимость всего общественного продукта сводится к доходам, игнорируя перенесенную на продукт стоимость средств производства. Они не видели различия между производительным и личным потреблением. Эта концепция в экономической науке известна под названием догмы Смита.

       Проблема Национальный доход впервые в истории экономической мысли научно была разработана К. Марксом и дальнейшее творческое развитие получила в трудах                  В. И. Ленина. Ленин писал: «Вопрос о „национальном доходе” и о „национальном потреблении”, абсолютно неразрешимый при самостоятельной постановке этого вопроса и плодивший только схоластические рассуждения, дефиниции и классификации,— оказывается вполне разрешенным, когда проанализирован процесс производства всего общественного капитала. Мало того: этот вопрос перестает существовать отдельно, когда выяснено отношение национального потребления к национальному продукту и реализация каждой отдельной части этого продукта» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 53).

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"